Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выполнение и анализ первого этапа ИГД




Приготовьте чистый лист бумаги и постой каран­даш и выполните следующую инструкцию.

1. Перед Вами чистый лист. Возьмите, пожалуй­
ста, карандаш в левую руку, закройте глаза и свободно во­
дите карандашом по бумаге, как это делают дети. Линию
можно прерыватъ. Если это необходимо, глаза можно от­
крыть, потом снова закрыть. Если Вам будет неудобно ри­
совать с закрытыми глазами, откройте их.

После того как оба студента нарисуют свои караку­ли, нужно приступить к выполнению следующего пункта инструкции.

2. Посмотрите на свои каракули, если хотите, до­
бавьте что-нибудь или зачеркните.

Это можно сделать правой рукой, но не следует пре­вращать каракули в рисунок.

Далее следует третий пункт инструкции.

3. Внимательно рассмотрите свой рисунок с разных
сторон и скажите, какие образы возникают у Вас при раз­
глядывании этих перепутанных линий. Во что складыва­
ются нарисованные Вами линии? Какие узоры, предметы,
фигуры Вы видите?

Это задание выполняется поочередно. Один сту­дент рассматривает свои каракули и говорит, что он видит на них, другой записывает за ним. Затем они меняются ро­лями. Важно, чтобы говорящий не видел записей партне­ра. Затем следует сделать небольшой перерыв (15-20 ми­нут). На время перерыва лист с каракулями следует уб­рать или просто перевернуть.


 




 


После перерыва нужно вновь взять лист с каракуля­ми и повторить пункт 3.

Рассмотрите еще раз свои каракули и скажите, что Вы сейчас на них видите. Пожалуйста, называйте только те образы, которые Вы действительно можете выделить сейчас из этих перепутанных линий, а не то, что Вы по­мните из предыдущего разглядывания.

Обратите внимание, что нужно называть лишь то, что «вы видите», а не вспоминаете. Возможно, появятся какие-то новые ассоциации, а старые «уйдут». Таким об­разом получается два списка предметов, образов, фигур для каждого студента.

Описание и анализ первого этапа ИГД

Первый этап содержит три серии. Первая заключа­ется в свободном рисовании линий по типу детских кара­куль. Клиенту предлагается чистый белый лист бумаги (формат А4) и простой карандаш без ластика. Затем его просят свободно, желательно левой рукой (как менее со­циализированной), с закрытыми глазами нарисовать лю­бые каракули. Время рисования не ограничено. Глаза луч­ше закрыть, чтобы исключить зрительный контроль при рисовании, так как задача состоит в том, чтобы стимуль-ный материал (каракуля) был максимально неструктур­ным. Некоторым клиентам, например, тревожным, трудно водить карандашом по бумаге с закрытыми глазами. Они опасаются выйти за пределы листа, испачкать стол, линии при этом становятся искусственно легкими, без желаемо­го для них нажима и более прерывистыми, чем им бы хо­телось. Поэтому настаивать на том, чтобы человек закрыл глаза, не нужно.

По окончании рисования клиент может посмот­реть на свои каракули и, по желанию, что-то добавить. Стирать ничего нельзя, в крайнем случае - что встреча-


ется очень редко, - можно зачеркнуть какой-либо фраг­мент.

Вторая серия предполагает выделение из нарисо­ванных каракуль каких-то предметов, образов, фигур. Клиент смотрит на свой рисунок и по просьбе психолога говорит, что он видит в перепутанных линиях, какие обра­зы у него складываются, когда он смотрит на каракули. Психолог последовательно записывает за испытуемым все, что он говорит. Записанные слова представляют со­бой материал для последующего анализа, их удобнее рас­полагать в столбик, нумеруя в той очередности, которую предлагает клиент. Справа от слов отмечаются все по­правки и уточнения, которые делает испытуемый, их так­же следует нумеровать.

Пример оформления списка № 1

 

№ слов Выделенные образы, предметы, фигуры № уточ­нений Поправки, уточнения
  Слива   Спелая, синяя, на ветке дерева
  Змея    
  Парашют   Купол не до конца раскрылся, стропы перепутаны. В принципе, это катастрофа
  Мотылек    
  Ребенок   В утробе матери, но уже сформи­ровавшийся. Готовится к выходу в мир, к родам
  Таблетка    
  Гроза    

 




После этой работы необходимо сделать перерыв на 15-20 минут, лист с каракулями нужно убрать так, чтобы он был недоступен для клиента. Можно отдохнуть или продолжить беседу. В последнем случае разговаривать о только что проделанной работе не следует. Если этого не удается, и клиент постоянно возвращается к теме «кара­кули», нужно настойчиво, ссылаясь на необходимость, предложить ему устроить небольшой перерыв, обозначив продолжение работы после него. По окончании перерыва следует вновь показать клиенту разрисованный им лист и попросить еще раз назвать те образы, которые он видит. При этом важно, чтобы испытуемый именно «видел» сей­час, а не вспоминал, что видел ранее. Повторное разгляды­вание каракуль составляет содержание третьей серии. Психологу при этом следует составить список № 2 по ра­нее предложенной схеме.

Анализ и обработка результатов

Отмечается время и характер рисования каракули. Обычно клиенты рисуют не более 30-40 секунд. Нужно запротоколировать свои наблюдения за тем, как рисовал клиент: с открытыми или закрытыми глазами, быстро или медленно, с нажимом или без, были ли перерывы и по какой причине (клиента спрашивать об этом не ре­комендуется).

Затем анализируются отдельно список № 1 и спи­сок № 2. Следует отметить, какие предметы или образы называет испытуемый: конкретные или абстрактные, оду­шевленные или нет. Какой характер у этих образов и их комментариев: фантастический, юмористический, трав­матический, сюжетный и т. д.

Далее психолог сопоставляет список № 1 и спи­сок № 2. Необходимо отметить расхождения в спис­ках, то есть какие образы испытуемый не назвал при


втором рассмотрении, какие повторились и что появи­лось нового.

Кроме таких специальных сведений, из первого эта­па молено получить данные об особенностях восприятия и воображения клиента, что, несомненно, будет характе­ризовать некоторые личностные аспекты.

Интерпретация

Характер рисования оценивается и объясняется так же, как в других рисуночных методиках, за исключе­нием специфичных для ИГД нюансов, которые будут рассмотрены более подробно. Сильный нажим и интен­сивное, жесткое расчеркивание листа свидетельствуют о нервно-психической напряженности человека. Здесь возможны проявления как возбудимости, так и тревож­ности, что особенно характерно для людей, переживаю­щих одиночество. Кроме того, быстрый темп рисования и интенсивный нажим могут свидетельствовать о пере­живании насилия - эмоционального или психологичес­кого20, и агрессивной реакции на это. Медленный темп и сильный нажим также говорят о тревожности, нерв­ном и психическом напряжении, часто о субдепрессив­ном состоянии. Здесь тоже может быть переживание на­силия, но с противоположным реагированием - подав­ленность, чувство вины, безнадежность. Безусловно, один лишь признак - сильный нажим - не может слу­жить основанием для окончательных и серьезных выво­дов. Это лишь косвенный признак вышеперечисленных симптомов, который обязательно должен быть под­твержден другими средствами, в том числе личной исто­рией клиента.

Преимущество одушевленных предметов, выде­ленных во второй серии первого этапа, свидетельствует

20 О сексуальном насилии данных собрано недостаточно.


 




 


о проблемах в сфере межличностных отношений и часто о том, что человек соотносит причины этих проблем с конкретными людьми. Здесь необходимо фиксировать, какие именно образы возникают у клиента и какие па­раллели можно провести с его изложением ситуации, по поводу которой он обратился за помощью. Иногда бывает так, что предметы называются неодушевленные, но они символизируют конкретного человека в окруже­нии клиента.

Например, молодая женщина 27 лет обратилась к психологу с просьбой помочь разобраться в причинах резкого ухудшения отношений с мужем. В браке состо­ит пять лет, детей нет, была одна беременность, закон­чившаяся поздним выкидышем год назад. Потерю не­рожденного ребенка переживали с мужем вместе. До определенного момента он выказывал понимание и сочувствие, но с некоторых пор стал упрекать ее в том, что она не смогла сохранить беременность. При­водил такие доводы, как «не пролежала в больнице по­ложенный срок», «вела достаточно активный образ жизни (работала, встречалась с подругой)», хотя, по словам клиентки, это было не так. В результате у женщины сформировался комплекс вины, она не мог­ла ничего ответить мужу на его слова, в то время как в кабинете психолога приводила разумные доводы его неправоты. В первом списке она выделила следующие образы:

1) ангел с маленьким крылом;

2) голова девочки;

3) молния;

4) паутина;

5) курительная трубка.
Уточнений и поправок не было.


Список № 2 выглядел так:

 

1. Трубка с дымом  
2. Мужской профиль 1. Лысый, злой
3. Могила 2. Маленький холмик
4. Молния  
5. Ангел  
6. Паутина  

Во втором списке появились новые образы - муж­ской профиль, могила, не названа голова девочки. Появ­ляются также небольшие комментарии к новым образам и уточнение к пункту 5 из первого списка.

Если психолог знает содержание переживаний кли­ента, его ближайшее окружение и значимых людей, то уже на первом этапе можно строить какие-то предположения. В данном случае ангел с маленьким крылом ассоцииро­вался с потерянным ребенком. Крыло маленькое, нефунк­циональное, означало то, что ребенок погиб, не родившись и, естественно, не доразвившись. Голова девочки символи­зировала желаемый пол ребенка. Молния - проекция кон­фликта в семье, а курительная трубка с дымом представ­ляла проективный образ свекра, который действительно курит трубку и принимает участие (на стороне клиентки) в сложившейся ситуации. Он и предложил женщине обра­титься к психологу. Специфику отношений между обозна­ченными персонажами можно будет увидеть на последую­щих этапах методики, если психолог сочтет необходимым их проводить.

По результатам второго этапа можно судить об ак­туальном состоянии клиента, его самочувствии, месте и роли, которые он отводит себе в конфликтной ситуации (если вообще это делает), и распределении ролей других


 




участвующих людей. Это возможно благодаря анализу расположения рисунков на листе, а также по наличию и характеру связей между ними. Но, прежде чем присту­пить к этому, нужно определить характер самих образов -отдельных рисунков.

Не так часто, но встречаются случаи, когда все об­разы выдержаны в одном стиле. Например: трон, корона, замок, королевская мантия, волосы Златоглавки, или подводное царство, трезубец (Нептуна), молнии, шторм, обломки корабля. И в первом, и во втором приме­рах явно выделяются сказочные образы, но в первом примере не прослеживается сюжет, а во втором можно предполагать, сюжетную линию. Спрашивать что-либо у клиента на первом этапе не рекомендуется, если же он сам пытается объединить своих персонажей в сюжет, нужно мягко прервать его или отвлечь, так как впереди еще два этапа и лучше, чтобы методика выполнялась по­следовательно.

Иногда все персонажи имеют яркий негативный ха­рактер, например: смерть с косой, огромная ядовитая змея, дождь из кислоты (после уточнений - все разъедаю­щий), окровавленный нож, крест (после уточнений - на могиле). В таком случае методику нужно обязательно до­вести до конца, подробно проговорить с клиентом все эта­пы ее выполнения, при этом желательно получать от кли­ента комментарии всего, что он будет делать. Дело в том, что если на первом же этапе ИГД из бессознательного вы­ходит материал, который клиент «запрятал» туда с помо­щью защитных механизмов, значит, настала пора для его выхода и, разумеется, анализа. Клиент к этому готов, воз­можно, поэтому он и находится сейчас в кресле напротив психолога или психотерапевта. Задача последнего - по­мочь человеку осознать и оценить значимость того, что долгое время его тревожило.


Выполнение ианализ второго этапа

Приготовьте второй чистый лист бумаги и простой карандаш. Выполните следующую инструкцию.

1. Перед Вами чистый лист бумаги. Возьмите, по­
жалуйста, простой карандаш и изобразите символически
те образы и предметы, которые Вы видели на своих кара­
кулях. Рисуйте так, как Вам хочется. Перерисовывать
с каракулей не нужно, главное, чтобы Вы понимали, что оз­
начает данный рисунок. Качество рисования не имеет зна­
чения.

После этого возьмите, пожалуйста, красный и си­ний карандаши и приготовьтесь выполнить следующий пункт инструкции.

2. У Вас есть два цветных карандаша - красный
и синий. Вам нужно с помощью цветов отобразить, как
относятся друг к другу ваши персонажи. Нарисуйте, по­
жалуйста, связи между ними с помощью линий, заканчива­
ющихся стрелками, чтобы было понятно к какому предме­
ту направлена связь. Если связь окажется взаимной, изоб­
ражайте ее двумя линиями. Красный цвет будет означать
позитивное отношение, синий - негативное.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...