ЗАДАНИЕ 2. Построение дерева целей
«Дерево целей» представляет собой упорядоченную иерархию целей, характеризующую их соподчиненность и внутренние взаимосвязи. Процесс конкретизации целей от высших уровней к низшим напоминает процесс разрастания дерева (только растет оно сверху вниз). Структура целей изображается в виде ветвящегося рисунка, называемого «деревом целей». Один из качественных методов системного анализа. При построении «дерева целей» исходят из следующих положений: • все «дерево целей» есть не что иное, как единая, но детализированная цель рассматриваемой системы; • цель каждого уровня иерархии определяется целями вышестоящего уровня; • по мере перехода от целей к подцелям они приобретают все более конкретный и детальный характер; требуемые для реализации целей ресурсы можно рассматривать лишь на нижних звеньях, «дерева целей»; • подцели являются средствами к достижению непосредственно связанной с ними вышестоящей цели и в то же время сами выступают как цели по отношению к следующей, более низкой ступени иерархии: • цель высшего уровня иерархии достигается лишь в результате реализации подцелей, на которые она распадается в «дереве целей». Принципиальная схема «дерева целей» выглядит следующим образом.
0-й уровень
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень
Рис. 5 Схема «дерева целей» Возможны различные принципы детализации «дерева целей»: - предметный принцип(цели разбиваются на подцели той же природы, только более дробные), - функциональный принцип (выявляются отдельные функции, совокупность которых определяет содержание детализируемой цели), - принцип детализации по этапам производственного цикла (производство, распределение, обмен и прочее потребление), принцип детализации по этапам принятия решения, принцип адресности, принцип детализации по составным элементам процесса производства (подцели конкретизируются по месту исполнения).
При построении «дерева целей» необходимо обеспечить: § - конкретность формулировок; § - сопоставимость целей каждого уровня по масштабу и значению; § - измеримость целей; § - конъюнктивность (объединение понятий подцелей полностью определяет понятие соответствующей цели). Пример: Перед руководителем торгового предприятия одежды ООО «Весна +» стоит проблема увеличения прибыли от реализации товаров. Пример «дерева целей» показан на рисунке 6.
Рис.6 Пример «дерева целей»
Разработать дерево целей:
Вариант 1. Организации необходимо улучшить качество выпускаемой продукции. Составить дерево целей из 4-х уровней. Вариант 2. Руководитель предприятия поставил задачу начальниками отделов: Снизить себестоимость продукции. Из 3-4-х уровней составить дерево целей. Вариант 3.
Необходимо совершенствование организационной структуры туристической фирмы. Составить дерево целей из 3-4 уровней. Вариант 4. Перед генеральным директором СТО стоит задача: Расширение ассортимента услуг. Составить дерево целей из 4-х уровней. Вариант 5. Перед работниками туристической организации стоит задача: Получение прибыли от туристических услуг заданного объема и требуемого уровня качества.. Составить дерево целей из 6 уровней. Вариант 6. Перед начальником отдела по персоналу стоит задача: Планирование кадровой политики туристической фирмы. Составить дерево целей из 4-х уровней. Вариант 7. Туроператору необходима диверсификация услуг. Составить дерево целей не менее 4-х уровней. Вариант 8. Руководитель фирмы по разработке компьютерных программ поставил задачу Совершенствование качества компьютерных программ. Составить дерево целей из 5 уровней. Вариант 9. Организации в сфере здравоохранения необходимо повысить конкурентоспособность. Составить дерево целей из 4-х уровней. Вариант 10. Торговая организации (ресторан, кафе), которая открылась несколько дней назад необходимо увеличить поток потребителей. Составить дерево целей из 4-х уровней.
ЗАДАНИЕ 3. Решение многокритериальной задачи с помощью прямой человеко-машинной процедуры Основным методом исследования систем является метод моделирования, то есть способ теоретического анализа и практического действия, направленных на разработку и использование модели. Метод моделирования основывается на принципе аналогии, т.е. возможности изучения реального объекта не непосредственно, а через рассмотрение подобного ему и более доступного объекта, т.е. его модели. В многокритериальных задачах часть информации отсутствует. Можно определить только основные переменные, установить связь между ними, т.е. построить модель, адекватно отражающую ситуацию. Но зависимости между критериями вообще не могут быть определены на основе объективной информации. Такие проблемы – слабоструктуризованные. ЧМП - человеко-машинная – процедуры общения ЛПР (лицо принимающее решение) и компьютера Прямые ЧМП, - в которых ЛПР непосредственно назначает веса критериев и корректирует их на основе полученных решений. Одним из примеров прямой ЧМП является задача с глобальным критерием.
Естественная реакция человека, решающего многокритериальную задачу - устранить многокритериальность. Этот подход реализовали путем объединения многих критериев в один с помощью так называемых весовых критериев. Глобальный критерий вычисляется по формуле n С гл = ∑ Wi хCi (3.1) i=1 Сi - частные критерии (i =1…….n.) wi – веса важности (коэффициенты важности) критериев
0 ≤ Wi ≤ 1 (3.2)
Идея объединения состоит в том, что ЛПР назначает числа (по шкале 1-10), в соответствии ценностью для него рассматриваемого критерия. Затем весовые коэффициенты нормируются на основе условия (2). Для линейной задачи любое эффективное, находящееся на множестве Э-П (множестве альтернатив несравнимых по существующим критериям) решение может быть представлено как решение задачи линейного программирования с критерием С гл. Формально задача сводится к нахождению весов. Веса можно получить от ЛПР, они назначают первоначальные веса, получают расчеты и корректируют веса до получения удовлетворительного результата. Пример: Перед нами стоит задача выбрать офисное помещение для туристической фирмы, есть три варианта свободных помещений в разных районах города. Мы производим оценку этих вариантов по трем критериям: стоимость аренды, удаленность от ближайшей станции метро, размер площади. Оцениваем эти альтернативы (варианты) по всем критериям, применяя десятибалльную шкалу оценок, выступая экспертами, и назначаем веса критериев по степени их важности. Расчет данного примера представлен в таблице 3.1. (Цифры – условны).
Таблица 3.1 Оценка альтернативы по критериям
Студентам предлагается придумать пример многокритериальной задачи с количеством альтернатив не менее трех и решить ее с помощью глобального критерия, выбрать оптимальную альтернативу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|