Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Валютно-экономическим риском




В общей стратегии защиты фирмы от валютно-экономическо­го (конкурентного) риска валютно-финансовые менеджеры также будут играть свою строго детерминированную роль. В целом она сводится к следующему: структурировать обязательства фирмы та­ким образом, чтобы в течение времени, когда предпринимаются стратегические маркетинговые и производственные корректиров­ки деятельности компании, снижение в прибылях на активы по­крывалось бы корреспондирующим снижением в стоимости обслу­живания этих обязательств по финансированию.

При этом одной из возможностей является финансирование активов фирмы, используемых для получения экспортных при­былей, в такой форме, чтобы убытки по денежным потокам, свя­занные с изменением валютного курса,, компенсировались за счет снижения в стоимости обслуживания долга. Например, фирма, имеющая крупный экспортный рынок, должна поддерживать часть своих обязательств в валюте страны, в которой этот экспорт реа­лизуется. Причем величина этой части обязательств зависит от возможного размера потерь прибыльности, связанных с измене­нием реального курса данной валюты. Здесь трудно дать более определенные рекомендации, поскольку последствия колебаний реальных валютных курсов весьма неодинаковы для различных компаний.

Проведение хеджинговой политики на практике - непростое дело, так как специфические воздействия изменений различных валютных курсов на денежные потоки конкретной фирмы весьма трудно предвидеть. Именно поэтому хеджинг должен предприни­маться лишь в том случае, если последствия изменений реального валютного курса, как ожидается, будут значительными. Этот под­ход нацелен на снижение риска и издержек. Если же несовершен­ства финансового рынка значительны, то фирма может подверг­нуть себя еще большему валютному риску, надеясь снизить ожи­даемые издержки финансирования.

Итак, ключом для эффективного менеджмента валютно-экономического риска является интегрирование валютно-курсовых наблюдений в общефирменную управленческую стратегию. В связи с этим фирма может образовать некоторую специализированную управленческую структуру, которая будет заниматься развитием координации между менеджерами, ответственными за различные аспекты валютно-экономического менеджмента (скажем, по типу комитета по управлению активами и обязательствами в крупных банках). Такой структурой, например, может стать комитет по уп­равлению валютным риском, в который входили бы финансовые менеджеры и высшие должностные лица компании (отвечающие за международные операции, маркетинг, производство, планиро­вание, а также исполнительный директор). Высшим менеджерам также может быть рекомендовано инкорпорирование валютных ожиданий в свои собственные решения.

В такого рода интегральной программе по управлению валютно-экономическим риском роль финансового менеджера являет­ся многоаспектной. Во-первых, он должен предоставить опера­ционным менеджерам прогнозы об инфляции и валютных курсах; во-вторых, идентифицировать и подчеркнуть степень подвержен­ности конкурентных позиций фирмы валютному риску; в-третьих, структурировать оценочные критерии так, чтобы вознаграждение операционных менеджеров существенно не зависело от неожи­данных валютных колебаний; наконец, он должен оценить оста­точную (после корректировки маркетинговых и производствен­ных стратегий) подверженность конкурентных позиций фирмы валютно-курсовому риску и прохеджировать этот остаточный риск.

 

РЕЗЮМЕ

Итак, в данной главе мы охарактеризовали концепцию под­верженности фирмы (банка) риску изменения реального валют­ного курса с точки зрения экономиста. Данный подход в какой-то мере развит как альтернативный к концепции аккаунтингового валютного риска. Так, в главе 9 мы видели, что если аккаунтеры акцентируют свое внимание на воздействиях валютно-курсовых изменений на финансовую отчетность фирмы (банка), то это мо­жет привести их к игнорированию не менее важных последствий, которые могут иметь изменения реального валютного курса для будущих денежных потоков фирмы (банка) по отдельным операци­ям и для общих конкурентных рыночных позиций фирмы (банка).

В целом валютно-экономический риск фирмы измеряется той степенью, в которой на стоимость фирмы воздействуют измене­ния реального, т.е. скорректированного на риск, валютного кур­са. Однако, хотя концептуально легко идентифицировать валют­ный риск, на практике трудно определить, каковым будет факти­ческое экономическое воздействие на фирму (банк) изменений валютного курса.

Для некоторой данной фирмы такое воздействие зависит от большого количества переменных, включая месторасположение ее важнейших рынков и конкурентов, ценовую эластичность спроса и предложения, взаимозаменимость сырья и материалов, а также темп инфляции. Мы охарактеризовали технику анализа, которая снимает многие эти проблемы с помощью использования регрес­сионного анализа для определения подверженности конкурент­ных позиций фирмы валютному риску. Однако ее практическая ценность весьма ограниченна в силу того, что на основе прошлых показателей нельзя абсолютно достоверно предсказать будущие.

Как мы видели, валютно-экономический риск воздействует на все стороны операций, которые проводит компания. Следователь­но, он должен быть предметом заботы не только одних финансо­вых менеджеров. В частности, операционные менеджеры (по мар­кетингу и производству) также должны быть вовлечены в процесс защиты долговременных конкурентных позиций компании от не­благоприятных изменений реальных валютных курсов (относи­тельных цен). Ключом для общефирменного эффективного ме­неджмента валютно-экономического риска является интегриро­вание управления этим типом валютно-курсового риска в общий управленческий процесс компании (банка).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1) Фирма получает сырье и продает свою продукцию на оте­чественном рынке. Сталкивается ли она с валютно-экономическим риском? Почему и в какой форме?

2) В силу каких обстоятельств международная фирма менее под­вержена валютно-экономическому риску, чем отечественная фирма в той же отрасли?

3) После "черного вторника" в октябре 1994 г. рубль резко упал в цене против доллара. Каким образом это обстоятельство ска­залось на конкурентоспособности российских экспортеров и импортеров? Каким образом это повлияло на экспорт и им­порт капитала в России?

4) Почему менеджеры должны использовать маркетинговую и производственную стратегии для управления валютным рис­ком? Какие маркетинговые и производственные техники вво­дит фирма для управления валютным экономическим риском?

5) Каким образом более короткий продуктовый цикл помогает компаниям снизить валютный риск, с которым они сталкива­ются?

6) На начало года курс доллара составил USD I = JPY 200. В те­чение года темп инфляции в США равнялся 4%, а в Японии - 2%. В конце года валютный курс составил 180 иен за 1 дол. Каковы вероятные конкурентные эффекты этого изменения ва­лютного курса для американской фирмы, главным конкурен­том которой является японская компания? Каковы конкурент­ные эффекты, если на конец года сложился следующий обмен­ный курс: 195,15 иен за 1 дол.?

7) Оцените вероятные последствия снижения курса рубля для рос­сийской фирмы. Большая часть ее добавленной стоимости вклю­чает обоснование и менеджмент инвестиционных проектов, тогда как большая часть ее издержек - это оплата российского труда по консалтинговым, инжиниринговым и менеджментным услугам.

8) Российская фирма экспортирует 40% от своего годового объе­ма продаж. Она оплачивает все свои издержки в рублях, тогда как большая часть экспортных продаж фирмы оценивается в долларах.

а) Как воздействуют изменения валютного курса на фирму?

б) Проведите различие между подверженностью фирмы операционному и конкурентному валютно-экономическим рис­кам.

в) Как может фирма защитить себя от операционного валютно-курсового риска?

г) Какие финансовые, маркетинговые и производственные техники может использовать фирма для защиты себя от валютно-конкурентного риска?

д) Может ли фирма элиминировать свою подверженность конку­рентному риску посредством хеджирования своей позиции каждый раз, когда она осуществляет продажи за границу? Обоснуйте свой ответ.

9) Американской фирме требуется среднесрочное финансирование в 10 млн. дол. для строительства завода в США. Банк фирмы предлагает следующие альтернативы: трехлетний заем в долла­рах - под 14% годовых, в немецких марках - под 8% в швей­царских франках - под 4%.

а) Какая информация требуется фирме, чтобы принять окон­чательное решение по предложению банка?

б) Предположим, что завод будет построен в Швейцарии, а не в США. Каким образом это отразится на ваших ответах на предыдущий вопрос?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. - М.: Финансы и статистика, 1994.

Белова Т.Д. Текущие валютные счета организаций. Открытие. Ведение. Использование. Сер. Международный банковский бизнес. - М.: Консалтбанкир, 1995.

Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвес­тиций: Пер. с англ. - М.: Интерэксперт - ИНФРА-М, 1995.

Валютное регулирование в России: Сборник основных нормативных ак­тов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля / Под ред. Т.П. Базаровой. — М.: ЮНИТИ, 1996.

Валютный портфель / Ред. колл. Ю.Б. Рубин, Е.Д. Платонов. - М.: СО-МИНТЭК, 1995.

Baн Хорн Дж. С. Основы управления финансами: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1996.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник / Под ред. Л.Е. Стровского. - М.: ЮНИТИ, 1996.

Горбунова А.Р. Оффшорный бизнес и создание компаний за рубежом. М.: Анкил, 1995.

Дэниелс Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес / Пер. с англ. - М.: Дело Лтд, 1994.

Котелкин С.В. Основы международного валютно-финансового менедж­мента: Текст лекций. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского УЭФ, 1996.

Котелкин С.В. Основы международного финансового менеджмента: При­ложения к Тексту лекций. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского УЭФ, 1997.

Котелкин С.В., Тумарова Т.Г. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского УЭФ, 1997.

Круглов А.В. Инструменты современного хеджинга. - СПб.: Изд-во Санкт-петербургского УЭФ, 1995.

Международные валютно-финансовые и кредитные отношения. Учеб­ник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.

Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые от­ношения: Пер. с франц. / Общ. ред. Н.С. Бабинцевой. - М.: Про­гресс-Универс., 1994.

Практикум по финансовому менеджменту: Учеб. пособие / Под ред. Е. Стояновой. - М.: Перспектива, 1995.

Предпринимателю о банках и банковских операциях: расчетный счет, лизинг, факторинг, валюта, инкассо, аккредитив, вексель, серти­фикат. - СПб., 1993. Рынок ценных бумаг и его финансовые институты: Учеб. пособие / Под ред. B.C. Торкановского. - СПб.: Комплект, 1994.

Смирнов А.Л. Организация финансирования инвестиционных проектов. - М.: Консалтбанкир, 1993.

Стоянова Е. Финансовый менеджмент: российская практика. - М.: Пер­спектива, 1995.

Сухилин С.А. Валютное регулирование в Российской Федерации. - М.: Де-Юре, 1994.

Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело Лтд,1993.

Хэррис Дж. Мэнвилл. Международные финансы: Пер. с англ. - М.: Филинъ, 1996.

Шалашова Н.Т., Шалашов В.П. Валютные расчеты и бухгалтерский учет валютных операций (при экспортно-импортных операциях). - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1995.

International Corporate Finance. Markets, Transactions and Financial Man­agement. Ed. by H.A.Poniachck. - Boston, 1989.

Levi M.D. International Finance: The Markets & Financial Management of Multinational Business. - N.Y., etc., 1990.

Melvin М. International money & finance, 4th cd. - Harper Collins, N.Y.C., 1994.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...