Требования к уровням сформированности компетенций по окончании изучения дисциплины
1.3.1. ОК-5. Уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
Уровни сформированности компетенции
| Содержательное описание уровня
| Основные признаки уровня
|
ОК 5-1: Знать основы законодательства РФ, регулирующие экономическую деятельность
|
Пороговый – обязательный для всех студентов
| Знает: основы Антимонопольного законодательства РФ; нормативные правовые акты, регулирующие рекламную, инвестиционную, инновационную деятельность.
| Воспроизводит понятия: структура рынка, доминирующее положение компании на рынке, концентрация производства, инвестиционная деятельность, инновации, рекламная деятельность, конкуренция.
|
Повышенный
| Знает: способы определения рыночных границ, барьеры входа-выхода на рынок, признаки недобросовестной конкуренции.
| Воспроизводит понятия: виды рыночных границ (продуктовые, временные, локальные); способы определения продуктовых рыночных границ; стратегические и нестратегические барьеры входа-выхода на рынок, признаки недобросовестной конкуренции в соответствии с законодательством.
|
Продвинутый
| Знает: способы выявления сговора на рынке, признаки доминирующего положения компании.
| Воспроизводит понятия: кооперативное поведениепредприятий,признаки согласованных действий,способы координации деятельности предприятий на рынке, признаки доминирующего положения компании.
|
ПК 2-2: Знать типовые методики расчета основных экономических и социально-экономических показателей;
|
Пороговый – обязательный для всех студентов
| Знает типовые методики расчета таких показателей, как: доля предприятия на рынке, уровень концентрации рынка, емкость рынка, рыночные цены.
| Знает способы расчета основных экономических показателей: валовых, переменных, постоянных издержек, доходов, средних издержек, доли предприятия на рынке, уровня концентрации рынка, емкости рынка, рыночных цен.
|
Повышенный
| Знает типовые методики расчета основных экономических показателей и может провести сравнительный анализ деятельности предприятий на различных отраслевых рынках.
| Знает типовые методики расчета валовых, переменных, постоянных издержек, доходов, средних издержек, доли предприятия на рынке, уровня концентрации рынка и может провести сравнительный анализ деятельности предприятий на различных отраслевых рынках.
|
Продвинутый
| Знает способы расчета основных экономических зависимых показателей при выработке оптимальных решений: оптимального объема производства, критического уровня издержек, цены, выручки.
| Знает способы расчета основных экономических зависимых показателей при выработке оптимальных решений: оптимального объема производства, критического уровня издержек, цены, выручки.
|
ПК 2-4: Уметь рассчитать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели.
|
Пороговый – обязательный для всех студентов
| Умеет рассчитать такие экономические показатели, как долю предприятия на рынке, уровень концентрации рынка, емкость рынка, рыночные цены.
| Умеет рассчитать такие экономические показатели, как долю предприятия на рынке, емкость рынка, рыночные цены, рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы показатели концентрации рынков и интерпретировать их значения
|
Повышенный
| Умеет производить расчеты зависимых переменных при выработке оптимальных решений.
| Практически применяет зависимость изменения одного параметра от другого при определении оптимального объема производства, оптимального количества предприятий на рынке, цены, прибыли, оптимальной комбинации ресурсов.
|
Продвинутый
| Умеет применять на практике традиционные и альтернативные методики расчёта экономических показателей
| Использует полученные знания при анализе эффективности работы конкретного предприятия, рынка, отрасли в зависимости отэкономической ситуации; может критически оценить используемые методики расчёта и предложить альтернативные способы измерения экономических параметров
|
ПК 8-2: Знать основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.
|
Пороговый – обязательный для всех студентов
| Знает особенности структуры отраслей промышленности и рынков, распределение их по уровню концентрации и монополизации, направления антимонопольной политики государства.
| Знает сущность и цели деятельности социально-экономических институтов; функции государства в смешанной экономике, механизмы государственного регулирования рыночной экономики; основные факторы конкуренции на рынке, её инструменты, специфику и ограничения в объёме, предусмотренном рабочей программой.
|
Повышенный
| Знает основные исторические этапы формирования структуры российской экономики (российской промышленности).
| Показывает знания историко-экономических основ хозяйственного развития России; анализирует различные меры, предпринимаемые правительством с целью достижения конкретных целей экономического развития.
Способен выявлять проблемы конкуренции и развития структуры рынков при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий.
|
Продвинутый
| Знает наиболее перспективные направления экономической политики (антимонопольной, промышленной) в современных условиях.
| Знает закономерности функционирования предприятий, комплексов, отраслей; предлагает различные направления по повышению экономического потенциала предприятий, отраслей, страны.
Может оценивать последствия государственной экономической политики для конкуренции и развития отраслевых рынков.
|
ПК 8-3: Уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях на микро- и макроуровне как в России, так и за рубежом.
|
Пороговый – обязательный для всех студентов
| Умеет использовать методы анализа данных.
| Умеет использовать приёмы анализа и обработки статистических данных о ценах, доходах, издержках хозяйствующих субъектов.
Умеет анализировать развитие конкретных российских рынков на основе концепции теории отраслевых рынков;
Умеет сравнивать отрасли промышленности по уровню концентрации, монополизации; рыночные доли предприятий; отрасли и предприятия по уровню инвестирования.
|
Повышенный
| Умеет объяснять результаты анализа.
| Умеет интерпретировать выявленные в ходе анализа статистических данных закономерности; объяснять изменения в данных статистики о социально-экономических процессах и явлениях.; охарактеризовать состояние и проблемы развития конкуренции на конкретном рынке.
|
Продвинутый
| Умеет проводить сравнительный анализ экономических процессов в динамике.
| Умеет проводить сравнительный анализ статистических данных экономического положения разных субъектов экономики; объяснить причины различий уровня их развития, а также причины и дальнейшие направления той или иной траектории экономического развития
|
1.4. Структура и содержание дисциплины
1.4.1. Трудоемкость дисциплины составляет:
Форма обучения
| Общая (зачетных единиц)
| Общая (часов)
| в том числе (часов)
|
аудиторных
| самостоя-тельная работа
|
всего
| лекцион-ных занятий
| практи-ческих (семинар.) занятий
|
Очная
|
|
|
|
|
|
|
Заочная
|
|
|
|
|
|
|
1.4.2. Учебно-тематический план дисциплины для очной формы обучения:
Номер темы
| Наименование темы
| Виды учебных занятий
| Форма промежуточной аттестации
|
лекцион.
| практич. (семинар.)
| самостоят. Работа
|
Объем учебных занятий (часов)
|
| Теория отраслевых рынков: история развития научного направления, предмет анализа
|
|
|
| экзамен
1 семестр
|
| Альтернативные теории фирмы
|
|
|
|
| Строение рынка и его детерминанты
|
|
|
|
| Характеристика рыночных структур. Уровень концентрации производства.
|
|
|
|
| Горизонтальное взаимодействие: монополия и конкуренция
|
|
|
|
| Стратегическое поведение олигополии.
|
|
|
|
| Олигопольная координация: способствующие и ограничивающие условия
|
|
|
|
| Рынок с доминирующей фирмой
|
|
|
|
| Барьеры входа на рынок и выхода с рынка
|
|
|
|
| Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция
|
|
|
|
| Структура рынка и технологические инновации
|
|
|
|
| Теория и практика антимонопольной политики
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
| экзамен
2 семестр
|
1.4.3. Сопряжение компетенций, формируемых дисциплиной и учебно-тематического планадля очной формы обучения
| | | | | | | | | | | | | | |
Код компетенции
| Код структурного элемента компетенции
| Тема 1.
| Тема 2.
| Тема 3.
| Тема 4.
| Тема 5.
| Тема 6.
| Тема 7.
| Тема 8.
| Тема 9.
| Тема 10.
| Тема 11.
| Тема 12.
| Форма промежуточной аттестации
|
ОК-5
| ОК 5-1
|
|
|
|
|
| лек.
пр.
сам.
|
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
| лек.
пр.
сам.
|
|
| Экзамен
(2 семестр)
|
ПК-2
| ПК 2-2
|
| лек.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
|
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
|
ПК 2-4
|
| лек.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
|
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
|
ПК-8
| ПК 8-2
|
|
|
|
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
|
| ПК 8-3
| лек.
сам.
| лек.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
|
1.4.2.3. Учебно-тематический план для заочной формы обучения:
Номер темы
| Наименование темы
| Виды учебных занятий
| Форма промежуточной аттестации
|
лекцион.
| практич. (семинар.)
| самостоят. Работа
|
Объем учебных занятий (часов)
|
| Теория отраслевых рынков: история развития научного направления, предмет анализа
| 0,5
| 0,5
|
| экзамен
2 семестр
|
| Альтернативные теории фирмы
| 0,5
| 0,5
|
|
| Строение рынка и его детерминанты
| 0,5
| 0,5
|
|
| Характеристика рыночных структур. Уровень концентрации производства.
| 0,5
| 0,5
|
|
| Горизонтальное взаимодействие: монополия и конкуренция
| 0,5
| 0,5
|
|
| Стратегическое поведение олигополии.
| 0,5
| 0,5
|
|
| Олигопольная координация: способствующие и ограничивающие условия
| 0,5
| 0,5
|
|
| Рынок с доминирующей фирмой
| 0,5
| 0,5
|
|
| Барьеры входа на рынок и выхода с рынка
| 0,5
| 0,5
|
|
| Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция
| 0,5
| 0,5
|
|
| Структура рынка и технологические инновации
| 0,5
| 0,5
|
|
| Теория и практика антимонопольной политики
| 0,5
| 0,5
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
1.4.3.3. Сопряжение компетенций, формируемых дисциплиной и учебно-тематического планадля заочной формы обучения
Код компетенции
| Код структурного элемента компетенции
| Тема 1.
| Тема 2.
| Тема 3.
| Тема 4.
| Тема 5.
| Тема 6.
| Тема 7.
| Тема 8.
| Тема 9.
| Тема 10.
| Тема 11.
| Тема 12.
| Форма промежуточной аттестации
|
ОК-5
| ОК 5-1
|
|
|
|
|
| лек.
пр.
сам.
|
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
| лек.
пр.
сам.
|
|
| Экзамен
(2 семестр)
|
ПК-2
| ПК 2-2
|
| лек.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
|
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
|
ПК 2-4
|
| лек.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
|
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
|
ПК-8
| ПК 8-2
|
|
|
|
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
|
| ПК 8-3
| лек.
сам.
| лек.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
| лек.
пр.
сам.
|
1.4.4. Нормы времени, отводимого на выполнение заданий для самостоятельной работы студентов:
Форма обучения
| Вид задания
| Норма времени
(часов)
|
очная
| Подготовка к практическому (семинарскому) занятию
| 2
|
Выполнение индивидуального расчетного задания
| 10
|
Подготовка доклада по теме практического занятия
| 4
|
заочная
| Выполнение индивидуального расчетного задания
| 20
|
Подготовка к зачету по дисциплине
| 112
|
Содержание дисциплины.
Тема 1. Теория отраслевых рынков: предмет и содержание курса
Предмет и метод анализа отраслевых и рыночных структур. Становление теории отраслевых рынков (теории организации промышленности) как экономической науки. Основные понятия (фирма, отрасль, рынок, границы рынков и отраслей). Основные парадигмы. Строение - поведение - результат. Новая теория организации промышленности (теория игр, состязательные рынки).
Тема 2. Альтернативные теории фирмы
Концепция производства. Фирма как производственная функция. Формализация фирмы в неоклассической теории. Использование производственной функции для объяснения поведения фирмы. Ограничения данного подхода.
Фирма и принципы поведения: конкурентная стратегия и концепция фирмы.
Правильность гипотезы максимизации прибыли в неоклассической теории.
Последствия неопределенности. Сложности организационной структуры. Множественность управленческих целей: конфликты и компромиссы. Альтернативы максимизации прибыли.
Фирма и трансакционные затраты. Определение размеров фирмы. Влияние структуры фирмы на эффективность.
Тема 3. Строение рынков и его детерминанты
Понятие рынка. Типы рыночных границ. Типы рынков. Строение рынков и его детерминанты. Рынки и эффект масштаба. Кривые отраслевых затрат и предложение отрасли. «Рикардианские» возрастающие затраты Чистая внутренняя экономичность крупномасштабного производства. Чистая внешняя экономичность крупномасштабного производства. Минимально эффективный масштаб производства и число фирм в отрасли.
Рынки и трансакционные издержки. Классификация рыночных структур.
Тема 4. Характеристика рыночных структур. Уровень концентрации производства.
Понятие концентрации и тенденции изменения уровня совокупной концентрации. Кривая концентрации. Вариация размеров фирм и концентрация. Показатели вариации (дисперсия долей).
Уровень концентрации на отдельных отраслевых рынках. Способы описания параметров монополии и определение размеров рынка. Измерение рыночной власти. Индексы Лернера и Херфиндаля - Хиршмана, их взаимосвязь. Использование показателей концентрации и рыночной власти в антимонопольной практике.
Факторы, определяющие структуру рынка: эффект масштаба, стохастические факторы, определяющие структуру рынка; воздействие политики правительств.
Взаимосвязь уровня концентрации и результатов функционирования рынка.
Тема 5. Горизонтальное взаимодействие: монополия и конкуренция
Конкуренция и соперничество. Конкуренция и монополия. Эффективность конкурентных рынков.
Неэффективность монопольного ценообразования. Альтернативные теории (Щумпетер. Австрийская школа). Максимизация прибыли монополистом.
Основные положения монополистической конкуренции. Условия максимизации прибыли фирмой на рынке.
Тема 6. Стратегическое поведение олигополии.
Общая характеристика олигополистической структуры. Однородность (дифференцированность) продукта. Немногочисленность фирм. Рыночная власть.
Формы поведения: независимость, кооперация.
Независимое поведение: объемная конкуренция. Модель дуополии Курно.
Функции реакции. Равновесие Курно. Модель дуополии Штакельберга. Лидеры и последователи. Равновесие Штакельберга. Олигополия Штакельберга с произвольным числом последователей. Модель Бертрана. Подход Эджуорта к разрешению парадокса Бертрана.
Кооперированное поведение. Различные формы сговора. Картель и его модель. «Игра по правилам».
Тема 7. Олигопольная координация: способствующие и ограничивающие условия
Открытые и тайные соглашения: проблемы соглашения по цене и его нарушения. Эвристическое ценообразование как инструмент координации. Модель картеля. Факторы, способствующие и ограничивающие образование картеля. Олигопольная координация и результаты функционирования рынка. Лидерство в ценах.
Тема 8. Рынок с доминирующей фирмой
Модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и закрытым входом.
Модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и открытым входом.
Статические и динамические стратегии ограничения входа. Стратегии сдерживания конкурентов до и после входа. Проконкурентная политика в отношении доминирующих фирм.
Тема 9. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка
Понятие барьеров для входа фирм в отрасль. Классификация отраслевых барьеров. Измерение уровня барьеров. Уровень барьеров как важный определитель структуры рынков. Подходы к понятию входных барьеров (Дж. Бэйн, Дж. Стиглер). Классификация бизнес - стратегий. Нестратегические барьеры. Стратегические барьеры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: