Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль базовых психодинамических тенденций идентификации и обособления в динамике личности




Впервые в психологическую науку понятия иденти­фикации и обособления ввел 3. Фрейд. Динамика лично­сти ребенка понималось им как последовательная смена действия этих двух психодинамических механизмов.

Идентификация - это процесс и результат неосо­знанного отождествления себя с другим человеком, опре­деленной группой на основе установившейся эмоцио­нальной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образ­цов. В результате на бессознательном уровне происходит интенсивный обмен ценностями, с целью уподобления се­бя другой личности, подражания ей в поведении, иногда -принятие объекта идентификации как самого себя.

Согласно 3. Фрейду, идентификация приводит к освобождению от собственной тревоги и ослаблению внутренних конфликтов. Первоначально это понятие бы-


ло им введено для интерпретации явлений патологичес­кой депрессии, позднее - для анализа сновидений и неко­торых процессов, посредством которых маленький ребе­нок усваивает образцы поведения «значимых других», формирует «супер-Эго», принимает мужскую или жен­скую роль и т. д.

Психологический смысл идентификации заклю­чается в расширении круга переживаний и обобщении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее про­явление эмоциональной привязанности к другому чело­веку. Вместе с тем идентификацию можно рассмотреть как защиту от объекта, вызывающего страх, путем упо­добления ему.

Обособление - противоположный идентификации процесс осознания и отстаивания индивидом своей при­родной человеческой и личностной сущности. В боль­шинстве отечественных психологических словарей в ка­честве психологической конверсивы идентификации рас­сматривается отчуждение. Это процесс и результат превращения свойств, способностей и деятельности лю­дей в нечто иное, чем они являются сами по себе, транс­формация их в независимую силу, которая господствует над людьми.

3. Фрейд ввел понятие отчуждения в психоанализ для объяснения особенностей патологического развития личности в условиях чуждой и враждебной ее естествен­ной природе культуры. Отчуждение от действительности Фрейд рассматривал как следствие невроза. Иногда отда­ление больного от реальной жизни приобретало форму «бегства в болезнь». Феноменологически отчуждение вы­ражается в дереализации, то есть невротической потере субъектом чувства реальности происходящего и, как крайний вариант, - в деперсонализации, то есть утрате собственной индивидуальности.


 



6 Зак. 44



J


       
 
 
   


В русле гуманистического психоанализа проблему отчуждения рассматривал Э. Фромм. Развивая идеи о связи отчуждения и бегства в болезнь, Фромм сформу­лировал понятие «бегство от свободы» и пришел к выво­ду, что в широком смысле любой невроз есть следствие отчуждения. Он значительно расширил сферу примене­ния этого понятия, выделив шесть форм отчуждения: от других людей, от своего труда, от потребностей, от го­сударства, от природы, от самого себя. Э. Фромм рассмо­трел некоторые, весьма существенные нюансы этого яв­ления, например, отчуждение чувств, страдание от от­чуждения (что, собственно, и означает одиночество), отчужденные человеческие отношения, напоминающие отношения вещей. Им же введено понятие активности отчуждения. Представления Э. Фромма об отчуждении отражали его понимание этого явления как болезни лич­ности и своеобразной сердцевины психопатологии со­временных людей.

В социальной психологии категория отчуждения используется при описании межличностных отношений, когда человек противопоставляется другим людям, груп­пе, всему обществу. При этом он испытывает ту или иную степень своей изолированности, так как воспринимает других людей как чуждых и враждебных, отвергая нормы, законы и определенные предписания группы. Западная психология при анализе отчуждения сосредоточивает внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидом своей отверженности, часто являющихся при­чиной аномии.

При анализе отчуждения необходимо учитывать, что в своих негипертрофированных формах это совершен­но нормальное психическое явление, необходимое на раз­личных этапах онтогенеза, в том числе и во «взрослой» жизни человека. Понятие отчуждения выражает необхо-


димый момент становления и развития самосознания че­ловека, его рефлексии.

В контексте личностного генезиса механизмы иден­тификации и обособления рассмотрены отечественным детским психологом академиком В. С. Мухиной. Она оп­ределяет идентификацию как механизм присвоения ин­дивидом своей человеческой сущности, а обособление -как механизм индивидуации личности. Оба механизма диалектически связаны и взаимно дополняют друг друга. Обычно человек не живет в крайних состояниях иденти­фикации или обособления.

В. С. Мухина выделяет два вида идентификации: интериоризационную, которая обеспечивает «присвое­ние» и «вчувствование» в другого, и экстериоризацион-ную, обеспечивающую перенос своих чувств и мотивов на другого. Говоря* об обособлении, она подчеркивает, что естественная его форма заменяется отчуждением лишь в крайних случаях депривации личности. По-види­мому, она имеет в виду то, что оба вышеназванных меха­низма не «поглощают» всю психику целиком, а действу­ют на каких-то определенных уровнях психической жиз­ни индивида.

В. И. Слободчиков рассматривает вопросы иден­тификации и отчуждения в контексте генезиса внутрен­него, духовного мира человека, понимания и осознания им собственного «Я». Автор подчеркивает, что иденти­фикация и отчуждение являются необходимыми, базо­выми процессами становления внутреннего мира чело­века. Овладение же сознательной регуляцией хода этих процессов будет способствовать устойчивости духовных интенций человека.

Проблеме взаимодействия базовых психодинамиче­ских тенденций в психической жизни человека посвяще­ны некоторые работы Е. П. Крупника. Он определяет


 



б*




идентификацию как результат действия механизмов эм-патии: проекции и интроекции, то есть эмоциональные связи между людьми являются основой идентификации, в результате которой индивид действует так, «как если бы он был тем лицом, с которым эта связь существует». Е. П. Крупник отмечает, что идентификация регулирует­ся отчуждением. Отчуждение описывается как психоло­гическая конверсива идентификации, противоположный ей процесс. Именно динамическое равновесие двух этих процессов делает эмпатическую способность субъекта бо­лее осознанной и личностной.

2.2. Генезис состояния одиночества

Теоретическим основанием нашей модели внутри-личностного генезиса состояния одиночества являются представления 3. Фрейда о роли базовых психодинами­ческих тенденций в становлении и существовании лич­ности. Несмотря на редкое употребление Фрейдом са­мого термина «одиночество», понимание им динамики личности как последовательной смены действия меха­низмов идентификации и обособления (отчуждения) дает ключ к пониманию внутриличностного генезиса одиночества.

Фрейдовскую модель социализации личности ус­ловно можно назвать линейной - от идентификации к обособлению - отчуждению, затем к новой идентифика­ции и т. д. Эти две тенденции действуют в личности все­гда, на всех этапах жизни. Человек с чем-то или с кем-то идентифицируется, от чего-то или от кого-то отчуждает­ся, то есть что-то становится для него своим, близким, по­нятным, а что-то - чужим, далеким, неясным.

Социализацию личности можно рассмотреть как усвоение и выполнение норм общественной жизни, при­своение ценностей, нахождение референтной группы


и т. д. В то же время социализация предполагает осознан­ное отчуждение от того, что общество считает безнравст­венным, неэтичным, антиправовым и т. д.

Процессы идентификации и отчуждения действуют постоянно, они органически вплетены в жизнь человека. Можно сказать, что механизм «идентификация - отчуж­дение» является если не основным, то ведущим в ходе со­циализации человека, становления и существования лич­ности. Коль мы говорим о механизме (в данном случае психическом), естественно было бы предположить, что он может дать сбой. Что будет происходить, если динамичес­кое равновесие процессов идентификации и отчуждения нарушится и одна из тенденций окажется доминирующей в личности?

Чтобы хорошо разобраться в этом вопросе, предста­вим вышеописанную модель наглядно, в виде схемы. Та­кая схема должна отражать динамику идентификации и отчуждения в личности, их последовательную смену и степень выраженности. Все это хорошо иллюстрируется на схеме качания маятника, на полюсах которого помеще­ны интересующие нас тенденции.


 




Безусловно, существует какой-то оптимальный диапазон качания нашего импровизированного маятни­ка, то есть существуют какие-то нормы действия, прояв­ления в личности идентификации и отчуждения. Поэто­му условно обозначенный конус мы будем считать нор­мальным. Если же одна из тенденций получает преимущественное действие, то человек начинает стре­миться либо к отождествлению себя (своих установок, принципов, интересов и т. д.) с кем-то или с чем-то, либо к обособлению, а впоследствии •- к отчуждению от лю­дей, ценностей, норм. В результате его поведение меня­ется в соответствии с той тенденцией, которая домини­рует в его психике.

И длительная идентификация, и продолжительное отчуждение не могут не сказаться на психическом состоя­нии человека. И в том и в другом случае человек утрачи­вает чувство собственного «Я».

При доминировании идентификации рождается по­требность психического слияния с кем-то другим. Это мо­жет быть отдельный человек или группа. Интересующий нас субъект нуждается в объектах идентификации, при­чем если первые объекты хоть как-то избираются, то по­следующие становятся лишь средством, «смазывающим колеса идентификации».

В случае длительного отчуждения, человек как бы обосабливается от других, защищая границы собственно­го «Я». Казалось бы, потеря «Я» в данном случае не долж­на происходить. Но познание «Я» не происходит напря­мую, это становится возможным только в процессе взаи­моотношений с миром и, главное, - в динамике этих взаимоотношений. Нельзя обозначить свойства своего «Я» вне каких-то социальных категорий, номинаций и си­туаций, их определяющих. Например, такие понятия, как «открытость», «ранимость», «скупость», «отзывчивость»,


«черствость», «доброта» и тому подобные, по сути явля­ются социальными категориями, так как невозможно об­наружить эти качества вне человеческих взаимоотноше­ний. Длительно обосабливаясь, человек лишает себя ситу­аций активного взаимодействия с миром, потому и свойства своего «Я» остаются для него неизведанными, закрытыми. Таким образом и происходит постепенная ут­рата чувства собственного «Я».

Ранее мы определились, как будем понимать одино­чество. Это внутреннее психическое, то есть душевное со­стояние, а не внешне наблюдаемый объективный фактор. Поэтому истинные причины одиночества составляют не внешние факторы (развод, потеря близких и др.), а внут­ренние психические механизмы. Мы не исключаем роль объективных факторов в возникновении одиночества; они, безусловно, могут спровоцировать это состояние, но механизм его генезиса является внутриличностным при любых внешних ситуациях и условиях.

Здесь следует понять, что одно не исключает, но и не ведет за собой другого, то есть разбалансировка механизма «идентификация - отчуждение» происходит не только и не столько по внешним причинам, а тяжелые жизненные обстоятельства далеко не всегда вызывают чувство одиночества. А вот состояние одиночества насту­пает всегда при длительном нарушении в личности балан­са (динамического равновесия) процессов идентифика­ции и обособления.

Итак, состоянию, переживанию одиночества пред­шествует разбалансировка в действии механизмов иден­тификации и отчуждения. Доминирование одного из пси­ходинамических процессов, естественно, приводит к рез­кому ограничению действия другого, что в целом не может не отразиться на психическом благополучии чело­века. В частности, это проявляется в потере чувства собст-


 




венного «Я» и, следовательно, в невозможности адекватно оценивать себя в той или иной социальной роли, осознан­но делать выбор, занимать определенную позицию в раз­личных жизненных ситуациях и многом другом. Другими словами, проявление одиночества в жизни человека как негативно окрашенного эмоционального переживания, переходящего в более устойчивую и длительную по вре­мени форму - состояние, обусловлено нарушением рав­новесия базовых психодинамических тенденций: иденти­фикации и обособления.

Существует еще один вариант внутриличностного генезиса одиночества, когда имеется в виду позитивный по проявлениям и конструктивный с точки зрения лично­стного роста вид этого состояния - уединенность. Одним из условий позитивного проявления одиночества в жизни человека является выработанная им самим (или приобре­тенная с помощью психотерапии) психологическая ус­тойчивость, которая обеспечивает сохранность основ­ных отношений индивида с действительностью, предпо­лагая вместе с тем существование моментов пластич­ности, гибкости и вариативности.

Мы предлагаем следующую трактовку этого поня­тия. Психологическая устойчивость - это осознанное поддержание динамического равновесия идентификации и отчуждения, что, безусловно, связано с воспитанием че­ловека, в особенности - с нравственным, развитой ре­флексией и способностью к саморегуляции. Сказанное не означает, что тот человек, который не знает о балансе в личности названных тенденций, не может быть психо­логически устойчив. Главное - наличие чувства сохран­ности собственного «Я» и способность почувствовать уг­розу его потери. Если человек понимает, что он излишне чем-то или кем-то поглощен, так, что это наносит ущерб другим сферам его жизнедеятельности, или что его обо-


собленность выходит за рамки требуемой в данных усло­виях автономности, он потенциально способен изменить положение.

Современный отечественный психолог Б. А. Со-сновский сравнивает психологическую устойчивость че­ловека с остойчивостью корабля: крен случиться может, но в большинстве случаев корабль принимает прежнее по­ложение - так его проектировали. Человеческая психика также «настроена» на здоровье, поэтому более или менее психически благополучный человек всегда стремится к сохранению своего «Я», то есть удерживает идентифи­кацию и обособление в рамках нормальной выраженности и динамического равновесия.

Решение проблемы психологической устойчивос­ти личности возможно и полезно на всех уровнях психи­ческой жизни и деятельности человека, в том числе и применительно к феномену одиночества. Психологи­ческая устойчивость определяет способность индивида к самоизменению, диалектически сочетая зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственного воз­действия. В контексте внутриличностного генезиса уе­диненности как субъективно желаемой, конструктивной формы одиночества категория психологической устой­чивости имеет основополагающее значение. Она являет­ся одним из условий не только позитивного проявления одиночества в жизни человека, но и психического здоро­вья в целом.

Предлагаемая схема внутриличностного генезиса состояния одиночества отражает действие механизмов идентификации и обособления в индивидуальном психи­ческом пространстве, а также определяет диапазон прояв­ления психологической устойчивости личности. В качест­ве модели мы взяли выше упомянутый маятник, который позволяет иллюстрировать степень выраженности инте-


 



5 Зак. 44



ресующих нас тенденций, а также диапазон их действия, отвечающий психологической устойчивости.

Следует полагать, что одиночество не травмирует человека в том случае, если маятник работает по извест­ным физическим законам, плавно, последовательно и рав­номерно отклоняясь от вертикальной оси. В определен­ном смысле работа маятника символизирует психическую жизнь. Нормальный ход таких «часов» показывает после­довательность смены процессов идентификации и обособ­ления через прохождение короткой фазы статического равновесия. Застревание маятника на любой из позиций означает сбой в действии символического механизма со­циализации.

Человеческая психика достаточно остро реагирует на любые отклонения от оптимального течения жизнен­ных процессов. Нас интересует состояние одиночества, которое обусловливается «выключенностью» человека из нормального хода жизни, что, собственно, и будет отобра-


жаться как «застревание» маятника в любой из позиций, означающее прекращение или существенное ограничение действия одной из психодинамических тенденций или их обеих в случае остановки маятника в точке статического равновесия.

Здесь уместна аналогия с теорией Р. Клаузиса о рав­новесных системах. Согласно его взглядам, любые нерав­новесные процессы в изолированной системе стремятся к повышению энтропии, так как тем самым они создают условия для приближения системы к состоянию равнове­сия и, следовательно, повышают ее устойчивость. В на­шем случае действие двух базовых психодинамических тенденций в структуре личности будет иметь большую эн­тропию, нежели преимущественное действие одной из них или резкое ограничение действия обеих. Это же будет являться и условием динамического равновесия, то есть повышения устойчивости системы в целом, в данном слу­чае - психологической устойчивости.

И идентификация, и отчуждение в случае домини­рования приводят к повышенной тревожности человека, часто суетливости, неудовлетворенности собой и другими людьми, то есть к нарастанию энтропии, образно говоря, к попыткам «раскачать» маятник с целью установления динамического равновесия как приобретения психологи­ческой устойчивости. Очень важно в таких ситуациях оказать человеку квалифицированную психологическую помощь и поддержку, так как если собственными усилия­ми ему не удастся выйти из создавшейся ситуации, то мо­жет наступить «срыв» или «падение маятника», после ко­торого обычно не остается резервов для восстановления нормального его хода. Тогда действительно наблюдается «уход в болезнь», депрессия.

Нами замечено, что люди, переживающие субъек­тивно негативные виды одиночества, в большинстве стра-


 




дают хроническими заболеваниями, часто жалуются на плохое самочувствие, упадок сил. После длительного и иногда малорезультативного общения с врачами разных специальностей они попадают к психотерапевту или пси­хологу, так как истинная и первичная причина их состоя­ния - психогенная. В таком состоянии человеку жизнен­но важно знать, что есть возможность оказаться в той пси­хологической среде, получить ту помощь, в которой он сейчас особенно остро нуждается.

Кроме представленных на схеме позиций, необхо­димо иметь в виду и временные характеристики указан­ных процессов и состояний. Для разных людей требуется разное время как для проявления, осознания своего оди­ночества, так и для осознания возможности конструктив­ного его использования. Здесь действует тот самый субъ­ективный фактор, который и определяет «субъективное время субъективных часов», ход которых мы постарались образно представить.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...