Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Указания по выполнению контрольной работы




Университет сервиса и экономики

 
 


Кафедра «Управление предпринимательской деятельностью»

Системный анализ в сервисе

Методические указания

По выполнению контрольной работы

 

 

Санкт-Петербург


 

Одобрены на заседании кафедры «Управление предпринимательской деятельностью», протокол № 14/191­­­­­­­­­­­­­­­ от 27.05 2011г.

 

Системный анализ в сервисе: методические указания по выполнению контрольной работы для магистерской программы 100100.68 /сост. Г.Б. Якимович, Т.С. Пантюхова, Н.М. Егорова– СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. – 28 с.

 

 

Методические материалы разработаны на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 100100.68 на основе требований магистерской рабочей программы.

 

 

Составитель: канд. тех. наук, доц. Г.Б. Якимович

ассистент Т.С. Пантюхова

канд. экон. наук Н.М.Егорова

 

Рецензент: док. экон. наук, проф. М.И. Чекалев

 

 

© Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики

2011г.

 

Якимович Г.Б., Пантюхова Т.С., Егорова Н.М..

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В СЕРВИСЕ

Содержание

  стр
Введение Цели изучения дисциплины. Основные понятия, определения, положения и место методологической науки - системный анализ в процессе управления социально-экономическими системами    
Указания по выполнению контрольной работы  
ЗАДАНИЕ 1. Анализ социально-экономической системы в виде ее организационной структуры  
ЗАДАНИЕ 2. Построение дерева целей  
ЗАДАНИЕ 3. Применение простой человеко-машинной процедуры при решении многокритериальных задач  
ЗАДАНИЕ 4. Постановка задачи математического линейного программирования  
ЗАДАНИЕ 5. Процедура выбора объектов по многомерным критериям  
Литература  

 

Введение

Цели изучения дисциплины. Основные понятия, определения, положения и место методологической науки - системный анализ в процессе управления социально-экономическими системами

 

Цели дисциплины

· изучить суть и назначение системного анализа как методологической основы анализа, синтеза и практики проектирования сложных социально-экономических систем;

· изучение системного подхода;

· знать предпосылки и возможности математического моделирования, виды экономико-математических моделей и примеры их практического применения,

· изучить линейные и нелинейные модели, характерные особенности их математического анализа; и их частный случай - линейного программирования, усвоение принципов подготовки, разработки и реализации управленческих решений;

 

Изучение систем и системных свойств началось в процессе создания сложных технических систем человеком. Основным моментом при этом являлась достижение системой определенной цели, для которой эта система создавалась. Ясно, что достичь поставленной цели не удавалось при имеющихся возможностях или внешних средствах. Осознание потребности является первым моментом создания системы, за которым следует выявление проблемы и, наконец, формулировка цели. Вся дальнейшая деятельность по созданию системы будет подчинена этой цели. Первое определение системы было таким: Система есть средство достижения цели. Причем системой являлся не только создаваемый объект, но и коллектив создающий его. Положительным моментом первого определения системы является его конструктивность, нацеленность на его свойства, но научная ценность его невелика. Соответствие цели и подсистем не однозначно, иерархия не определяется и т.д.

Примерами сложной системы является почти любой экономический объект. Завод состоит из отдельных цехов, которые в свою очередь также разбиты на участки. Большую роль играют службы снабжения, маркетинговые структуры, транспортные и энергетические участки и т.д. В такой постановке более важное значение приобретают отношения между элементами системы и от них часто зависит эффективность ее работы и жизнеспособность. В современной трактовке структурность системы выходит на первое место в системном анализе. Тогда природа элементов не играет принципиальной роли и рассматриваются только функциональное наполнение межэлементных связей.

Еще одно определение системы можно сформулировать так: система есть совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как единое целое.

Моделирование является одним из основных методов исследования окружающей действительности и инструментом в научной и практической деятельности специалистов многих отраслей деятельности человека.

Моделирование метод исследования систем на основе переноса изучаемых свойств системы на объекты другой природы. Процесс моделирования состоит из построения модели и исследование характеристик системы с целью прогнозирования поведения системы при различных режимах. Выделяют четыре типа моделей: физические, электрические, математические и ситуационные.

Физические модели основаны на использовании эффекта масштаба в случае возможности пропорционального изменения всего комплекса изучаемых свойств. Примеры: манекены в ателье, модель гидроэлектростанции, глобус.

Электрические модели основаны на возможности построить из емкостей, индуктивностей и сопротивлений электрическую цепь эквивалентную любому дифференциальному уравнению. Пример: аналоговые машины.

Математические модели представляют собой систему математических уравнений или неравенств адекватно описывающую изучаемое явление или процесс.

Ситуационной моделью называют описание ситуации, в которой предстоит действовать изучаемому объекту, часто не содержащее полной информации и предполагающее включение человека или животного в качестве изучаемого объекта. Пример: деловые игры, тренажеры, ролевые игры, спектакли.

При моделировании важно следить за адекватностью отображения свойств системы на построенную модель. Различают гомоморфные и изоморфные модели. Гомоморфизм отображение части свойств оригинала на модель. Изоморфизм взаимно однозначное отображение соответствие между оригиналом и моделью в области изучаемых свойств.

Цель моделирования понять и изучить качественную и количественную природу явления, отразить существенные для исследования черты явления в пригодной для использования в практической деятельности форме. Моделирование в экономике начали применять еще задолго до того, как экономика окончательно оформилась как самостоятельная научная дисциплина. Математические модели использовались еще Ф. Кенэ (1758 г. Экономическая таблица), А. Смитом (классическая макроэкономическая модель), Д. Рикардо (модель международной торговли). В XIX веке большой вклад в моделирование внесла математическая школа (Л. Вальрас, О. Курно, В Парето, Ф. Эджворт и др.). В XX веке методы математического моделирования экономики применялись очень широко и с их использованием связаны выдающиеся работы лауреатов нобелевской премии по экономике (Д. Хикс, Р. Солоу, В. Леонтьев, П. Самуэльсон).

Математические методы поиска оптимального решения получили в России название математическое программирование. Зарождение этой науки связано с именем Л.В. Канторовича (род. 1912 в Петербурге, закончил в 1930 г. Ленинградский ун-т). Нобелевский лауреат за разработку методов математического программирования. Первые результаты опубликованы в его работе «Математические методы организации и планирования производства» в 1939 году. В ней он дал математический способ решения задачи, сформулировал экономический подход. Общая картина экономического явления сложна. - Всегда можно выделить основные звенья и решить задачу приближенно с гарантированным эффектом.

· Необходимо иметь много данных. - Данные в хозяйстве есть, их необходимо организовать.

· Данные приближенны. - Но для других планов используются те же данные. Эффект оптимизации достигается за счет метода.

· Экономический эффект достигает только 4-5% в хорошем хозяйстве. - Затраты много меньше ожидаемого эффекта.

· Организационные препятствия - их необходимо преодолеть для достижения эффекта.

Модель черного ящика. Для более определенной и точной характеристики системы необходимо иметь ее модель, преобразуя имеющиеся сведения так, чтобы вычленить существенные ее стороны, такие как взаимосвязи, соподчиненность и т.д. Большую роль сыграло представление системы как черного ящика с определенными функциями на входе и выходе. Эта максимально простая модель подчеркивает два системных свойства: целостность и обособленность от среды. Одновременно ящик не абсолютно обособлен от среды, он имеет входы и выходы. Выходы системы ящика соответствуют цели системы. Система связана со средой и воздействует на среду посредством входов и выходов, которые четко разграничены и функционально прописаны, определены их возможные параметры и характеристики.

Особенно выделены связи системы со средой, задающие управление системой, которые определяют возможности изменения ее рабочих параметров для достижения цели. Существенно, что в данном случае определяется степень автономности системы. Возможны системы с высокой степенью автономности. Важно подчеркнуть наличие параметра степени автономности и возможность управления им.

Для развития системного подхода было очень важным подчеркнуть безразличие к содержимому ящика, а выделять только функциональные связи со средой и преобразования входных сигналов в ящике. Определение системы в виде черного ящика допускает множественность вложения, но требует учета всех взаимосвязей.

Недостатком модели черного ящика являлась техническая направленность системного понимания моделируемого объекта, недостаточное внимание к структуре системы, недооценка синергетических явлений. На следующем этапе основное внимание стали уделять взаимоотношениям между элементами системы, выделяя те их них, которые в свою очередь так же являются системами. От внутренних взаимосвязей в системе зависит очень многое.

Иногда применяется также термин белый ящик или конструкция системы для подчеркивания выделения всех связей и элементов системы внутри и с окружающей средой.

Свойства систем:

· Целостность появление нового качества в объединении именно этого набора элементов. Важно доказать целостность потерей системных качеств при исключении любого из выделенных элементов системы.

· Разнообразие наличие качественно различных элементов системы, несущих различные функции.

· Связность осуществление обмена информацией между элементами системы, невозможность включения в систему элементов без информационного обмена.

· Целенаправленность возможность управления системой путем изменения параметров в одном элементе для преобразования состояния других.

· Устойчивость (гомеостаз) способность сохранения свойств 1-4 при достаточно широком изменении параметров среды.

· Адаптивность – способностьпосредством обратной связи к саморегуляции, саморазвитию и самообучению.

Понимание системности изучаемого объекта чрезвычайно важно для моделирования, ибо модель только тогда будет адекватна оригиналу, когда все ее системные свойства будут отражены в модели.

Классификация систем. Подводным камнем в классификации систем является проблема цели. Когда мы говорили о машинах, все было очень просто, но, говоря о животном, экологической системе, мы касаемся сложной философской проблемы целесообразности жизни, существования тех или иных систем. Для их разделения все системы делят на естественные и искусственные по происхождению. Многие исследователи по этому признаку даже не признают за человеком право называться системой.

Далее перечислим классифицирующие признаки и виды систем (таблица 1.1).


 

Таблица 1.1

Признаки и виды систем

1. Характер взаимоотношений со средой -
  • Открытые (непрерывный обмен)
  • Закрытые (слабая связь)
2. Причинная обусловленность
  • Детерминированные (не учитывают влияние вероятных случайных величин)
  • Стохастические (с учетом влияния случайных величин)
3. Степень подчиненности
  • Простые (каждый с каждым)
  • Иерархические (существует соподчиненность)
4. По отношению к времени
  • Статические
  • Динамические
5. По степени сложности
  • Простые (мало элементов <9)
  • Сложные
  • Большие

Наличие двух категорий большие и сложные обусловлено историческими причинами. Можно отнести, следуя большинству учебных пособий, к большим системы, моделирование которых затруднено вследствие их размерности, а к сложным системы, для моделирования которых недостаточно информации. Иногда выделяют еще очень сложные системы, для моделирования которых человечество не обладает нужной информацией. Это мозг, вселенная, социум. При моделировании больших систем применяют метод декомпозиции, в котором снижение размерности осуществляется путем разбиения на подсистемы.

Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".

Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей. При моделировании процессов управления обычно рассматривают три типа управления: открытое или разомкнутое, замкнутое или управление с обратной связью и адаптивное.

Первый тип - разомкнутое управление. Предполагает наличие цели, которая априори определяет управляющие воздействия для ее достижения. Структура разомкнутого управления предельно проста. Ее линейность и отсутствие обратной связи упрощают управление. При отклонении результата деятельности объекта от запланированного чаще всего проводится анализ, который объясняет причины отклонения, но не ставит задачи изменить что-либо в управлении.

 

 

Рис. 1 Структура разомкнутого управления.

Второй тип - замкнутое управление (с обратной связью). При этом типе учитываются факторы, которые влияют на получение результата, но предполагается возможность по воздействию факторов на конечный результат изменить управление с целью нейтрализовать отрицательное и усилить положительное их влияние. Если же результат воздействия фактора проявляется через достаточно большое время, благодаря защитным (инерционным) силам живых организмов, то возникают значительные затруднения в методике управления, которая рассчитана в основном на малые промежутки времени.

 

 

 

Рис.2. Структура замкнутого управления

Третий тип - адаптивное управление. Отличается от замкнутого наличием блока учета внешних факторов, которые анализируются еще до того, как получен результат деятельности системы. При этом блок управления получает информацию об изменении значения фактора одновременно с управляемым объектом или, при наличии прогноза, даже раньше, и принимаются меры по нейтрализации его влияния (отрицательная связь), либо по согласованию мер для увеличения его положительного эффекта.

 

Рис.3 Структура адаптивного управления

Естественно, что блок анализа при такой методике управления будет значительно сложнее, чем при замкнутом управлении, ибо конечный результат, объективно оценивающий влияние факторов, еще неизвестен в момент упреждающего реагирования системой управления.

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольнаяработавключает:

Для выполнения контрольной работы студентам подготовлено 6 заданий с 10 вариантами. Каждый студент выбирает вариант контрольной работы по последней цифре номера его зачетной книжки.

Каждый вариант включает 6 заданий, которые необходимо выполнить, используя источники и исходные данные каждого задания. При выполнении всех заданий студенты допускаются к экзамену. Выполненная контрольная работа является основой официального зачета по курсу «Системный анализ в сервисе».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...