Семантический дифференциал. № -3 -2 -1 + 1 +2 +3 Плохое
Данный вариант семантического дифференциала разработан специально для изучения специфики пережи-
вания одиночества разными категориями людей и для смыслового разделения понятий «одиночество», «изоляция», «уединение». Инструкция: Вам предлагается последовательно оценить понятия «одиночество» («о»), «изоляция» («и») и «уединение» («у») по предложенным 15-ти парам полярных утверждений.
2. Посчитайте факторные веса каждого понятия по формулам: Фактор оценки - Fo = (f1 + f4 + f7 + f10 + f1 3): 5; Фактор силы -Fc = (f2+f5+f8+f11+ f 14): 5; Фактор активности - Fa = (f3 + fб + f9 + f12 +f15): 5, где/- шкальный вес, то есть конкретное значение по каждой шкале (от -3 до +3).
Всего 15 шкал, индекс рядом с / указывает номер шкалы, например f5 - значение по пятой шкале «маленькое - большое». Так как вам нужно посчитать три факторных веса для трех слов, то всего получится девять значений. 3. Составьте таблицу и впишите туда полученные результаты. Таблица 1
4. После подсчета факторных весов нужно вновь графически представить полученные результаты. Для этого следует построить три объемных параллелограмма в трехосной системе координат. Оси обозначаются Fo, Fc и Fa согласно формульным знакам факторных весов. 4.1. Используя школьные знания по аксонометрии, сначала отметьте на осях значения, полученные по понятию одиночества. Например, fo = 1,2 Fc = 2,1 Fa = -0,5. Графически это будет выглядеть так:
4.2. Далее нужно проделать то же самое с результатами по изоляции и уединению. В результате вы получите три параллелограмма в одной системе координат. 4.3. Для наглядности можно окрасить параллелограммы в разные цвета, например, соответствующий одиночеству - в красный, изоляции - в синий, уединению - в зеленый. 5. Сделайте выводы по работе, учитывая, что каждый из этих параллелограммов символизирует определенное семантическое пространство соответствующего понятия: «одиночество», «изоляция», «уединение». Форма и размер параллелограммов зависят от значений координат, то есть от результатов факторных весов, полученных по вышеуказанным формулам. Обратите внимание, какой параллелограмм соответствует каждому понятию, то есть какое семантическое пространство вы отводите одиночеству, изоляции, уединению. Возможно, эти пространства сходятся (хотя такое случается не часто), может быть так, что один большой параллелограмм включает в себя два других, поменьше. Отметьте, как ориентированы ваши параллелограммы, учитывая, конечно, что означает каждая ось координат. В выводах можно также ориентироваться на содержание шкал в каждом факторе. Например, в фактор активности входят 3-я, 6-я, 9-я, 12-я и 15-я шкалы, содержательное значение которых соответственно «тихое -громкое», «спокойное - беспокойное», «пассивное - активное», «однообразное - разнообразное» и «застывшее - подвижное». Это можно использовать в качественном анализе результатов.
6. Далее необходимо сравнить свои результаты до изучения спецкурса и после. Для этого можно вынести на график результаты отдельно по каждому понятию. Вы получите два параллелограмма на одном графике. Такая наглядность поможет вам лучше понять, как изменилось ваше представление о каждом понятии. Отметьте, как изменились значения факторных весов, и укажите, с чем это связано. Если изменились знаки факторных весов, то можно говорить о существенном различии в вашем представлении об этом понятии до и после изучения спецкурса. Сделайте подробный самоотчет по выполнению методики. Это поможет вам не только лучше усвоить материал, но и разобраться в себе, своих оценках и представлениях об этом сложнейшем феномене. Кроме того, это, несомненно, будет способствовать вашему профессиональному росту, так как понимание другого человека становится возможным только через прохождение нелегкого пути понимания себя самого. При анализе своих результатов вы можете опираться на следующую интерпретацию факторов СД. Фактор оценки показывает, как человек относится к одиночеству, как принимает и оценивает это явление.
11 Зак. 44 ■I Высокие положительные значения по данному фактору говорят о позитивной оценке одиночества и его роли в жизни человека. Можно сказать, что испытуемый принимает одиночество как часть жизни, оценивая его как позитивное явление. Положительные оценки по этому фактору свидетельствуют о том, что человек отводит одиночеству конструктивную роль. Он понимает, что одиночество необходимо человеку для рефлексии самого себя, для реализации своего творческого потенциала, наконец, для отдыха. Такой испытуемый видит в одиночестве не столько негативные, сколько позитивные компоненты для личностного роста и развития. Можно предположить, что этот человек находится на пути самореализации и умеет находиться в состоянии одиночества, управляя им по своему разумению.
Низкие значения фактора оценки говорят об обратном. Человек оценивает одиночество как деструктивное для личности. Он полагает, что одиночество не может способствовать ничему хорошему в жизни человека и, вероятнее всего, не умеет находиться в этом состоянии, тем более - им управлять. Фактор силы иллюстрирует понимание человеком того, как сильно влияет одиночество на его жизнь и как он оценивает глубину этого переживания. Высокие значение этого фактора говорят о том, что одиночеству приписывается большое влияние на жизнь человека. Очень высокие значения свидетельствуют о том, что человек имеет опыт переживания одиночества или же опыт наблюдения и эмпатии переживания других, значимых для него людей. Низкие значения свидетельствуют о том, что испытуемый не придает этому состоянию особой глубины и не считает, что одиночество может оказать серьезное влияние на жизнь человека. Фактор активности интерпретируется как показатель интенсивности переживания одиночества. Высокие значения говорят о высокой интенсивности переживания. Низкие оценки можно интерпретировать как спокойную эмоциональную реакцию на это состояние. Низкие значения по данному фактору часто встречаются у тех людей, которые не переживали негативных форм одиночества. 7. Затем необходимо собрать результаты всей группы, чтобы, применяя парный критерий Т Вилкоксона, обнаружить (или не обнаружить) значимость различий в представлениях об изучаемых понятиях до и после изучения спецкурса. Для этого нужно сделать следующую таблицу. Таблица 2
В этой таблице под буквой «Д» записываются результаты до изучения спецкурса, а под буквой «П» - после. Очень важно, чтобы в одной строке были результаты одного человека, при этом его порядковый номер значения не имеет. Поэтому разумно, заполняя таблицу, диктовать сразу всю строчку. Чтобы было удобнее это делать, заполните свою строчку сразу, пусть она будет первой.
8. Далее нужно обратиться к парному критерию Т Вилкоксона.
11*
Этот критерий применяется для оценки различий экспериментальных данных, полученных на одной и той же выборке в двух разных условиях. Наши условия - это представления об одиночестве, изоляции и уединении до и после изучения спецкурса. Применяя парный критерий Т Вилкоксона, можно установить не только направленность изменений, но и их выраженность, то есть можно судить, насколько сдвиг показателей в каком-то одном направлении является более интенсивным, чем в другом. Отметим, что для применения критерия Т Вилкоксона необходимо соблюдать следующие условия: а) измерение может быть проведено во всех шка б) выборка должна быть связной; в) число элементов в сравниваемых выборках г) критерий Т Вилкоксона может применяться при Критерий Т основан на ранжировании абсолютных величин разности между двумя рядами выборочных значений в первом и втором экспериментах (например, до и после какого-либо воздействия - в нашем случае это воздействие заключается в получении и усвоении новой информации). Ранжирование абсолютных величин означает, что знаки разностей не учитываются, однако в дальнейшем, наряду с общей суммой рангов, отдельно подсчи-тывается сумма рангов как для положительных, так и для отрицательных сдвигов. Если интенсивность сдвига в одном из направлений оказывается большей, то и соответствующая сумма рангов также оказывается большей. Этот сдвиг, как и в случае критерия знаков, называется типич- ным, а противоположный, меньший по сумме, - нетипичным. Понятно, что эти два сдвига оказываются дополнительными по отношению друг к другу. Критерий Т Вилкоксона базируется на величине нетипичного сдвига, который называется Тэмп. Для расчета этого критерия вам нужно составить таблицу. Такая таблица составляется для каждого фактора (оценки, силы, активности) всех трех понятий. Таким образом, всего будет девять таблиц.
Сначала рассчитаем значения Тэмп. для понятия «одиночество». Это слово имеет три показателя по СД: фактор оценки, фактор силы и фактор активности21. Значит, всего нужно составить три таблицы. На примере данных фактора оценки понятия «одиночество» рассмотрим поэтапную обработку результатов по критерию Т Вилкоксона. Таблица 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|