Выполнение и анализ первого этапа ИГД
Приготовьте чистый лист бумаги и постой карандаш и выполните следующую инструкцию. 1. Перед Вами чистый лист. Возьмите, пожалуй После того как оба студента нарисуют свои каракули, нужно приступить к выполнению следующего пункта инструкции. 2. Посмотрите на свои каракули, если хотите, до Это можно сделать правой рукой, но не следует превращать каракули в рисунок. Далее следует третий пункт инструкции. 3. Внимательно рассмотрите свой рисунок с разных Это задание выполняется поочередно. Один студент рассматривает свои каракули и говорит, что он видит на них, другой записывает за ним. Затем они меняются ролями. Важно, чтобы говорящий не видел записей партнера. Затем следует сделать небольшой перерыв (15-20 минут). На время перерыва лист с каракулями следует убрать или просто перевернуть.
После перерыва нужно вновь взять лист с каракулями и повторить пункт 3. Рассмотрите еще раз свои каракули и скажите, что Вы сейчас на них видите. Пожалуйста, называйте только те образы, которые Вы действительно можете выделить сейчас из этих перепутанных линий, а не то, что Вы помните из предыдущего разглядывания. Обратите внимание, что нужно называть лишь то, что «вы видите», а не вспоминаете. Возможно, появятся какие-то новые ассоциации, а старые «уйдут». Таким образом получается два списка предметов, образов, фигур для каждого студента.
Описание и анализ первого этапа ИГД Первый этап содержит три серии. Первая заключается в свободном рисовании линий по типу детских каракуль. Клиенту предлагается чистый белый лист бумаги (формат А4) и простой карандаш без ластика. Затем его просят свободно, желательно левой рукой (как менее социализированной), с закрытыми глазами нарисовать любые каракули. Время рисования не ограничено. Глаза лучше закрыть, чтобы исключить зрительный контроль при рисовании, так как задача состоит в том, чтобы стимуль-ный материал (каракуля) был максимально неструктурным. Некоторым клиентам, например, тревожным, трудно водить карандашом по бумаге с закрытыми глазами. Они опасаются выйти за пределы листа, испачкать стол, линии при этом становятся искусственно легкими, без желаемого для них нажима и более прерывистыми, чем им бы хотелось. Поэтому настаивать на том, чтобы человек закрыл глаза, не нужно. По окончании рисования клиент может посмотреть на свои каракули и, по желанию, что-то добавить. Стирать ничего нельзя, в крайнем случае - что встреча- ется очень редко, - можно зачеркнуть какой-либо фрагмент. Вторая серия предполагает выделение из нарисованных каракуль каких-то предметов, образов, фигур. Клиент смотрит на свой рисунок и по просьбе психолога говорит, что он видит в перепутанных линиях, какие образы у него складываются, когда он смотрит на каракули. Психолог последовательно записывает за испытуемым все, что он говорит. Записанные слова представляют собой материал для последующего анализа, их удобнее располагать в столбик, нумеруя в той очередности, которую предлагает клиент. Справа от слов отмечаются все поправки и уточнения, которые делает испытуемый, их также следует нумеровать.
Пример оформления списка № 1
После этой работы необходимо сделать перерыв на 15-20 минут, лист с каракулями нужно убрать так, чтобы он был недоступен для клиента. Можно отдохнуть или продолжить беседу. В последнем случае разговаривать о только что проделанной работе не следует. Если этого не удается, и клиент постоянно возвращается к теме «каракули», нужно настойчиво, ссылаясь на необходимость, предложить ему устроить небольшой перерыв, обозначив продолжение работы после него. По окончании перерыва следует вновь показать клиенту разрисованный им лист и попросить еще раз назвать те образы, которые он видит. При этом важно, чтобы испытуемый именно «видел» сейчас, а не вспоминал, что видел ранее. Повторное разглядывание каракуль составляет содержание третьей серии. Психологу при этом следует составить список № 2 по ранее предложенной схеме. Анализ и обработка результатов Отмечается время и характер рисования каракули. Обычно клиенты рисуют не более 30-40 секунд. Нужно запротоколировать свои наблюдения за тем, как рисовал клиент: с открытыми или закрытыми глазами, быстро или медленно, с нажимом или без, были ли перерывы и по какой причине (клиента спрашивать об этом не рекомендуется). Затем анализируются отдельно список № 1 и список № 2. Следует отметить, какие предметы или образы называет испытуемый: конкретные или абстрактные, одушевленные или нет. Какой характер у этих образов и их комментариев: фантастический, юмористический, травматический, сюжетный и т. д. Далее психолог сопоставляет список № 1 и список № 2. Необходимо отметить расхождения в списках, то есть какие образы испытуемый не назвал при втором рассмотрении, какие повторились и что появилось нового.
Кроме таких специальных сведений, из первого этапа молено получить данные об особенностях восприятия и воображения клиента, что, несомненно, будет характеризовать некоторые личностные аспекты. Интерпретация Характер рисования оценивается и объясняется так же, как в других рисуночных методиках, за исключением специфичных для ИГД нюансов, которые будут рассмотрены более подробно. Сильный нажим и интенсивное, жесткое расчеркивание листа свидетельствуют о нервно-психической напряженности человека. Здесь возможны проявления как возбудимости, так и тревожности, что особенно характерно для людей, переживающих одиночество. Кроме того, быстрый темп рисования и интенсивный нажим могут свидетельствовать о переживании насилия - эмоционального или психологического20, и агрессивной реакции на это. Медленный темп и сильный нажим также говорят о тревожности, нервном и психическом напряжении, часто о субдепрессивном состоянии. Здесь тоже может быть переживание насилия, но с противоположным реагированием - подавленность, чувство вины, безнадежность. Безусловно, один лишь признак - сильный нажим - не может служить основанием для окончательных и серьезных выводов. Это лишь косвенный признак вышеперечисленных симптомов, который обязательно должен быть подтвержден другими средствами, в том числе личной историей клиента. Преимущество одушевленных предметов, выделенных во второй серии первого этапа, свидетельствует 20 О сексуальном насилии данных собрано недостаточно.
о проблемах в сфере межличностных отношений и часто о том, что человек соотносит причины этих проблем с конкретными людьми. Здесь необходимо фиксировать, какие именно образы возникают у клиента и какие параллели можно провести с его изложением ситуации, по поводу которой он обратился за помощью. Иногда бывает так, что предметы называются неодушевленные, но они символизируют конкретного человека в окружении клиента. Например, молодая женщина 27 лет обратилась к психологу с просьбой помочь разобраться в причинах резкого ухудшения отношений с мужем. В браке состоит пять лет, детей нет, была одна беременность, закончившаяся поздним выкидышем год назад. Потерю нерожденного ребенка переживали с мужем вместе. До определенного момента он выказывал понимание и сочувствие, но с некоторых пор стал упрекать ее в том, что она не смогла сохранить беременность. Приводил такие доводы, как «не пролежала в больнице положенный срок», «вела достаточно активный образ жизни (работала, встречалась с подругой)», хотя, по словам клиентки, это было не так. В результате у женщины сформировался комплекс вины, она не могла ничего ответить мужу на его слова, в то время как в кабинете психолога приводила разумные доводы его неправоты. В первом списке она выделила следующие образы:
1) ангел с маленьким крылом; 2) голова девочки; 3) молния; 4) паутина; 5) курительная трубка. Список № 2 выглядел так:
Во втором списке появились новые образы - мужской профиль, могила, не названа голова девочки. Появляются также небольшие комментарии к новым образам и уточнение к пункту 5 из первого списка. Если психолог знает содержание переживаний клиента, его ближайшее окружение и значимых людей, то уже на первом этапе можно строить какие-то предположения. В данном случае ангел с маленьким крылом ассоциировался с потерянным ребенком. Крыло маленькое, нефункциональное, означало то, что ребенок погиб, не родившись и, естественно, не доразвившись. Голова девочки символизировала желаемый пол ребенка. Молния - проекция конфликта в семье, а курительная трубка с дымом представляла проективный образ свекра, который действительно курит трубку и принимает участие (на стороне клиентки) в сложившейся ситуации. Он и предложил женщине обратиться к психологу. Специфику отношений между обозначенными персонажами можно будет увидеть на последующих этапах методики, если психолог сочтет необходимым их проводить. По результатам второго этапа можно судить об актуальном состоянии клиента, его самочувствии, месте и роли, которые он отводит себе в конфликтной ситуации (если вообще это делает), и распределении ролей других
участвующих людей. Это возможно благодаря анализу расположения рисунков на листе, а также по наличию и характеру связей между ними. Но, прежде чем приступить к этому, нужно определить характер самих образов -отдельных рисунков.
Не так часто, но встречаются случаи, когда все образы выдержаны в одном стиле. Например: трон, корона, замок, королевская мантия, волосы Златоглавки, или подводное царство, трезубец (Нептуна), молнии, шторм, обломки корабля. И в первом, и во втором примерах явно выделяются сказочные образы, но в первом примере не прослеживается сюжет, а во втором можно предполагать, сюжетную линию. Спрашивать что-либо у клиента на первом этапе не рекомендуется, если же он сам пытается объединить своих персонажей в сюжет, нужно мягко прервать его или отвлечь, так как впереди еще два этапа и лучше, чтобы методика выполнялась последовательно. Иногда все персонажи имеют яркий негативный характер, например: смерть с косой, огромная ядовитая змея, дождь из кислоты (после уточнений - все разъедающий), окровавленный нож, крест (после уточнений - на могиле). В таком случае методику нужно обязательно довести до конца, подробно проговорить с клиентом все этапы ее выполнения, при этом желательно получать от клиента комментарии всего, что он будет делать. Дело в том, что если на первом же этапе ИГД из бессознательного выходит материал, который клиент «запрятал» туда с помощью защитных механизмов, значит, настала пора для его выхода и, разумеется, анализа. Клиент к этому готов, возможно, поэтому он и находится сейчас в кресле напротив психолога или психотерапевта. Задача последнего - помочь человеку осознать и оценить значимость того, что долгое время его тревожило. Выполнение ианализ второго этапа Приготовьте второй чистый лист бумаги и простой карандаш. Выполните следующую инструкцию. 1. Перед Вами чистый лист бумаги. Возьмите, по После этого возьмите, пожалуйста, красный и синий карандаши и приготовьтесь выполнить следующий пункт инструкции. 2. У Вас есть два цветных карандаша - красный
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|