Понятие предприятия как производственной организации
Современную производственную организацию, то есть организацию, производящую готовый продукт или услугу, принято называть производственным предприятием или просто предприятием. Как правило, предприятия являются коммерческими организациями, то есть функционируют для получения прибыли. Однако есть множество предприятий, главным образом, государственных или муниципальных, которые прибыли не приносят и, более того, требуют дотаций для своего нормального функционирования. Их работа необходима для решения каких-либо важных задач или, как принято говорить, для выполнения общественно важных функций. Примерами предприятий, выполняющих общественно важные функции являются предприятия, обеспечивающие нормальную жизнь города (водоснабжение, общественный городской транспорт, ЖКХ и т.п.) и предприятия, обеспечивающие обороноспособность страны, которые прибыльными не являются. Все предприятия действуют по общей схеме, которая изображена на рис. 3.6.1. Из приведённой схемы видно, что предприятие для своего функционирования берут из окружающей среды необходимые ресурсы: трудовые, финансовые, материальные, энергетические и информационные. Перечисленные ресурсы потребляются всеми предприятиями без исключения. Различие заключается только в их количестве и качестве. Ресурсы окружающей среды, попадая во внутреннюю среду предприятия, подвергаются трансформации (переработке) с целью получения необходимого продукта или услуги. Для этого используются внутренние возможности предприятия: знания, опыт и навыки работников предприятия (персонал), имеющееся оборудование, здания и сооружения (фонды) и накопленный опыт по решению производственных задач в виде конструкторских проектов, технологических процессов и организационных схем (информация).
В результате своей деятельности предприятие на выходе выдаёт товар (продукцию и/или услуги), которые реализует на рынке. Но на современном рынке просто так товар продать сложно – нужна в качестве сопровождения соответствующая информация о его цене, качестве, возможностях, о том, какие свои проблемы покупатель сможет решить, приобретая этот товар и т.п.
Рис. 3.6.1. Схема функционирования предприятия
Появляясь на рынке и, соответственно, в обществе любой товар определённым образом изменяет жизнь этого общества. В подавляющем большинстве случаев эти изменения практически не заметны, так как общество обычно оказывается достаточно подготовленным к ним. Однако бывает, когда общество оказывается совершенно не готово воспринять новую продукцию, способную существенно изменить его жизнь. Тогда предприятие, если оно хочет продавать свой товар без последствий, должно выработать определённые правила социального поведения в связи с этим товаром и позаботиться об их распространении в обществе. Примером внедрения в российское общество принципиально нового товара без разработки соответствующих правил социального поведения является мобильная телефонизация. Прошло уже более десятка лет, но до сих пор российское общество не может так трансформировать свою культуру и поведение своих членов, чтобы использование мобильных телефонов одними не вызывало непонимание и раздражение у других. Поэтому предприятие, выпуская свой товар на рынок, должно думать не только об объёмах продаж, но и о тех изменениях, которые он вызовет в социальном поведении населения. Реализация товара на рынке приносит предприятию доход. Если доход превышает в сумме плату за ресурсы и налоги и сборы, то предприятие получает прибыль. Если не превышает, то для нормального функционирования предприятия нужны дотации, то есть денежные вливания из других источников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|