Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Международная торговля товарами, услугами и контрактные модели ведения международного бизнеса.




Основные вопросы темы

Современные формы и методы международной торговли. Международные посреднические операции ивиды международных посредников.

Формы международной торговли (торговля сырьевыми товарами; продовольственными товарами и товарами широкого потребления; готовой продукцией; изделиями в разобранном виде, прогрессивная сборка; комплектным оборудованием; инженерно-консультационными услугами; результатами(объектами) интеллектуальной собственности )

Методы международной торговли( биржевая и аукционная торговля; международные торги; международная встречная торговля; кооперация при сбыте товаров)

Нетрадиционные методы финансирования международной торговли ( лизинг; факторинг; форфейтинг)

Контрактные модели ведения международного бизнеса (лицензионные соглашения; франчайзинг;соглашение на производство продукции за рубежом; управленческий контракт; контракт «под ключ»; контрактные совместные предприятия; концессионные соглашения.

Вопросы для обсуждения

1.Проведите сравнительный анализ современных форм и методов международной торговли.

2. Охарактеризуйте основные международные посреднические операции ивиды международных посредников.

3. Какие критерии используются при классификации международных посреднических операций и международных посредников?

4. Чем отличаются формы торговли традиционными товарами от торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности?

5.Чем отличаются методы международной торговли от форм международной торговли?

6. В каком смысле нетрадиционные методы финансирования международной торговлиможно рассматривать в качестве конкретных методов ведения международной торговли?

7. Что собой представляют контрактные модели ведения международного бизнеса?

8. Чем отличаются контрактные модели ведения международного бизнеса от традиционных форм международной торговли?

 

Основная литература

 

1.Ноздрева Р.Б. и др. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 10.- М.: «ИНФРА-М», 1999. С.242-342.

2. Кратко И.Г. Международное предпринимательство: Учеб. Пособие.- М.: «ИНФРА-М», 2001. с. 113-118; 140-147; 171-186; 198-205.

3. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник.- М.: Юристъ, 1998. С.343-375; 396-477.

 

Тема 9. Инвестиционные модели интернационализации бизнеса.

Факторы, влияющие на выбор способа прямого зарубежного инвестирования. Основные мотивы выбора между созданием нового предприятия и приобретением существующего предприятия за рубежом.

Система международного финансирования инвестиционной деятельности.

Международное проектное финансирование прямых инвестиций. Финансирование успешных новых компаний международными фондами прямых инвестиций. Международное венчурное финансирование научных исследований и разработок.

Глобализация в инновационной сфере и инвестирование зарубежных НИОКР: новые тенденции в глобализации инноваций; поддерживающие и подрывные инновации; стадии интернационализации бизнеса молодой компании, обладающей поддерживающими инновациями; стадии интернационализации бизнеса молодой компании, обладающей подрывными инновациями; роль офшорингового аутсорсинга(офшоринга) в процессе взаимодействия ведущих ТНК с зарубежными молодыми инновационными фирмами.

Региональные формы привлечения иностранных инвестиций. Виды свободных экономических зон. Оффшорный бизнес, оффшорная зона, оффшорная компания. Признаки и механизмы функционирования оффшорной компании.

Основная литература

1. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: Стратегия возрождения промышленности.- М.: Финансы и статистика, 1999. Гл.1.

2. Кратко И.Г. Международное предпринимательство: Учеб. Пособие.- М.: «ИНФРА-М», 2001. с. 206- 270.

3. Доклад ЮНКТАД О мировых инвестициях 2005: Транснациональные корпорации и интернационализация НИОКР

 

4.Темы рефератов, вопросы к экзамену/ зачету

Темы рефератов

Тема 1. Сущность, этапы развития, цели, виды и внешняя среда международного бизнеса.

 

1.Основные теории международной торговли и международного инвестирования.

2. Мотивы ведения международного бизнеса компаниями развитых стран.

3. Мотивы ведения международного бизнеса российскими компаниями.

4. Мотивы ведения международного бизнеса компаниями стран Юго-Восточной Азии.

5. Основные виды международного бизнеса.

6. Особенности анализа и оценки правовой среды международного бизнеса.

7. Анализ и оценка страновых рисков ведения международного бизнеса.

8. Особенности анализа и оценки экономической среды международного бизнеса.

9. Особенности анализа и оценки социально-культурной среды международного бизнеса.

Тема 2. Особенности международной конкуренции.

10. Особенности международных конкурентных преимуществ компаний развитых стран.

11. Особенности международных конкурентных преимуществ российских компаний.

12.Особенности международных конкурентных преимуществ компаний новых индустриальных стран.

13.Основные виды конкурентных стратегий компаний, ведущих международный бизнес.

14. Основные факторы международной конкурентоспособности компаний.

15. Основные факторы, обеспечивающие ТНК конкурентные преимущества высокого порядка.

16. Оценка конкурентных преимуществ России.

17.Кластеры и конкурентные преимущества региона.

18. Особенности международной конкуренции стран в условиях глобализации.

19. Особенности международной конкуренции компаний в условиях глобализации.

Тема 3. Общая характеристика международного предпринимательства.

20. Сущность и основные факторы развития международного предпринимательства.

21. Мотивы и модели международного предпринимательства.

22. Методы интернационализации предпринимательства и степени риска.

23. Основные организационные формы международного предпринимательства.

24. Особенности совместного предпринимательства в России.

25. Особенности совместного предпринимательства в развитых странах.

26. Особенности совместного предпринимательства в новых индустриальных странах.

27. Особенности совместного предпринимательства в странах Юго-Восточной Азии.

28. Особенности международного предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса.

29. Международная экономическая интеграция и развитие международного предпринимательства.

30. Основные субъекты международного предпринимательства.

31. Влияние прогресса в информационных технологиях на развитие международного предпринимательства.

32. Электронный бизнес в условиях глобализации.

33. Международное предпринимательство в сфере высоких технологий.

34. Международное предпринимательство в сфере услуг.

Тема 4. Выбор стран, рынков и способа интернационализации бизнеса

35. Методы оценки преимуществ и рисков, связанных с выходом компании на внешние рынки.

36. Анализ и оценка общехозяйственной и рыночной конъюнктуры стран.

37. Анализ, оценка и выбор принимающих стран для ведения бизнеса.

38. Анализ, оценка и выбор внешних рынков для ведения бизнеса.

39. Обоснование способа ведения бизнеса в принимающей стране.

40. Методы и процедуры исследования международных рынков.

41. Процедуры и методы выбора зарубежного рынка.

Тема 5. Выбор иностранных партнеров и оценка конкурентов.

42. Источники информации и способы оценки надежности потенциального иностранного партнера.

43.Основные источники информации о фирмах в Интернете.

44. Организация работы по изучению партнеров (контрагентов).

45. Особенности учета и отчетности в различных странах.

46. Основные методы изучения и оценки конкурентов.

Тема 6. Международные контракты, базисные условия поставок, расчеты и гарантии, таможенные процедуры

47. Основные виды международных контрактов

48. Основные таможенные режимы.

49.Таможенная оценка и оформление товара.

50. Базисные условия поставки в контрактах купли-продажи.

51. Транспортные условия контрактов купли-продажи.

52.Цены в международной торговле.

52. Виды внешнеторговой документации.

53.Переговоры с зарубежными партнерами, деловая переписка и деловой протокол.

54. Способы платежа и методы международных расчетов.

55.Поручительства и гарантии в международном бизнесе.

Тема 7. Валютно-финансовая среда и источники финансирования международного бизнеса.

56. Современные валютные рынки.

57. Международные организации, регулирующие валютную деятельность стран.

58. Инструменты срочного валютного рынка.

59. Валютный риск и стратегии его хеджирования.

60. Транзакционный риск и контрактные методы его страхования.

61. Условия и теории паритетов международного финансового рынка

62. Внутренние и внешние источники краткосрочного финансирования международной фирмы.

63. Нетрадиционные методы финансирования внешней торговли.

64. Долгосрочное финансирование международной фирмы.

65. Участие российских компаний в международных инвестиционных проектах.

Тема 8. Международная торговля товарами, услугами и кооперационное сотрудничество.

66.Международные сделки по купле-продаже товаров.

67.Виды международных посредников.

68.Структура и содержание посреднических соглашений.

69. Внешнеторговые сделки по купле-продаже услуг.

70. Внешнеторговые сделки по купле-продаже объектов интеллектуальной собственности.

71.Виды нематериальных активов.

72. Виды лицензий в международной торговле объектами интеллектуальной собственности.

73. Методика расчета лицензионных платежей.

74.Международная регистрация патентов и товарных знаков.

76.Основные виды коллективных контрактов: контрактные совместные предприятия; международные стратегические альянсы; концессионные соглашения.

Тема 9. Инвестиционные модели интернационализации бизнеса.

77. Цели и способы прямого инвестирования.

78. Факторы, влияющие на выбор способа прямого инвестирования.

79.Регулирование иностранных инвестиций в принимающей стране.

80. Порядок создания предприятия с иностранными инвестициями в принимающей стране.

81.Выбор формы и страны регистрации зарубежной фирмы.

82. Региональные формы привлечения иностранных инвестиций.

83.Оффшорная зона: сущность, формы и функции.

84. Выгоды и риски оффшорного бизнеса.

85. Признаки и механизмы функционирования оффшорной компании.

86. Роль прямых инвестиций в деятельности ТНК.

87. Роль оффшорных зон в международном движении финансовых потоков.

 

Вопросы к экзамену/зачету

1. Цели и виды международного бизнеса.

2. Основные виды экспорта и импорта товаров.

3. Основные виды экспорта и импорта услуг.

4. Портфельные и прямые инвестиции.

5. Международное совместное предпринимательство.

6. Особенности международной правовой среды.

7. Особенности международной экономической среды.

8. Международное предпринимательство и международный бизнес.

9. Основные факторы развития международного предпринимательства.

10. Методы интернационализации предпринимательства и степени риска.

11. Организационные формы и субъекты международного предпринимательства и бизнеса.

12. Особенности совместного предпринимательства.

13. Основные факторы,воздействующие на развитие современной среды международного предпринимательства.

14. Отрасль как группа конкурентов и пять конкурентных сил М.Портера.

15. Цепочка ценности фирмы и ее конкурентоспособность. Конкурентные стратегии фирмы.

16. Типы отраслей и формы международной конкуренции.

17. Глобальная отрасль и глобальная стратегия фирмы.

18. Конкурентное преимущество в международном соперничестве.

19. Детерминанты конкурентного преимущества стран.

20. Правительственная политика и национальное конкурентное

преимущество.

21.Местоположение и его роль в глобальной конкуренции. Кластеры и конкурентные преимущества.

22. Показатели оценки общехозяйственной и рыночной конъюнктуры.

23. Инструменты, используемые для сравнения стран: индекс БЕРИ; упрощенная сетка параметров; матрицы «возможности-риск» и «привлекательность страны-конкурентоспособность компании».

24.Факторы привлекательности зарубежного рынка.

25. Составление обзора и прогноза развития рынка.

26. Источники информации и способы оценки надежности потенциального иностранного партнера.

27. Организация работы по изучению контрагентов, структура характеристик информационной карты на фирму-партнера или фирму-конкурента.

28. Оценка конкурентоспособности и финансового положения партнера.

29. Изучение международных конкурентов и предугадывание их поведения.

30. Основные виды и структура международных контрактов.

31.Таможенные режимы. Порядок осуществления экспортных и импортных операций.

32.Базисные условия поставок. Правила толкования международных торговых требований – «ИНКОТЕРМС».

33. Цены в международной торговле.

34.Способы платежа и методы международных расчетов. 35.Поручительства и гарантии в международной торговле.

36.Особенности функционирования современной валютной системы: способы установления валютного курса; валютные рынки; международные организации, регулирующие валютную деятельность стран.

37. Внутренние и внешние источники краткосрочного финансирования международной фирмы. Виды банковского финансирования.

38. Нетрадиционные методы финансирования внешней торговли: встречная торговля; международный лизинг. Факторинг и форфейтинг.

39. Долгосрочное финансирование международной фирмы. Международные инвестиционные проекты.

40.Современные формы и методы международной торговли.

41. Международные посреднические операции.Виды международных посредников. Структура и содержание посреднических соглашений.

42.Особенности международной торговли результатами интеллектуальной собственности. Виды нематериальных активов.

43. Виды лицензий. Методика расчета лицензионных платежей и международная регистрация патентов и товарных знаков.

44.Основные виды коллективных контрактов.

45.Основные теории прямых иностранных инвестиций и их практическое применение.

46.Логика принятия решения о прямом иностранном инвестировании.

47. Мотивы, обусловливающие прямое инвестирование как способ интернационализации бизнеса.

48. Факторы, влияющие на выбор способа прямого инвестирования.

49. Выбор формы и страны регистрации зарубежной фирмы.

50. Региональные формы привлечения иностранных инвестиций.

51. Оффшорная зона. Признаки и механизмы функционирования оффшорной компании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...