Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и задачи изучения дисциплины




ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Международный институт финансов, управления и бизнеса

 
 

 

 


Е.М.Черкашов

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС

Учебно-методический комплекс

 

 

Т ю м е н ь

2007 г.

 

УДК

ББК

 

Черкашов Е.М. Международный бизнес: Учебно-методический комплекс по магистерской программе «Международный бизнес» направления «Менеджмент». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. - 57 с.

 

 

Учебно-методический комплекс разработан в рамках инновационной образовательной программы Центра компетенций в области экономического и правового сопровождения приоритетных проектов Западно-Сибирского региона на основании учебного плана магистерской программы «Международный бизнес» направления «Менеджмент». Наряду с Учебным пособием и Учебно-практическим изданием является составной частью целостного пакета методического обеспечения дисциплины «Международный бизнес», содержит рекомендации для слушателей и преподавателей по использованию материалов, содержащихся в учебном пособии и учебно-практическом издании. Включает: цель, задачи, тематический план изучения дисциплины, основные вопросы теоретического курса, вопросы для обсуждения по темам, вопросы к экзамену/ зачету, темы рефератов и курсовых работ, методические указания по их выполнению, рекомендации для слушателей и преподавателей, список рекомендуемой литературы, в том числе Интернет – ресурсы.

Комплекс разработан с учетом современных тенденций функционирования и развтия мировой экономики. Рассчитан на магистрантов программы «Международный бизнес» направления «Менеджмент». Рекомендуется к использованию магистрантами по программе «Маркетинг», студентами специальностей «Мировая экономика», «Финансы и кредит» по соответствующим спецкурсам.

 

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Международного института финансов, управления и бизнеса Тюменского государственного университета.

 

 

© Тюменский государственный университет, 2007.

© Международный институт финансов, управления и бизнеса ТюмГу, 2007.

© Издательство ТюмГУ, 2007.

© Е.М. Черкашов, 2007.

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

1. Цель и задачи изучения дисциплины  
2. Тематический план изучения дисциплины  
3. Содержание теоретического курса (основные вопросы темы)  
4. Темы рефератов, вопросы к экзамену/ зачету  
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса  
6. Рекомендации для слушателей и преподавателей по использованию материалов учебного пособия и учебно-практического издания  
7. Рекомендации по выполнению групповой курсовой работы  
8. Приложения  

Цель и задачи изучения дисциплины

1. Целью изучения дисциплины «Международный бизнес» является формирование у магистрантов(слушателей, студентов) целостной системы экономического мышления и знаний в области международного бизнеса, развитие необходимых навыков и компетенций, позволяющих эффективно оценивать возможности ведения международного бизнеса.

2. Задачи преподавания дисциплины:

- сформировать у слушателей(студентов) концептуальное представление о функционировании и развитии системы международного бизнеса;

- предоставить слушателям(студентам) теоретические и методические знания в области анализа, оценки, обоснования возможных путей и способов интернационализации бизнеса в условиях глобализации мировой экономики и международной конкуренции;

- ознакомить с проблемами современного международного бизнеса и предпринимательства, особенностями его конкурентной, экономико-правовой, финансовой и социально-культурной среды, с моделями и способами ведения бизнеса на международной арене;

- сформировать у слушателей(студентов) практические навыки анализа внешней среды международного бизнеса, выбора стран, рынков для ведения международного бизнеса и обоснования метода интернационализации фирмой своего бизнеса;

- сформировать у слушателей(студентов) практические навыки командной работы по анализу, оценке ситуации и принятию решения об организации и ведению бизнеса за рубежом.

 

 

2. Тематический план изучения дисциплины

Таблица.

Наименование тем курса лекций   Занятий, час  
п/п   лек-ции практич. самос. Ито-го
           
  Раздел 1. Концептуальная модель функционирования и развития системы международного бизнеса        
1. Сущность, этапы развития, цели, виды и внешняя среда международного бизнеса        
2. Особенности международной конкуренции        
3. Общая характеристика международного предпринимательства        
  Раздел 2. Условия, средства, методы и способы ведения международного бизнеса        
  Выбор стран, рынков и способа интернационализации бизнеса        
  Выбор иностранных партнеров и оценка конкурентов -      
  Международные контракты, базисные условия поставки, расчеты и гарантии, таможенные режимы и процедуры.        
  Валютно-финансовая среда и источники финансирования международного бизнеса        
  Международная торговля товарами, услугами и контрактные модели ведения международного бизнеса.        
  Инвестиционные модели интернационализации бизнеса        
  Всего        

 

3. Содержание теоретического курса (основные вопросы темы)

Раздел 1. Концептуальная модель функционирования и развития системы международного бизнеса

Тема 1. Сущность, этапы развития, цели, виды и внешняя среда международного бизнеса

Основные вопросы темы

Сущность и этапы развития международного бизнеса. Основные теории международной торговли и международного инвестирования.

Цели международного бизнеса: выход на новые рынки сбыта; доступ к ресурсам; диверсификация; удобное географическое положение; выгодные правовые и налоговые условия деятельности.

Виды международного бизнеса: экспорт и импорт товаров (торговля топливно-сырьевыми и сельскохозяйственными товарами, торговля предметами потребления, торговля машинами и оборудованием, встречные поставки.); экспорт и импорт услуг (лицензирование, управленческие контракты, строительство объектов “под ключ”, международный инжиниринг, международный лизинг, международные страховые и банковские операции, транспортные услуги и международные перевозки, международный туризм); портфельные инвестиции, прямые инвестиции.

Общая внешняя среда международного бизнеса: географическая, историческая, политическая, правовая, экономическая, культурная. Факторы конкурентной среды.

Вопросы для обсуждения

 

1. Какие тенденции можно обнаружить при анализе этапов развития международного бизнеса?

2. В чем заключаются существенные отличия теорий международной торговли ХХ века от предшествующих столетий?

3. В объяснении каких вопросов международного движения капиталов теории международного инвестирования дополняют друг друга?

4. В чем отличие целей от мотивов международного бизнеса?

5. По каким критериям можно сгруппировать основные виды международного бизнеса?

6. В чем отличие подходов туриста и бизнесмена к зарубежному географическому, историческому, политическому, правовому, экономическому и культурному окружению?

7. Назовите основные параметры, позволяющие описать каждую из составных частей общей внешней среды международного бизнеса(географическую, историческую, политическую, правовую, экономическую, технологическую и культурную)

Основная рекомендуемая литература

1. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя cреда и деловые операции. Пер.с англ., 6-е изд. - М.: “Дело Лтд” 1993. Гл.1-3.

2. Международный менеджмент. Учебник для вузов/Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И. Баркана, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля.- СПб: Издательство «Питер», 2000. Гл.1 с.10-28; Гл.2 с.41-86.

3. Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес, 4-е изд./Пер. с англ. Под ред. А.Г. Медведева.-СПб.: Питер, 2006.Гл.1, 3, 4, 5,6.

4. Кратко И.Г. Международное предпринимательство: Учеб. Пособие.- М.: «ИНФРА-М», 2001. с. 18-20

5. Современная внешнеэкономическая деятельность/ Под ред. д.э.н., профессора Б.М. Смитиенко – М.: МГУП, 2000. Гл. 6

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...