Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы.




1. Какие подходы в измерении одиночества выде­
ляет Д. Рассел?

2. Заполните таблицу.

Измерения одиночества в зарубежной психологии

 

Автор Подход Вид измерительного инструмента Кол-во пунктов
       

3.2. Авторские диагностические разработки

Разработка наших измерительных инструментов одиночества состояла из нескольких этапов. Вначале бы­ло проведено пилотажное исследование, включающее три этапа.

Первый этап - социологический - заключался в оп­росе 200 взрослых людей по заранее составленной схеме. Целью такого опроса являлось получение содержатель­ной информации для описания феномена одиночества. Сначала человеку предлагалось ответить на три вопроса:

1. Что, на Ваш взгляд, означает понятие «одино­
чество»?

2. По каким признакам Вы могли бы судить об оди­
ночестве конкретного человека?

3. Испытывали ли Вы сами когда-нибудь одино­
чество?


 




В том случае, если на последний вопрос давался ут­вердительный ответ, следовали еще три вопроса:

4. Какую оценку Вы могли бы дать состоянию оди­
ночества?

5. Что помогло Вам выйти из этого состояния?

6. Какой опыт Вы приобрели, испытав одиночест­
во?

В опросе принимали участие преподаватели выс­шей и средней школ, психологи, работники искусства, ин­женеры, врачи.

Целью второго этапа - психологического - было построение прототипа личности, переживающей состоя­ние одиночества. Результаты социологического опроса послужили первичным материалом для такой работы.

На этом этапе проводилась групповая работа с пси­хологами-консультантами и консультантами телефона экстренной психологической помощи (ТЭПП).

В начале такой работы каждому участнику инди­видуально было предложено описать образ человека, пе­реживающего состояние одиночества. Описание могло быть сделано в любой форме - текстовой, графической, ассоциативной, комбинированной. Затем шло обсужде­ние, на котором участники имели возможность поде­литься с группой своими представлениями об одиноче­стве и объединиться в микрогруппы для дальнейшей ра­боты. Перед микрогруппой стояла задача составить психологический портрет человека, переживающего одиночество. Поскольку участниками групповой работы были специалисты, профессионально работающие с людьми, зачастую находящимися в состоянии острого стресса, мы сочли возможным поставить перед ними та­кую непростую задачу. Телефон экстренной психологи­ческой помощи часто необходим человеку, находящему­ся в состоянии одиночества. В момент обращения на


ТЭПП ему действительно не с кем больше поговорить: то ли в силу каких-то обстоятельств, то ли по сугубо лич­ным причинам10.

В составлении портрета допускались как предпо­ложения психологов об особенностях личностных черт и характеристик, так и рекомендации (с обоснованием) по использованию конкретных диагностических мето­дик в работе с людьми, переживающими состояние оди­ночества.

Третий этап работы проблемной тематической группы представлял собой шеринг, рассчитанный на 1,5-2 часа. Здесь представлялись составленные портре­ты, вносились коррективы и обсуждались следующие во­просы: что такое одиночество (чувство, состояние, по­требность, направленность и т. д.), каковы критерии оди­ночества как состояния человека и какой они носят характер (объективный или субъективный), причины состояния одиночества и их характер, виды состояния одиночества (то есть предположительная первичная классификация и ее основания), временные характерис­тики одиночества (этот вопрос в процессе обсуждения вошел в предыдущий), нормативные границы состояния одиночества (вопрос также обсуждался в рамках постро­ения первичной классификации), возможные методы и формы психологической работы с одинокими людьми. С согласия участников группы, их мнения фиксирова­лись тренером и получили в исследовании некоторые обобщения.

Вопрос о критериях состояния одиночества пред­ставлял для нас особый интерес и значимость, так как в экспериментальной группе (ЭГ) мы работали с теми

Обращения за помощью по телефону доверия нередко имеет продолже­ние: 30 % наших клиентов, первоначально обратившихся на ТЭИП, после про­веденной работы пришли к психологу на очную консультацию.


 


людьми, которые уже определили одиночество как свою основную психологическую проблему. Мы не считали нужным (а по этическим соображениям и не могли) со­мневаться в искренности человека, обратившегося за про­фессиональной помощью и поддержкой, поэтому самоди­агноз «одиночество» принимался как данность и матери­ал для психологической работы.

В психологической литературе, посвященной про­блеме одиночества, мы не встретили описания подобного состава испытуемых. Обычно используется «шкала оди­ночества», опрос по которой проводится на случайной вы­борке людей (чаще студентов или слушателей).

Преимущество нашего исследования заключается в том, что выборка представляет собой психологически достаточно однородную группу: во-первых, все испыту­емые на момент обращения находились в состоянии одиночества, во-вторых, это люди одной возрастной ка­тегории, в-третьих, - что выяснилось в ходе экспери­мента, - это люди с высшим образованием (96,8 %) или получающие его (3,2 %). Среди них - научные сотруд­ники, экономисты, инженеры, педагоги, медики. Мно­гие (36 %), в связи со сложной экономической ситуаци­ей, не работают в данный момент по своей основной специальности.

Убежденность в необходимости научного исследо­вания феномена одиночества, выступающего как психиче­ское состояние, привела нас к решению продолжить пило­тажное исследование. В третьем этапе приняли участие только специалисты-психотерапевты и психологи, имею­щие стаж консультационной или психотерапевтической работы не менее одного года. Всего в такой работе приня­ло участие 55 человек. Им было предложено ответить на два следующих вопроса.


 

1. Какие, на Ваш взгляд, существуют критерии то­
го, что взрослый человек испытывает состояние одиноче­
ства?

2. Могли бы Вы предложить методики, с помощью
которых можно диагностировать эти критерии, то есть со­
стояние одиночества?

На основании анализа психологической, философ­ской, художественной литературы, обобщения ответов 55-ти наших респондентов, выделены следующие крите­рии, проявления, признаки состояния одиночества взрос­лого человека.

Внешние поведенческие признаки:

1) отсутствие близких отношений с другим челове­
ком;

2) отсутствие доверительного общения, когда не
с кем поделиться своим сокровенным и не с кем
посоветоваться;

3) отсутствие друзей, очень ограниченный круг об­
щения;

4) отсутствие семьи;

5) чрезмерная суетливость в общении, угодничест­
во или, напротив, угрюмость, постоянная закры­
тость;

6)сарказм;

7) склонность избегать конфликтные ситуации,

а если это не удается, то проявление неумения

действовать в них конструктивно. Критерии внутреннего состояния:

1) хроническая неудовлетворенность, недовольство
жизнью;

2) чувство потерянности в мире;

3) чувство собственной неполноценности;


 




4) ощущение «никому ненужности»;

5) оценка себя как несчастного человека;

6) частые и пессимистические размышления о сво­
ей судьбе;

7) неумение жить настоящим, то есть постоянные
мысленные «возвращения» в прошлое, часто
с сожалением типа «если бы...», а также иллюзии
относительно будущего: «если только захочу...».
По определению Дж. Рейноутер, это люди - «со­
биратели грез».

Обобщение результатов проведенной работы поз­волило нам создать шкалу, измеряющую одиночество. По форме это опросник, первоначально состоящий из 12 пунктов, в каждом из которых применялась четырех­мерная оценочная шкала: всегда, часто, иногда, никогда. Отметим, что этот опросник лег в основу диагностичес­кой беседы, применяемой в ходе психологического кон­сультирования или психотерапии. Диагностическая бе­седа была разработана как средство получения необхо­димой информации от клиента в том случае, если он отказывался от заполнения бланка опросника или по ка­ким-либо соображениям его консультант предпочитал такую форму работы. Беседа включала в себя все пункты опросника, но они предлагались клиенту не как вопросы, а как темы для размышления в той последовательности, которая удобна консультанту. В соответствии с конкрет­ной жизненной ситуацией человека, обратившегося за психологической помощью, его видением причин собст­венного состояния, а также когнитивной оценкой этого состояния мы могли делать заключение об особенностях одиночества данного клиента.

Предлагаем ознакомиться с опросником.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...