Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень тем рефератов (для очной формы обучения)




1. Истоки монополизма в российской экономике (экономические, политические и технологические.

2. Рыночная власть – положительные и отрицательные эффекты.

3. Власть монополии и осознанное антиконкурентное поведение.

4. Сознательный параллелизм поведения - положительные и отрицательные эффекты.

5. Картель как способ снижения напряженности конкуренции и повышения эффективности производства.

6. Монополия. Неэффективность монопольного ценообразования. Альтернативные теории (Щумпетер. Австрийская школа).

7. Влияние структурной концентрации на результаты функционирования рынка.

8. Вертикальная интеграция в олигополистических отраслях - положительные и отрицательные эффекты.

9. Горизонтальная интеграция: ее влияние на рост концентрации производства и результативность деятельности предприятий и отраслей.

10. Понятие, целесообразность существования естественных монополий.

11. Основные направления демонополизации в отдельных сферах естественных монополий.

12. Активизация процессов горизонтальных слияний компаний в российской экономике.

13. Методические подходы к оценке состояния конкурентной среды на отдельных товарных рынках.

14. Взаимосвязь между структурой рынка и инновациями.

15. Влияние уровня концентрации рынка на развитие инноваций.

16. Взаимосвязь структуры рынка и расходов на рекламу.

17. Влияние рекламы на уровень концентрации, рыночную власть и уровень прибыльности.

18. Теория оптимального уровня продуктового разнообразия.

19. Доминирующая фирма. Проконкурентная политика в отношении доминирующих фирм.

20. Доминирующая фирма и результаты функционирования рынка.

 

Список вопросов для подготовки к экзамену.

1. Предмет и метод анализа отраслевых и рыночных структур. Становление экономики отрасли (теории организации промышленности) как экономической науки.

2. Понятия «фирма», «отрасль», «рынок». Определение границ рынков и отраслей.

3. Строение рынков и его детерминанты. Виды рыночных структур

4. Эффективность конкурентных рынков. Долгосрочный и краткосрочный период.

5. Неэффективность монопольного ценообразования. Альтернативные теории (Щумпетер. Австрийская школа).

6. Конкуренция и соперничество: понятийно-сущностные отличия.

7. Монополия и монопольная власть. Долгосрочный и краткосрочный период.

8. Рынок монополистической конкуренции.

9. Монополистически конкурентные предприятия в краткосрочном периоде.

10. Монополистически конкурентные предприятия в долгосрочном периоде.

11. Альтернативные теории фирмы.

12. Понятие концентрации и тенденции изменения уровня совокупной концентрации. Кривая концентрации. Вариация размеров фирм и концентрация. Показатели вариации (дисперсия долей).

13. Уровень концентрации на отдельных отраслевых рынках. Измерение рыночной власти. Индексы Лернера и Херфиндаля - Хиршмана, их взаимосвязь. Использование показателей концентрации и рыночной власти в антимонопольной практике.

14. Факторы, определяющие структуру рынка: эффект масштаба, стохастические факторы, определяющие структуру рынка; воздействие политики правительств.

15. Общая характеристика олигополистической структуры. Однородность (дифференцированность) продукта. Немногочисленность фирм. Рыночная власть.

16. Формы поведения фирм на рынке олигополии: независимость, кооперация.

17. Независимое поведение олигополистов: объемная конкуренция. Модель дуополии Курно. Функции реакции. Равновесие Курно.

18. Модель дуополии Штакельберга. Лидеры и последователи. Равновесие Штакельберга.

19. Модель Бертрана.

20. Подход Эджуорта к разрешению парадокса Бертрана.

21. Кооперированное поведение олигополистов. Различные формы сговора. Картель и его модель. «Игра по правилам». Ценовое лидерство.

22. Модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и закрытым входом.

23. Модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и открытым входом.

24. Олигопольная координация: способствующие и ограничивающие условия.

Открытые и скрытые соглашения: проблемы соглашания по цене и его нарушения.

25. Лидерство в ценах.

26. Эвристическое ценообразование как инструмент координации.

27. Понятие барьеров для входа фирм в отрасль. Уровень барьеров как важный определитель структуры рынков.

28. Виды стратегических барьеров.

29. Виды нестратегических барьеров.

30. Взаимосвязь структуры рынка и расходов на рекламу.

31. Реклама в условиях олигополии. Реклама и концентрация продавцов. Реклама, рыночная власть и уровень прибыльности.

32. Структура рынка и разнообразие продуктов. Теория оптимального уровня продуктового разнообразия. Стандартизация товаров. Структура рынка и срок службы товара.

33. Структура рынка и технологические инновации. Промышленные инновации. Побуждения как функция структуры рынка: ценность инновации. Издержки и риск НИОКР. Введение в патентные гонки.

34. Теория и практика антимонопольной политики. Основания антимонопольной политики. Место регулирования и дерегулирования в антимонопольной политике. Инструментарий и механизм регулирования.

35. Антитрестовское законодательство и опыт его применения в США. Эволюция антитрестовского законодательства в США.

36. Антимонопольное законодательство и практика антимонопольной политики в странах ЕС. Антимонопольное законодательство ЕС. Антимонопольное регулирование на межгосударственном уровне.

37. Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика в России. Регулирование конкуренции на товарных рынках. Методика определения границ и объемов товарных рынков. Методика выявления монопольных цен.

 

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Утверждены на заседании кафедры

протокол № от «05» июня 2011 г.

Общие положения методических указаний по выполнению контрольных работ

Выполнение контрольной работы по дисциплине «Теория отраслевых рынков» предусмотрено учебным планом, занимает основное место при изучении предмета и является начальной ступенью написания в дальнейшем дипломной работы. Контрольную работу по дисциплине «Теория отраслевых рынков» выполняют студенты, обучающиеся по направлению «Экономика» заочной формы обучения.

Цель написания контрольной работы - закрепить теоретические знания, полученные в процессе изучения данной дисциплины, выработать навыки самостоятельной исследовательской работы с литературой по данному курсу.

Процесс написания контрольной работы состоит из следующих разделов:

1. Введение.

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть.

4. Заключение.

Выполнение теоретической части предполагает изложение изученного самостоятельно по литературным источникам материала по соответствующей теме.

Практическая часть контрольной работы должна демонстрировать умение автора выполнять необходимые расчеты, используя теоретические модели функционирования рынков на практике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...