Лекция 9.1. Основные принципы электронной коммерции.
План 1. Понятие электронной коммерции (ЭК). Модели ЭК. 2. Структура Интернет-магазина. 3. Принципы построения и виды электронных площадок в модели В2В. 4. Интернет-трейдинг, интернет-банкинг
Вопрос 1. Понятие электронной коммерции (ЭК). Модели ЭК.
Электронная коммерция — это коммерческая деятельность, имеющая целью получение прибыли и основанная на комплексной автоматизации коммерческого цикла за счет использования компьютерных сетей. Экономической предпосылкой электронной коммерции является объективная необходимость снижения издержек, возникающих в коммерческих циклах. Технической предпосылкой электронной коммерции стало стремительное развитие служб Интернета. Правовой основой электронной коммерции являются нормативно-правовые акты, обеспечивающие правовое регулирование электронных сделок в нашей стране. Для покупателя одним из главных преимуществ электронной коммерции является значительная экономия времени на получение информации о товаре, его выборе. Компании, занимающиеся электронной коммерцией, получают ряд преимуществ по сравнению с предприятиями «реального» бизнеса. Перечислим их: · расширение рынка сбыта с перспективой выхода на зарубежные рынки; · доступность круглосуточно; · автоматизация сбора маркетинговой информации с использованием СRМ-систем (СRМ, Customer Relationship Management — управление отношениями с клиентами). Любой посетитель сайта оставляет о себе некоторую информацию (с какого он сайта пришел и на какой ушел и т. д.), некий электронный «след». Эту информацию можно накапливать; · снижение расходов на организацию и поддержку инфраструктуры, так как в этом случае нет необходимости в организации торговых залов, офисов;
· снижение расходов на рекламу. Реклама в Интернете в ряде случаев обходится дешевле, по сравнению со средствами массовой информации, к тому же Интернет предоставляет больше возможностей. Пользователь услуг электронной коммерции, в свою очередь, получает следующие преимущества: · более удобные возможности выбора: клиенту достаточно открыть необходимое число сайтов; · возможность получения более полной информации. Если речь идет о покупке товара, то в Сети, как правило, имеется полная информация о нем. При качественном оформлении сайта электронного магазина покупатель может воспользоваться, например, сервисом сравнения товаров, получить список рекомендованных фирмой-производителем аксессуаров и т. д. К основным моделям электронной коммерции в Интернете относятся следующие: · В2С (Business-to-Consumer) — «фирма—потребитель»; · В2В (Business-to- Business) — «фирма—фирма»; · С2В (Consumer-to- Business) — «потребитель—фирма»; · С2С (Р2Р— Рееr-tо-Реег, «равпый-равныГ1») «потребитель—потребитель»; · В2G или В2А (Business-to-Government, Business-to-Administration) — «фирма—государство»; · G2В или А2В (Government-to- Business)— -«государство—фирма»; · G2С или А2С (Government-to-Consumer или Administration-to-Consumer) — «государство—потребитель»; · С2G или С2А (Consumer-to-Government) — «потребитель—государство»; · G2G или А2А (Government-to-Government) — «государство—государство»; · Е2Е (Exchange-to-Exchange) — «биржа—биржа»; · интернет-банкинг; · интернет-трейдинг; · интернет-услуги: · услуги технологической цепочки электронной коммерции: системы электронных платежей, доставка товара; · консалтинговые услуги; · исследовательские услуги; · страхование через Интернет.
Вопрос 2. Структура Интернет-магазина. Принципы построения и виды электронных площадок в модели В2В.
Модель В2С является наиболее популярной формой электронной коммерции и охватывает розничную торговлю в Интернете.
Достоинством данной модели электронной коммерции является минимизация количества посредников при организации продаж. Продажи осуществляются напрямую. Возможны следующие реализации данной модели: · веб-витрины; · интернет-магазины; · торговые интернет-системы (ТИС). Веб-витрины — это относительно недорогие и достаточно простые в реализации сайты, представляющие каталог товаров. В число функций веб-витрины может входить заказ товаров и выставление счета. Однако обработку заказа осуществляет человек — менеджер по продажам. В его обязанности входит организация взаимодействия со складом, доставки товара, подтверждение оплаты покупки, изучение спроса, проведение рекламных и маркетинговых мероприятий, аналитическая работа. Таким образом, стыковка процесса продажи с внутренними бизнес-процессами предприятия осуществляется менеджером вручную. Организация торговли с помощью интернет-магазина более подходит для компании, которая хочет контролировать весь процесс электронной торговли и стремится уменьшить операционные издержки. По сравнению с витриной, создание магазина обходится дороже, но при грамотной организации эти расходы окупаются быстрее. Запросы покупателей обрабатываются сервером приложений, который, в свою очередь, связывается с хранилищем данных и электронной платежной системой. Технически интернет-магазин представляет собой совокупность веб-витрины и электронной торговой системы (front-offiсе и back-offiсе). Эта система осуществляет автоматическую обработку поступающих заказов (резервирование на складе, контроль оплаты и доставки товара и др.). В отличие от веб-витрин, в интернет-магазин менеджер только контролирует работу системы. Интернет-магазин может работать и в автоматическом режиме. Торговая интернет-система (ТИС) характеризуется еще более высокой степенью автоматизации коммерческого цикла по сравнению с ннтернет-магазином. Главное отличие ТИС от интернет-магазина заключается в ее интеграции с корпоративной информационной системой компании.
Вопрос 3. Принципы построения и виды электронных площадок в модели В2В. Согласно модели В2В, компании заключают сделки между собой с использованием Интернета.
В2В-площадка объединяет в себе решения для поставщиков и покупателей, образуя единую систему в виде интериет-портала. При создании любой В2В-площадки следует учитывать ряд важных аспектов, необходимых для успешной работы. 1. Доступность для новых участников. 2. Масштабируемая и надежная платформа. Появление в системе новых участников и добавление новых приложений не должны влиять на функционирование площадки в целом. 3. Качественное управление информационным наполнением портала. 4. Возможности интеграции. В2В-площадка должна поддерживать все виды электронной коммерции — от систем транзакций до поддержки сети поставок и делового сотрудничества между компаниями. Важным аспектом интеграции является обеспечение взаимодействия бизнес-процессов В2В-площадки с бизнес-процессами ЕКР системам ее участников. Подобная интеграция поможет компании-участнику оптимизировать планирование и управление внутренними ресурсами, а организаторы В2В-пло-щадки смогут получать данные из внешних приложений в режиме реального времени. 5. Обеспечение безопасности. Создателям В2В-площадки необходимо обеспечить безопасность осуществления платежей и передачи ценной информации. 6. Аналитические услуги. В2В-площадка должна не только снабжать участников необходимой деловой информацией, но и осуществлять ее анализ. 7. Дополнительные услуги. В целях получения дополнительной прибыли и привлечения новых клиентов В2В-площадка может предлагать ряд дополнительных услуг: аукционы, различные финансовые услуги (например, депонирование или объединение платежей за месяц), услуги по логистике и др. Модель В2В реализуется следующими схемами: · электронные торговые площадки (торговые концентраторы, е-marketр1асе); · электронные торговые склады (системы сбыта и снабжения, е-ргоcurement). Реализация модели торгового концентратора предполагает организацию на сайте «содружеств» продавцов и покупателей. Продавцам выделяются специальные места для рекламы своих товаров, а покупателям предоставляется возможность взаимодействовать с ними с целью получения новостей, спецификаций и описаний продуктов и т. д. Торговые концентраторы могут быть как горизонтальными, т. е. поддерживать все категории продавцов и покупателей многих отраслей, так и диагональными, т. е. поддерживать определенные категории продавцов и покупателей или определенные категории продуктов многих отраслей. Такая площадка выступает в роли посредника. Электронные торговые склады являются универсальным местом для закупки материально-технического обеспечения. В едином месте и в едином формате представляются каталоги многих поставщиков. Информация о группах и категориях продуктов отображается в реальном масштабе времени и может содержать сотни тысяч наименований.
Вопрос 4. Интернет-трейдинг, интернет-банкинг Интернет-банкинг — это обеспечение клиенту возможности управления банковским счетом через Интернет на основе систем электронных платежей. Интернет-трейдит — это заключение сделок на покупку или продажу ценных бумаг или валютных активов через Интернет, в режиме реального времени. Развитие Интернета привело к появлению так называемых онлайновых брокеров, которые предлагают те же услуги, что и обычные брокеры, но взаимодействие инвестора и брокера происходит только через Интернет.
Лекция 9.2. Платежные системы электронной коммерции.
План 1. Классификация платежных систем 2. Электронные деньги. Кредитные и дебетовые схемы
Вопрос 1. Классификация платежных систем
Электронные платежные системы являются одним из основных элементов инфраструктуры системы электронной коммерции. По способу обмена информацией платежные системы классифицируются следующим образом: · системы открытого обмена; · системы, использующие шифрование обмена; · системы на основе электронно-цифровой подписи; · электронные деньги. Системы открытого обмена основаны на использовании обычных кредитных карт, с передачей по Интернету всей информации (номера карты, имени и адреса владельца) без особых мер безопасности. При этом информация легко может быть перехвачена с помощью специальных фильтров и использована во вред владельцу карты. Системы, использующие шифрование обмена, предполагают оплату посредством кредитной карты, с передачей по Интернету всей информации с помощью защищенных протоколов сеанса связи (шифрования). Хотя перехватить информацию во время транзакции практически невозможно, такая информация находится под угрозой изъятия на сервере продавца. Системы на основе электронно-цифровой подписи также предполагают использование кредитных карт, но с применением специальных защищенных протоколов обмена информацией на основе электронно-цифровой подписи клиента и продавца (при этом возможно использование дополнительных цифровых сертификатов, подтверждающих подпись). В этом случае отказ от выполнения условий сделки практически исключен.
Вопрос 2. Электронные деньги. Кредитные и дебетовые схемы Электронные деньги — это некая цифровая информация, выступающая реальным эквивалентом бумажных денег. В таких системах, в отличие от вышеперечисленных, обмен осуществляется не информацией о денежных суммах, находящихся на счетах клиентов, а непосредственно электронными деньгами. Затраты на функционирование такой системы значительно меньше затрат на все вышеперечисленные. Кроме того, передача электронных денег, так же как и обычных, не влечет за собой передачу какой-либо дополнительной информации, чем обеспечивается полная анонимность платежа. Электронные платежные системы можно классифицировать по признаку способа расчетов. Различают: · кредитные схемы; · дебетовые схемы; · схемы с использованием электронных «наличных». В основе кредитных схем лежит использование кредитных карточек. При многократных покупках у одного и того же продавца часто используется принцип подписки: клиент один раз сообщает реквизиты кредитной карточки и в дальнейшем указывает лишь свое имя, а продавец просто списывает средства с его карточного счета. Основными достоинствами кредитной схемы являются следующие: · привычность для клиентов и правовая определенность; · достаточно высокая защищенность конфиденциальной информации за счет использования протокола SЕТ, разработанного компаниями МаsterCard, VISА, Microsoft и IВМ. В соответствии с этим протоколом номер карточки, передаваемый по сети, шифруется с использованием электронной подписи клиента. Дешифровку смогут осуществлять только уполномоченные банки и процессинговые компании. Протокол SЕТ должен обеспечить защиту клиентов от недобросовестных продавцов и защиту продавцов от мошенничества при помощи поддельных или краденых карточек. К недостаткам можно отнести: · необходимость проверки кредитоспособности клиента и авторизации карточки; · отсутствие анонимности; · ограниченность количества магазинов, принимающих кредитные карточки. Дебетовые схемы могут использоваться при оплате товаров и услуг режиме онлайн так же, как при получении наличных в банкомате: совершения платежа клиент должен ввести номер карточки и PIN -код. Однако на практике этот вариант используется редко. Гораздо шире распространены электронные чеки. Электронный чек, как и его бумажный аналог, содержит код банка, в который чек должен быть предъявлен для оплаты, и номер счета клиента. Достоинством дебетовых схем является то, что они избавляют клиента от необходимости платить проценты за кредит. Проблема безопасности платежей для дебетовых схем пока не находит приемлемого решения. Схемы с использованием электронных «наличных» по своей сути относятся к дебетовым системам. Существует два типа цифровых наличных — хранящиеся на смарт-картах и хранящиеся на жестком диске компьютера. Все расчеты по электронным кошелькам проводит банк или другая клиринговая организация. Эти системы по существу аналогичны наличным деньгам. У провайдера системы, с которой будут осуществляться платежи, предварительно покупаются электронные аналоги наличных купюр. Жизненный цикл электронных денег включает следующие этапы: · создание клиентом электронных купюр на своем компьютере, с определением их номинала и серийного номера; · заверение их собственной электронно-цифровой подписью; · передача электронных купюр в банк, который, при поступлении реальных денег на счет, подписывает эти купюры, зная только их номинал; · отправка купюр обратно клиенту. При покупке клиент посылает купюры продавцу (причем продавец не получает никаких сведений о покупателе, но покупатель всегда может доказать, что покупку совершил он, так как только он знает серийные номера своих купюр), который предъявляет их банку, проверяющему подлинность, и производит зачисления на счет продавца. Достоинства схем с использованием электронных «наличных»: · системы подходят для осуществления микроплатежей; · обеспечивается анонимность платежей. Недостатки: · необходимость предварительной покупки купюр; · отсутствие возможности предоставления кредита.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|