Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семантический дифференциал. № -3 -2 -1 + 1 +2 +3 Плохое




Данный вариант семантического дифференциала разработан специально для изучения специфики пережи-


 


вания одиночества разными категориями людей и для смыслового разделения понятий «одиночество», «изоля­ция», «уединение».

Инструкция: Вам предлагается последовательно оценить понятия «одиночество» («о»), «изоляция» («и») и «уединение» («у») по предложенным 15-ти парам по­лярных утверждений.

 

  -3 -2 -1   + 1 +2 +3  
  Плохое               Хорошее
  Поверхностное               Глубокое
  Тихое               Громкое
  Разрушающее               Созидающее
  Маленькое               Большое
  Спокойное               Беспокойное
  Холодное               Теплое
  Слабое               Сильное
  Пассивное               Активное
  Колючее               Мягкое
  Тяжелое               Легкое
  Одно­образное               Разно­образное
  Темное               Светлое

 




 

  -3 —2 -1   + 1 +2 +3  
  Увядающее               Расцве­тающее
  Застывшее               Подвижное

2. Посчитайте факторные веса каждого понятия по

формулам:

Фактор оценки - Fo = (f1 + f4 + f7 + f10 + f1 3): 5;

Фактор силы -Fc = (f2+f5+f8+f11+ f 14): 5;

Фактор активности - Fa = (f3 + fб + f9 + f12 +f15): 5, где/- шкальный вес, то есть конкретное значение по каж­дой шкале (от -3 до +3).

Всего 15 шкал, индекс рядом с / указывает номер шкалы, например f5 - значение по пятой шкале «малень­кое - большое».

Так как вам нужно посчитать три факторных веса для трех слов, то всего получится девять значений.

3. Составьте таблицу и впишите туда полученные

результаты.

Таблица 1

 

Одиночество Изоляция Уединение
Fo Fc Fa Fo Fc Fa Fo Fc Fa
                 

4. После подсчета факторных весов нужно вновь графически представить полученные результаты. Для этого следует построить три объемных параллело­грамма в трехосной системе координат. Оси обознача­ются Fo, Fc и Fa согласно формульным знакам фактор­ных весов.


4.1. Используя школьные знания по аксонометрии, сначала отметьте на осях значения, полученные по поня­тию одиночества. Например, fo = 1,2 Fc = 2,1 Fa = -0,5. Графически это будет выглядеть так:


 




4.2. Далее нужно проделать то же самое с результа­тами по изоляции и уединению. В результате вы получите три параллелограмма в одной системе координат.

4.3. Для наглядности можно окрасить параллело­граммы в разные цвета, например, соответствующий оди­ночеству - в красный, изоляции - в синий, уединению -

в зеленый.

5. Сделайте выводы по работе, учитывая, что каж­дый из этих параллелограммов символизирует опреде­ленное семантическое пространство соответствующего понятия: «одиночество», «изоляция», «уединение». Фор­ма и размер параллелограммов зависят от значений коор­динат, то есть от результатов факторных весов, получен­ных по вышеуказанным формулам.

Обратите внимание, какой параллелограмм соот­ветствует каждому понятию, то есть какое семантичес­кое пространство вы отводите одиночеству, изоляции, уединению. Возможно, эти пространства сходятся (хотя


такое случается не часто), может быть так, что один большой параллелограмм включает в себя два других, поменьше. Отметьте, как ориентированы ваши паралле­лограммы, учитывая, конечно, что означает каждая ось координат. В выводах можно также ориентироваться на содержание шкал в каждом факторе. Например, в фактор активности входят 3-я, 6-я, 9-я, 12-я и 15-я шкалы, содер­жательное значение которых соответственно «тихое -громкое», «спокойное - беспокойное», «пассивное - ак­тивное», «однообразное - разнообразное» и «застыв­шее - подвижное». Это можно использовать в качествен­ном анализе результатов.

6. Далее необходимо сравнить свои результаты до изучения спецкурса и после. Для этого можно вынести на график результаты отдельно по каждому понятию. Вы по­лучите два параллелограмма на одном графике. Такая на­глядность поможет вам лучше понять, как изменилось ва­ше представление о каждом понятии. Отметьте, как изме­нились значения факторных весов, и укажите, с чем это связано. Если изменились знаки факторных весов, то можно говорить о существенном различии в вашем представлении об этом понятии до и после изучения спец­курса. Сделайте подробный самоотчет по выполнению ме­тодики. Это поможет вам не только лучше усвоить мате­риал, но и разобраться в себе, своих оценках и представле­ниях об этом сложнейшем феномене. Кроме того, это, несомненно, будет способствовать вашему профессио­нальному росту, так как понимание другого человека ста­новится возможным только через прохождение нелегкого пути понимания себя самого.

При анализе своих результатов вы можете опирать­ся на следующую интерпретацию факторов СД.

Фактор оценки показывает, как человек относится к одиночеству, как принимает и оценивает это явление.


 



11 Зак. 44



■I


Высокие положительные значения по данному фактору говорят о позитивной оценке одиночества и его роли в жизни человека. Можно сказать, что испытуемый при­нимает одиночество как часть жизни, оценивая его как по­зитивное явление. Положительные оценки по этому фак­тору свидетельствуют о том, что человек отводит одино­честву конструктивную роль. Он понимает, что одиночество необходимо человеку для рефлексии самого себя, для реализации своего творческого потенциала, на­конец, для отдыха. Такой испытуемый видит в одиночест­ве не столько негативные, сколько позитивные компонен­ты для личностного роста и развития. Можно предполо­жить, что этот человек находится на пути самореализации и умеет находиться в состоянии одиночества, управляя им по своему разумению.

Низкие значения фактора оценки говорят об обрат­ном. Человек оценивает одиночество как деструктивное для личности. Он полагает, что одиночество не может спо­собствовать ничему хорошему в жизни человека и, веро­ятнее всего, не умеет находиться в этом состоянии, тем бо­лее - им управлять.

Фактор силы иллюстрирует понимание человеком того, как сильно влияет одиночество на его жизнь и как он оценивает глубину этого переживания. Высокие зна­чение этого фактора говорят о том, что одиночеству при­писывается большое влияние на жизнь человека. Очень высокие значения свидетельствуют о том, что человек имеет опыт переживания одиночества или же опыт на­блюдения и эмпатии переживания других, значимых для

него людей.

Низкие значения свидетельствуют о том, что испы­туемый не придает этому состоянию особой глубины и не считает, что одиночество может оказать серьезное влия­ние на жизнь человека.


Фактор активности интерпретируется как показа­тель интенсивности переживания одиночества. Высокие значения говорят о высокой интенсивности переживания. Низкие оценки можно интерпретировать как спокойную эмоциональную реакцию на это состояние. Низкие значе­ния по данному фактору часто встречаются у тех людей, которые не переживали негативных форм одиночества.

7. Затем необходимо собрать результаты всей груп­пы, чтобы, применяя парный критерий Т Вилкоксона, об­наружить (или не обнаружить) значимость различий в представлениях об изучаемых понятиях до и после изу­чения спецкурса. Для этого нужно сделать следующую таблицу.

Таблица 2

 

 

 

Одиночество Изоляция Уединение
Fo Fc Fa Fo Fc Fa Fo Fc Fa
Д П Д П д П д п д п Д П Д П Д П д п
                                     
                                     
                                     

В этой таблице под буквой «Д» записываются ре­зультаты до изучения спецкурса, а под буквой «П» - по­сле. Очень важно, чтобы в одной строке были результа­ты одного человека, при этом его порядковый номер значения не имеет. Поэтому разумно, заполняя таблицу, диктовать сразу всю строчку. Чтобы было удобнее это делать, заполните свою строчку сразу, пусть она будет первой.

8. Далее нужно обратиться к парному критерию Т Вилкоксона.


 



11*



 


Этот критерий применяется для оценки различий экспериментальных данных, полученных на одной и той же выборке в двух разных условиях. Наши условия - это представления об одиночестве, изоляции и уединении до и после изучения спецкурса. Применяя парный крите­рий Т Вилкоксона, можно установить не только направ­ленность изменений, но и их выраженность, то есть мож­но судить, насколько сдвиг показателей в каком-то од­ном направлении является более интенсивным, чем в другом. Отметим, что для применения критерия Т Вил­коксона необходимо соблюдать следующие условия:

а) измерение может быть проведено во всех шка­
лах, кроме номинативной;

б) выборка должна быть связной;

в) число элементов в сравниваемых выборках
должно быть равным. В нашем случае это озна­
чает, что количество студентов, участвующих
в эксперименте, должно быть постоянным;

г) критерий Т Вилкоксона может применяться при
численности выборки от 5 до 50.

Критерий Т основан на ранжировании абсолютных величин разности между двумя рядами выборочных зна­чений в первом и втором экспериментах (например, до и после какого-либо воздействия - в нашем случае это воздействие заключается в получении и усвоении новой информации). Ранжирование абсолютных величин озна­чает, что знаки разностей не учитываются, однако в даль­нейшем, наряду с общей суммой рангов, отдельно подсчи-тывается сумма рангов как для положительных, так и для отрицательных сдвигов. Если интенсивность сдвига в од­ном из направлений оказывается большей, то и соответст­вующая сумма рангов также оказывается большей. Этот сдвиг, как и в случае критерия знаков, называется типич-


ным, а противоположный, меньший по сумме, - нетипич­ным. Понятно, что эти два сдвига оказываются дополни­тельными по отношению друг к другу.

Критерий Т Вилкоксона базируется на величине не­типичного сдвига, который называется Тэмп. Для расчета этого критерия вам нужно составить таблицу. Такая таб­лица составляется для каждого фактора (оценки, силы, активности) всех трех понятий. Таким образом, всего бу­дет девять таблиц.

Сначала рассчитаем значения Тэмп. для понятия «одиночество». Это слово имеет три показателя по СД: фактор оценки, фактор силы и фактор активности21. Зна­чит, всего нужно составить три таблицы. На примере дан­ных фактора оценки понятия «одиночество» рассмотрим поэтапную обработку результатов по критерию Т Вилкок­сона.

Таблица 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...