Задания для самостоятельной работы.
1. В чем заключаются психологические механизмы 2. Что является условием возникновения данного Дополнительные вопросы 3. Предположите, что является причиной сбоя ди 4. Что, на ваш взгляд, удерживает систему в состо Ответы на вопросы 3 и 4 запишите в свои дневники. 2.3. Виды состояния одиночества и их проявления На основании проведенного теоретического анализа и практической психоконсультационной работы мы пришли к предположению, что одиночество как психическое явление имеет несколько видов, а каждый из них -глубину проявления, континуум: от нормы до патологии. Первый вид состояния одиночества связан с преимущественным действием механизмов обособления в психологической структуре личности, крайней формой которых выступает отчуждение: от других людей, норм, ценностей, определенной группы, мира в целом. В данном случае процессы идентификации действуют в пределах своего «Я», человек осознает свое состояние и часто понимает, чем оно обусловлено. Этот вид состояния получил название отчуждающее одиночество. Второй вид обусловлен преимущественным действием механизмов идентификации. В результате человек, привыкая отождествлять себя с другими людьми, группой, постепенно теряет свое «Я», которое становится чуждым, непонятным и пугающим. Так как доминирование одной тенденции не означает полную блокировку другой, то механизмы обособления все же проявляют себя, но диапазон их действия крайне узок и определяется размытыми, нечеткими границами собственного «Я». Вследствие того, что данный вид состояния одиночества обусловлен субъективной потерей собственного «Я», его растворением в социуме, обезличенностью общения, отчуждением от себя самого, он получил номинацию - диффузное (от лат. diffusio - распространение, растекание).
С точки зрения нормативности оба этих вида могут иметь ту самую протяженность, континуум от нормы до пограничности в зависимости от глубины переживаний и длительности состояния. Здесь есть прямая закономер- ность: чем дольше наблюдается неравновесие тенденций, тем глубже состояние одиночества, которое при диффузном варианте может быть и неосознаваемым. Определяющим фактором в обоих случаях выступает отчуждение: в первом - от других, во втором - от себя. Следующий вид одиночества - диссоциированное (от лат. dissociatio - разъединение), которое представляет собой наиболее сложное состояние, как по переживаниям, так и по происхождению и проявлениям. Генезис его определяется ярко выраженными процессами идентификации и отчуждения и резкой их сменой по отношению даже к одним и тем же людям. Сначала человек отождествляет себя с другим, принимая его образ жизни и следуя ему, безгранично доверяет «как самому себе». Именно это «как самому себе» составляет основу для понимания психологического генезиса данного состояния. После полной идентификации следует резкое отчуждение от того же объекта, что отражает истинное отношение человека к самому себе: одни стороны своей личности принимаются человеком, другие категорически отвергаются. Как только проекция этих отверженных качеств находит свое отражение в объекте идентификации, последний сразу же отвергается весь целиком, то есть происходит резкое и безоговорочное отчуждение. Чувство одиночества при этом острое, четкое, осознаваемое, болезненное. Данный вид одиночества относится к разряду пограничных состояний, нормального проявления он не имеет.
Субъективно позитивный вид одиночества управляемое, или уединенность, представляет собой вариант переживания психологической отдельности, осознания собственной индивидуальности, автономности, самости. В контексте личностного генезиса этот вид обусловлен оптимальным соотношением результатов процессов идентификации и обособления. Это динамическое равновесие можно рассматривать как одно из проявлений психологической устойчивости личности относительно воздействий социума, механизмами которой выступают способность к саморегуляции и рефлексия. Это нормальное состояния нормального одиночества. Следует отметить, что при отсутствии психологической и психотерапевтической помощи отчуждающее, диффузное и диссоциированное одиночество могут переходить в клиническую форму, которая оценивается психотерапевтами и психиатрами как патология и, соответственно, требует медицинского вмешательства. Каждый из представленных видов состояния одино-чества имеет свои особенности и закономерности с точки зрения генезиса и проявлений в поведении и жизни человека. Далее будут подробно рассмотрены названные виды одиночества, их проявления в жизни, психологические портреты людей, переживающих данные состояния; приведены результаты психодиагностики и случаи из практики. Отчуждающее одиночество Само слово «отчуждающее», по сравнению со словом «отчужденное», предполагает протяженность процесса и состояния во времени. Этот термин как бы подчеркивает динамику процесса отчуждения, то есть не просто констатирует вид одиночества, но и предполагает его углубление. Кроме того, здесь подразумевается двусторонний характер действия механизма отчуждения: со стороны субъекта и со стороны объекта, что непременно увеличивает психологическую дистанцию между ними. Чем больше отчужденных объектов в жизни человека, тем вероятнее переживание одиночества. Конечно, здесь имеется в виду не отчуждение от аморальной или безнравственной среды, а отчуждение от тех объектов, которые ранее были близки, нужны, симпатичны.
78. Крайняя степень отчуждения от мира всегда вызывает остро переживаемое чувство одиночества. Выраженное отчуждение приводит к потере эмоциональной связи с другими людьми, знакомыми местами, дорогими прежде воспоминаниями, ситуациями и переживаниями, которые становятся чуждыми для индивида, а взаимоотношения с ними -бессмысленными. Постепенно происходит накопление в сознании отчужденных объектов, действие механизма отчуждения становится все шире, глубже, и субъект уже начинает как бы терять связь с окружающим миром. Осознавая физическую реальность объектов, он не допускает возможности психологической близости с ними, всегда соблюдая им же установленную дистанцию. В зависимости от индивидуальных особенностей это может проявляться в высокой тревожности, страхе, агрессивности, недоброжелательности, скепсисе, потерянности и т. д. Обращаясь за психологической помощью, люди, переживающие отчуждающее одиночество, часто настороженны, они и в кабинете психолога пытаются выставить охранительные барьеры своего «Я». Клиент дает только ту минимальную информацию, которую решился раскрыть другому человеку, в данном случае - профессионалу. «Пробиться» за стену его отчуждения очень непросто, и не всякие средства тут будут хороши. Такой человек изначально должен быть уверен в том, что психолог или психотерапевт осведомлен об особенностях общения с ним и принимает выставленные им условия о ненарушении определенной дистанции во взаимоотношениях. Только в таком случае клиент согласится взаимодействовать с психологом (или любым другим человеком). Другими словами, необходимо соблюдать определенный паритет, «присоединение» к клиенту идет медленно и требует такта и мастерства консультанта, очень осторожного и бережного подхода к ситуации. Следует иметь в виду, что при прогрессирующем отчуждении и собственное «Я» представляется человеку странным и чуждым. Нельзя сказать, что человек потерял свое «Я», скорее он потерял принадлежность этого «Я» самому себе. «Я» реально существует, человек знает его особенности и характеристики, но оно постепенно переходит в разряд объектов, подлежащих, как и все прочие, отчуждению. Жизнь становится бессмысленной и пустой. Взаимодействие с каким-либо новым объектом может заинтересовать лишь с целью «смазывания колес» механизма отчуждения. Когнитивная сфера задействована как инструмент познающий то, от чего предстоит отстраниться.
Интуитивно человек, испытывающий отчуждающее одиночество, понимает, что в его жизни что-то не так, иначе он бы не обратился за психологической помощью. Бесперебойное действие механизма отчуждения приводит к переживанию отчужденности от мира в целом. Человек (иногда с ужасом) начинает понимать, что мир для него практически потерян, хотя внешне все остается на своих местах, функционирует и взаимодействует, но без его участия. Человек ощущает внутреннюю пустоту, которую уже невозможно заполнить новым отчуждением. И все же длительное время образующийся вакуум требует заполнения, и заполняется, к сожалению, не всегда социально приемлемым способом, например, употреблением алкоголя, наркотиков с целью «забыться», снять невыносимое {уже) напряжение. Иногда человек оправдывает свое пристрастие к психоактивным веществам (ПАВ) тем, что без них он может потерять «человеческий облик», становясь агрессивным, неприятным, даже непереносимым для окружающих, а иногда - тем, что без этого (алкоголя, например) ему просто не выжить. Так начинает развиваться зависи-
мость. Причем, в данном случае, она возникает сразу и представляет собой самый страшный, но, к сожалению, самый распространенный вариант - психологическую зависимость. Человек использует ПАВ для того, чтобы с их помощью хотя бы на время изменить свою картину мира так, чтобы она перестала его травмировать. Это главная и поначалу единственная причина употребления ПАВ. Беда в том, что отрезвление приносит еще большие страдания, чем прежде, потому что к ним добавляется чувство вины или же усиливается уже имеющееся. Общее самочувствие резко ухудшается вследствие отравления организма, при котором нарушается нормальный обмен веществ, что выражается, в том числе, в выработке «гормонов страха и тревоги». Организм борется с негативными воздействиями, пытаясь «напугать» человека, чтобы он больше не прикасался к яду, но человек чаще всего игнорирует этот сигнал и вновь продолжает травить себя ради непродолжительной иллюзии благополучия и свободы. ПАВ - поистине дьявольское искушение. Ведь не ради же будущей боли, «ломки» принимается наркотик. Каждый наркоман изначально знает, что ждет его впереди, и тем не менее колется, пьет, нюхает... Зачем? Что толкает человека на этот шаг? Одиночество. Истинное, неизбывное чувство, вызывающее ужас. Освобождение от него с помощью дозы любого ПАВ сродни тому, как страус прячет голову в песок, завидев опасность. Только, если страуса хоть теоретически иногда может спасти его позиция - не заметил хищник (может, ослеп), наркомана - никогда. И к психологической зависимости присоединяется химическая, которая имеет свои механизмы действия и проявления и абсолютно не считается с желаниями, намерениями, планами своего носителя. Если при психологической зависимости требуется психотерапия, то в случае химической - фарма-
кология. Обязательно нужно помнить о том, что только с помощью фармакотерапии зависимость излечить невозможно, так как начальная причина - психологическая. Итак, за данным видом одиночества стоит, как отмечалось, двусторонний, обоюдный, взаимный процесс отчуждения. Отчуждающее одиночество как состояние осознается тогда, когда объект отчуждения отвечает взаимностью, и субъект постепенно остается в исходном, экзистенциальном смысле - ОДИНок. Когда объекты отчуждения - другие люди - все реже идут на контакт, перестают предлагать субъекту свое участие, он начинает чувствовать «смутную тоску», беспокойство без причин, тревогу (так определяли свое состояние многие наши клиенты). Объекты отчуждения - это близкие люди, друзья, родные, знакомые. Они вполне хорошо знают характер, привычки, образ жизни субъекта одиночества и могут испытывать душевную боль, психологический дискомфорт от его прогрессирующей отчужденности и далекости. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда-нибудь они начинают платить ему той же монетой - с помощью тех же психодинамических механизмов они также способны отчуждаться. Длительное по времени, настойчивое и однозначное отчуждение неизбежно вызовет взаимное отчуждение со стороны своих объектов в лице живых людей. Когда субъект отчуждения - человек, переживающий одиночество, становится объектом отчуждения близких ему людей, он начинает испытывать еще более острые приступы этого состояния. Конечно, такие люди вызывают сочувствие, как и другие, переживающие одиночество, но помочь им сложнее, так как отлаженный и двусторонний механизм отчуждения препятствует взаим-
ному открытию и принятию. Здесь необходимо использование специальных психотехник, чтобы выйти на должный для помощи уровень межличностного взаимодействия с клиентом. Как свидетельствует практика (см. протоколы консультаций), клиент часто осознает происходящее и трезво оценивает ситуацию, что в целом отличает его от тех, кто переживает одиночество других видов. Это дает ему субъективное основание для обращения за помощью к специалисту. Среди клиентов отчуждающего типа немалый процент составили те, кто первую психологическую консультацию получил на дому5. Они вроде бы понимают, что одиноки и нуждаются в помощи, делают первый, возможно многое решающий в их жизни шаг, но автоматическое включение механизма отчуждения мешает им перейти на более теплое и доверительное общение. Движущей силой такого цикла являются механизмы психологической защиты, выработанной в ответ на травмирующие ситуации, связанные, например, с предательством оказанного доверия, жестоким обращением близких людей и др. Чаще такие ситуации имеют место в детском или подростковом возрасте. Более поздние психологические травмы запускают ассоциативный комплекс воспоминаний. Следует иметь в виду, что при отсутствии психологической помощи отчуждающее одиночество может перейти в клиническую форму. С другой стороны, мы имеем экспериментально подтвержденные случаи трансформации отчуждающего одиночества в уединенность, за чем стояла соответствующая психологическая и психотерапевтическая работа. 5 Правда, для осуществления такой помощи должна работать патронажная психологическая служба. Диффузное одиночество Согласно нашей модели, диффузное одиночество возникает при преобладании у субъекта тенденции идентифицировать себя С другими людьми, социальными группами, идеями и т. д. Впервые понятие «идентификация» было введено 3. Фрейдом для интерпретации явлений патологической депрессии. Это дает основание считать крайние формы идентификации одной из причин возникновения пограничных психических состояний и расстройств. Почему же такое происходит? Что лежит в основе этого? Понятно, что человек, идентифицирующий себя с другим, отказывается от проявлений своих собственных истинных особенностей, стремлений, интересов. Он не просто подражает другому, он «вживается» в него. Человек начинает жить не «от себя», а от объекта своей идентификации. Что здесь первично: потеря «Я» или преобладание идентификации? На самом деле - это замкнутый круг: одно ведет за собой другое, и не просто ведет, но и усиливает. Пусковым моментом здесь является недовольство собой, неудовлетворенность собственной жизнью. Непринятие себя побуждает человека либо искать пути самосовершенствования, либо копировать того (тех), кто кажется успешным или просто довольным жизнью. Процесс самосовершенствования достаточно сложный, требующий не только времени, но и волевых и интеллектуальных усилий, выработки эмоциональной устойчивости и много другого. Кроме того, здесь абсолютно необходимо глубокое самопознание, а именно это вызывает дискомфорт, приносит боль, потому что познавать-то, по сути, нечего. Нечего - в смысле ничего хорошего - человек не знает в себе, не находит в виду закрытости, нереализованное™ светлого потенциала, а от плохого в себе он хочет спрятаться, укрыться иод маской другой личности, якобы успешной или просто хорошей. Поэтому чаще всего человек, избавляясь от боли осознания собственного несовершенства, уходит от себя, заполняя образовавшийся вакуум чужой экзистенцией. А это всегда трагично. Возможно, что ничего более трагичного для человеческой души и нет. Человек и в костюме чужом чувствует себя неуютно. Иногда, спасая жизнь, трансплантируются чужие органы, и человек до конца своих дней знает о том, что живет, благодаря чьей-то почке или даже сердцу. По свидетельству таких людей, их не покидает ощущение чужерод-ности в собственном организме. Но они знают об этом и обычно сознательно идут на такую операцию. Эти аналогии лишь на первый взгляд могут показаться преувеличенными, натянутыми. На самом деле человек - существо, объединяющее в себе три измерения - физическое (пространственная протяженность, тело), психологическое, или душевное (иногда его называют эмоциональное, что не оправданно суживает душу), и духовное (вера, идеалы, стремления). О каком бы аспекте человеческой жизнедеятельности мы не говорили, важно учитывать эти три измерения во взаимодействии друг с другом. Эта трехмерная система является и отражением, и презентацией трехмерного мира, в котором существуют трехмерные объекты, в том числе - человек. Если происходят какие-то изменения, нарушения в одной из координат, естественно, что это отражается во всей системе, то есть человек приобретает новые координатные измерения. Представленная система является иерархической: физическая координата подчиняется психологической, а психологическая - духовной. Применительно к этой системе сейчас мы рассматриваем психологическую координату. Глядя на координатную схему, мы видим, что психологическая координата сопряжена с одной стороны с духовной, с другой стороны - с физической, телесной. Это же касается и двух других координат: духовная связана с психологической и телесной, а телесная - с психологической и духовной. Таким образом, изменения в одной из координат вызывают некие напряжения в двух других. Развитие человека можно понимать как изменения трех координат в сторону снижения напряжения, то есть гармонизации. Понятно, что на такой (конечно, весьма условной) схеме наиболее гармоничной и энергосберегающей формой будет сфера. Можно провести аналогию: всесторонне гармоничное развитие человека на данную графическую схему будет проецироваться в виде сферы, а точнее - сферической конструкции, так как каждая из координат может быть рассмотрена как бесконечно усложняющаяся6 система. ' Впрочем, равно как н упрощающаяся.
Важно понять, что движение в сторону гармонии можно осуществить только за счет собственных ресурсов - духовных, психологических, физических. Если же в эту систему привносятся чужеродные элементы, то достичь гармонии не удастся. Поэтому, о каких бы аспектах чужеродности ни шла речь - духовных, психологических, физических, все они неизбежно нарушат гармонию человека с самим собой, а следовательно, и с миром. Для лучшего понимания природы диффузного одиночества7 рассмотрим лишь по одному примеру вторжения чужеродных компонентов в координатные измерения человека, проявления и последствия этого. Если вести речь о физической составляющей, то наиболее простым и очевидным примером вторжения чужеродных компонентов выступают вирусы. Проявления и последствия вирусного заражения организма знакомы каждому человеку. Это и грипп, и гепатит, и СПИД, и многие другие болезни. В духовном плане ярким примером вторжения являются деструктивные культы, идеология которых (чуждая здравому смыслу) разрушает человека, иногда до основания, необратимо. Безусловно, деформации Духа являются самыми опасными, так как эта координата иерархически верхняя, ей подчиняются другие две. И наконец, в психологическом аспекте в качестве вторжения можно рассматривать попытки жить жизнью другого человека, его потребностями, интересами, переживаниями и т. д. Другими словами, привнесение в свой внутренний мир любых элементов чужого внутреннего мира не может способствовать ничему позитивному в человеке вообще и в его личности в частности. Поэтому ' Сразу отметим, что эта схема применима к пониманию и исследованию диффузного одиночества, но, безусловно, касается не только этого, но и многих других феноменов человеческой психики и человеческого бытия. диффузное одиночество, связанное с одной или множественными попытками идентификации с другим человеком или людьми, все дальше уводит субъекта от собственной экзистенции, что неизбежно выражается не только в переживании одиночества, но и в огромном страхе перед ним. Итак, потребность в идентификации с другим естественным образом связана с потерей человеком собственного «Я», что приводит к чувству глубокого экзистенциального одиночества, затерянности в мире и боязни этого мира. Подобное описано Д. Рисменом в книге «Одинокая толпа»: утрата собственной индивидуальности либо неосознанность таковой делает человека одиноким. Формальное объединение таких людей создает «одинокую толпу», которая функционирует согласно законам толпы, а не сознательной группы или общества. Бытие индивидов, составляющих «одинокую толпу», характеризуется переизбытком формального общения, активным поиском интимности и приватности, острой потребностью в единении с другим человеком и, что самое страшное, невозможностью последнего. Единение одного человека с другим возможно лишь на основе сопричастности двух индивидуальностей идее взаимного разделенного бытия. Единение - это прерогатива развитых личностей, это осознанный выбор самосознающих субъектов. Единение недоступно для тех, кто недостаточно осознает себя, а тем более потерял собственное «Я». Таким образом, напрашивается вывод: развитие самопознания и самосознания - естественный процесс психологически здоровой личности, а значит, диффузное одиночество ей свойственно быть не может и является показателем обратного, то есть психологического неблагополучия - нездоровья. Теперь более подробно остановимся на том, что же происходит с человеком в состоянии диффузного одиночества. Напомним, что приводит к переживанию диффузного одиночества нарушение динамического равновесия в личности процессов обособления и идентификации в сторону преимущественного действия последнего. Преобладание идентификации с внешними объектами все дальше уводит человека от собственного «Я», делает невозможным или крайне ограниченным личностное обособление, выделение себя из мира, а следовательно, тормозит рефлексию, останавливает личностный рост. Личностный рост и развитие возможно только через осознание себя, своих особенностей, качеств, черт, стилей общения, стратегий поведения и т. д. Это нужно в том числе и для того, чтобы самостоятельно проводить личностную коррекцию, если таковая окажется актуальной. Спонтанная коррекция собственного поведения, эмоционального реагирования и других форм проявления личности8 - естественный процесс для любого субъекта, наделенного сознанием. Нельзя что-либо исправить, подправить, изменить в системе9, не зная ее свойств и исходного состояния. Поэтому ограничение самопознания (вследствие ограничения обособления и преобладания идентификации) постепенно приводит к потере своего «Я», что существенно тормозит развитие личности. Человек оказывается в личностной стагнации, что не только тягостно, но и разрушительно для него. Кроме того, все вышеперечисленное, как правило, не осознается человеком, что усложняет и отягощает ситуацию. В состоянии диффузного одиночества человек стремится к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение своего бытия в мире, собственной значимости. Когда это не удается сделать, все более растет тревожащее чувство потери собственного «Я». А не удается это сделать, как минимум, по двум причинам. Во-первых, субъекту диффузного одиночества, если можно так выразиться, нечем общаться. Ведь общение - это деятельность, предполагающая своего субъекта, то есть того, кто осуществляет эту деятельность своей личностью и сознанием10. Если человек идентифицирует себя с другим, значит, он отказывается от себя, принимая и примеряя при этом чужую личность и чужое сознание. Общение можно понимать как особый вид взаимодействия двух субъектов - носителей психики. Психика, как субъективный образ объективного мира, по определению уникальна, неповторима в гораздо большей степени, чем, например, отпечатки пальцев. Если же один из этих субъектов общения (человек, переживающий диффузное одиночество) отказывается от собственной уникальности и неповторимости, то истинное общение с ним становится невозможным. Вновь получаем взаимоисключающие факторы - желание истинного общения и невозможность его осуществления вследствие вышеуказанных причин, сочетающиеся в одном человеке - субъекте диффузного одиночества. Вторая причина заключается в том, что нечего подтверждать, кроме собственного отсутствия. Потеря своего «Я», уход от собственной экзистенции делают невозможным подтверждение того и другого в обычном, специально не организованном (профессиональном) общении.
s А в результате - личности в целом. 9 В данном случае под системой понимается сложнейшее образование -человеческое «Я». 10 Первый методологический принцип отечественной психологии - единство деятельности,сознания и личности. Круг замыкается: нечем общаться и нечего подтверждать. Нет в индивидуальном восприятии себя - некому общаться. Отсутствует восприятие себя, не работает самосознание, не существует «Я-концепция» - значит, и подтвердить собственное экзистенциальное бытие невозможно -нечего подтверждать. Вот и получается, что «то, неизвестно что, ищет неизвестно чего». Мало этого, еще и «неизвестно где, в ком (чем) и у кого». Человек, интуитивно предполагая, предчувствуя свое одиночество, еще, конечно, не осознавая его, уже испытывает тревогу и даже страх и также интуитивно ищет пути избавления от этого страха, часто просто пытаясь «убежать» от него к людям. Он стремится быть «полезным» людям, по сути, желая лишь обрести собственную экзистенцию. Человеку в таком состоянии важно ситуативно определить и выделить те моменты, где его присутствие в качестве сопереживающего будет принято, одобрено, значимо. Свою значимость субъект хочет видеть наглядно, например, в виде изменения состояния объекта идентификации. Именно поэтому он выбирает для выражения себя ситуации, где могут быть востребованы его готовность к выслушиванию, пониманию, сочувствию и полному вживанию в проблему11. Чаще всего это бывают ситуации, связанные с сильными эмоциональными переживаниями, как положительными, так и отрицательными. Живя какое-то время чувствами другого, субъект диффузного одиночества как бы заполняет свой экзистенциальный вакуум чувством нужности другим. " Здесь необходимо отличать вынужденную идентификацию от истинной эмпатии. В случае идентификации человек не сопереживает, не сочувствует, а просто живет чужой жизнью. Он не предоставляет другому возможности использовать собственные ресурсы и не предлагает свои, так как их нет; не может предложить «опереться» на себя в трудную минуту, так как не на что. Строго говоря, идентификация это не взаимодействие, а внедрение в чужую жизнь с корыстными, хоть и неосознаваемыми так, целями. Время самоотождествления с объектом зависит как от внешних, ситуационных факторов, так и от внутренних, в число которых входит и субъективное временное пространство. Идентификация с объектом продолжается до тех пор, пока ощутимо не изменится его значимость, то есть пока он не попадет в разряд тех, которые мало интересуют субъекта. Это нужно понимать так: когда человек переживает состояния эмоционального спокойствия и уравновешенности, субъект одиночества просто не может, не хочет с ним идентифицироваться, потому что это потребует истинно человеческого межперсонального общения и, следовательно, обращения к своему «Я», которое, как мы уже знаем, потеряно, утрачено. Циклы идентифицирования могут повторяться многократно, до тех пор пока по законам диалектики количество не перейдет в качество, и одиночество из пограничной своей модальности не перейдет в патологическую, то есть диффузное - в клиническое. С какого-то момента субъект начинает осознавать отсутствие собственных переживаний или их полную зависимость от других людей. Он начинает остро чувствовать беспокойство, тревогу безотносительно к конкретной ситуации. Это может выражаться в беспокойстве за состояние здоровья родителей, детей, близких людей, хотя они не подают объективного повода к этому. Реже наблюдаются ипохондрические тенденции. В любом случае человек пытается «привязать» свое беспокойство к какому-то внешнему фактору. В то же время он интуитивно понимает, что в его жизни происходят бесконечные «неувязки», что степень его внутренней напряженности не объясняется внешними причинами. Его состояние не соотносится с обстоятельствами его жизни и не обусловливается ими. Он начинает «ловить» каждый более или менее подходящий момент для оправдания своего все более тревожного состояния. Это ему не удается, и человек попадает в состояние фрустрации, которое знаменуется угрозой психического срыва. Отметим, что среди обратившихся к нам клиентов встречались такие, достаточно выраженные типажи. Их одиночество «пряталось» в бессознательном и было обусловлено потерей собственного «Я», иногда в силу особенностей их воспитания, иногда в силу выбранного ими стиля жизни. Они действительно были на грани психического срыва, практически полностью потеряв ориентировку в своей жизни. Эти люди не понимали не только причины происходящего, но и не могли адекватно оценить то, что происходит с ними. Порой обычные жизненные неурядицы, по сути мелочи, возводились ими в разряд жизнеопределяющих проблем, в то время как серьезные события (особенно проблемы выбора) не занимали их внимания вовсе. Многие исследователи считают, что одиночество имеет негативную эмоциональную окраску, люди его не только боятся, но и стыдятся. Эту позицию нам пришлось учитывать в своей практической работе и, соответственно, прикладывать особые усилия, чтобы «вывести» диффузное одиночество клиента в его сознание. Такое «выведение» может сопровождаться чувствами страха, вины и стыда, которым клиент, конечно, сопротивляется. Иногда этот процесс длится достаточно долго, так как клиенту нельзя предлагать альтернативу: одинок он или нет. Само слово «одиночество» достаточно редко употребляется в процессе психологического консультирования, и в любом случае клиент должен сам определить свое состояние. Иногда клиенту необходима помощь врача-психотерапевта, и такая возможность должна быть ему предоставлена. Проявления диффузного одиночества в жизни человека весьма обширны и многогранны, потому что обширны и многогранны объекты его идентификации. Оно может обусловливать проблемы в самых разных сферах жизнедеятельности человека: от интимной до деловой, что будет проиллюстрировано в эмпирической части. При отсутствии квалифицированной психологической помощи состояние диффузного одиночества, так же как и отчуждающего, может переходить в клиническую форму.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|