для уровней статистической значимости
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 р = 0,05 up = 0,01
Затем, найдя значение Ткр., нужно построить ось значимости и определить по ней, куда попадает Тэмп.: в зону значимости, в зону незначимости или в промежуточную зону. 9. Полученный результат может быть переформу Н0: Изучение спецкурса «психология одиночества» не влияет на представления студентов об одиночестве. H1: Изучение спецкурса «Психология одиночества» оказывает влияние на представления студентов об одиночестве. Какая гипотеза подтвердится в вашей группе, во многом зависит от степени усвоения материала, личного опыта испытуемых, степени устойчивости субъективных представлений и многих других переменных. 10. Сделайте выводы по каждому фактору каждого Итак, вы закончили изучение курса «Психология одиночества». Просмотрите записи в своих дневниках, отметьте вопросы, которые вызвали затруднения в понимании, и те, которые возникли в ходе изучения материала. Обязательно отметьте, как и почему изменились ваши представления об одиночестве. Какие мысли, возможно, гипотезы родились в вашем сознании?
Обобщая материал, нам нужно подойти к решению, пожалуй, самого главного практического вопроса - как помочь человеку, переживающему деструктивные виды состояния одиночества? Вы уже поняли, что одиночество может приобретать огромные масштабы применительно к личности, изменяя не только ее поведение, но и свойства, черты, особенности. Состояние одиночества порождает ряд проблем, на первый взгляд, не связанных с ним. Действительно, многочисленные социальные связи и контакты, лишенные глубины, проникновения, понимания, могут казаться обратным полюсом одиночества. Но вы уже знаете, что это только один из способов бегства от одиночества. В состоянии диффузного одиночества, человек убегает от ужасающего понимания своей отдельности и уникальности, потому что он не знает, что с этим делать. В состоянии отчуждающего одиночества человек, напротив, удаляется от людей, все более отчуждаясь от них и от мира в целом. Казалось бы, здесь-то уж ему некуда деться от своей экзистенции! Ан, нет! Невозможно быть собой вне связей с людьми, просто потому, что природа человеческой психики социальна. Диссоциированное одиночество еще более трагично для человека, так как его «мотает» из крайности в крайность и он быстро теряет силы и перестает что-либо понимать в окружающей его реальности. И лишь управляемая форма этого состояния - уединенность - выбирается человеком добровольно и осознанно для решения тех задач, которые перед ним сейчас стоят. Что же является причиной деструктивных видов одиночества? И можно ли ее определить для всех трех видов? Мы разобрали внутриличностный генезис каждого вида одиночества, и теперь уже ясно, что, по сути, преобладание в личности какой-либо тенденции - идентификации или обособления, или их особенная выраженность и резкая смена уводят человека от бытия с собой. Любой негативный вид одиночества связан с потерей самого себя, своего «Я», а также с возможностью конструктивного диалога с собой, рефлексии и самоанализа. Поэтому помощь человеку, переживающему одиночество, должна заключаться в приближении его к самому себе. Для этого могут быть использованы самые разные техники, приемы и формы психотерапии.
Важно понимать и следовать общей, генеральной линии в работе с каждым конкретным человеком, пережи-
вающим конкретный вид одиночества. Стратегия эта заключается не в том, чтобы избавить человека от одиночества - это невозможно, а в том, чтобы оно перестало травмировать и приобрело конструктивные для личности черты. Это становится возможным, когда психолог понимает общую концепцию одиночества, его виды и их психологическую сущность. Итак, мы знаем три негативных и один позитивный для личности виды одиночества. Причем, позитивный вид - уединенность - представляет собой управляемое состояние, когда человек сознательно в него входит и сознательно из него выходит. Таким образом, уединенность никогда не становится навязчивым состоянием. Любое управляемое состояние, просто по природе своей, подчинено человеку, а не наоборот. Поэтому оно желаемо или же необходимо для реализации каких-то целей, решения задач. Уединенность - это одна из форм истинного контакта с собой, рефлексии и самоанализа. В то же время это один из видов одиночества, которое имманентно человеческой психике. Преодолеть одиночество нельзя. Можно трансформировать его негативные формы в субъективно позитивную и тем самым преодолеть его разрушающий характер. Другими словами, психолог, работая с человеком, переживающим деструктивные формы одиночества, должен не избавлять человека от одиночества вообще, а стремиться к наиболее полному раскрытию этого явления для того, чтобы иметь возможность показать человеку не только негативные его стороны, но и позитивные, конструктивные для личности. Только принятие своего «Я» и его автономности, суверенности, самостоятельности может способствовать выходу человека из безжалостных оков деструктивных форм одиночества. Таким образом, общая стратегия оказания психологической помощи лю-
дям, переживающим диффузное, отчуждающее и диссоциированное одиночество должна заключаться в стремлении трансформировать эти виды в уединенность. Наша практика показала, что это не только возможно, но и желательно для тех людей, которые страдают от своего одиночества, будучи не в силах справиться с этим состоянием. Повторная диагностика по шкале UCLA показала незначительные изменения по сравнению с исходными данными. То есть люди, страдающие от одиночества, после успешно пройденной психотерапии не отказались от одиночества, а обнаружили в нем новые возможности для личностного роста, восхождения к своей индивидуальности. Они перестали бояться одиночества, а это главное условие для трансформации негативных видов этого состояния в позитивный. Можно указать некоторые особенности такой работы с людьми, переживающими разные виды одиночества. В психологической работе с людьми, переживающими диффузное одиночество, важно уделять внимание самоанализу, рефлексии, обучению давать и получать адекватную обратную связь. Психологическая помощь должна быть нацелена на катализацию процессов самопознания и рефлексии, формирование навыков саморегуляции и построение новых конструктов сознания. Об одиночестве с такими людьми лучше не говорить вообще, так как это их травмирует и замедляет процесс восстановления нормального состояния психики. С людьми, переживающими отчуждающее одиночество, наиболее эффективной формой психологической работы является групповое взаимодействие. Здесь человек ведет себя в заданных извне рамках - правилах группового взаимодействия, которые принимаются всей группой на время совместной работы в круге. Эти правила вам хорошо известны, и вы понимаете, что любое из них требует
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 от участника внимательного отношения к другим людям. В то же время он сам сможет почувствовать, как другие участники внимательно относятся к нему, замыкая действие любого правила.
Люди в диссоциированном состоянии одиночества представляют собой наиболее сложную категорию клиентов, так как психолог сталкивается поочередно то с полнейшим принятием себя, то со столь же полным отчуждением. Поэтому здесь особое внимание нужно уделить составлению того самого динамического контракта, который обычно имеет место в любом психотерапевтическом процессе. В данном случае этот контракт желательно не просто проговорить, а записать, обращая внимание на те пункты, которые связаны с ответственностью человека, обратившегося за помощью. Еще раз отметим, что конкретные техники работы психолога зависят от его выбора, а значит, от его возможностей и предпочтений. Единственное, что хотелось бы выделить особо, - это саногенное мышление (СГМ) Ю. М. Орлова, или саногенную рефлексию. Эта методика требует достаточно длительного времени и специального обучения психолога. Она направлена на формирование у человека мышления, рождающего здоровье, как физическое, так и психическое, то есть овладение техникой сано-генного мышления предполагает перестройку автоматических умственных операций, порождающих негативные эмоции и деструктивное поведение. Методика построена таким образом, что после изучения основ и овладения необходимыми техниками (работа с лентой времени и медитативная графика) прорабатывается каждая отдельная эмоция. Человек научается конструктивно мыслить, а значит - конструктивно жить. Желаем вам успехов в освоении выбранной профессии! Пример оформления протоколов ИГД Испытуемая: Наталья, 39 лет. Этап 1 Список № 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Как можно видеть, испытуемая не повторила ничего из первого списка, напротив, дополнила его новыми образами. По данным самоотчета, некоторые образы трансформировались «один в другой». Например, мужской профиль - в Петрушку, затем в злого Панка и в Петушка, Заяц - в Кенгуру, затем в Ослика.
Этап 2 При рисовании фигур на втором листе клиентка расположила их вокруг скатерти с крынкой, ковшом и маской. Внизу слева расположена маска, справа - петушок, трансформация образа которого также отражена на рисунке. Крынка и маска повторяются на рисунке дважды как самостоятельные фигуры и как детали центральной композиции, которая смещена влево. Связи на рисунке обозначены следующим образом:
Никаких связей не отходит от натюрморта, рыб, варежки. Не направлены связи к следующим предметам: утица-ковш, кенгуру, мышка, шея лебедя. Несвязанными друг с другом остается множество предметов. Этап З Здесь приводится текст сказки, которую сочинила Наталья. Печатается с оригинала, знаки препинания, ре- ПРИЛОЖЕНИЕ 1 чевые обороты и заглавные буквы сохранены так, как предложила клиентка. Сказка про океан из слез В одном сказочном лесу жили-были заяц, кенгуру и ослик. Днем они паслись на полянках, бегали, прыгали и резвились в лесу, а вечером собирались в своем домике, садились за стол, на котором лежала скатерть-самобранка. Они пили молоко из крынки или ключевую воду из ковша и рассказывали друг другу события, которые с ними произошли за день. Если ослик по своему обыкновению начинал ныть и плакать, на него надевали веселую маску, чтобы не расстраивал других. Так бы они и жили, если бы в один из вечеров к ним в дверь не постучал бы путник, который был злым колдуном, волшебником. Он превратился в веселого Петрушку, чтобы зверюшки не испугались его. Он сказал, сто заблудился в этом сказочном лесу, долго плутал, устал и проголодался. Друзья пожалели грустного, усталого путника. Пустили к себе в дом, попросили скатерть - самобранку накормить Петрушку тем, что он пожелает. Он сидел рядом с друзьями, слушал их исто -рии. Колдун все больше и больше завидовал мирной и спокойной жизни друзей. Когда все рассказы были рассказаны, завистник сказал, что зверята живут очень скучно, каждый их день похож на предыдущий, да и следующий будет такой же. Друзья согласились с Петрушкой, но не знали как изменить свою жизнь, да и надо ли ее менять, ведь им и так жилось не плохо: на полянах росла сочная и вкусная трава, всегда было тепло, врагов в лесу у них не было, дома на столе лежала скатерть - самобранка, поэтому в крынке всегда было молоко, а в ковше вкусная ключевая вода. Злой колдун захотел один жить в таком замечательном месте и обладать скатертью-самобранкой. Но как избавиться от хозяев и выманить скатерть? И он предложил ПРИЛОЖЕНИЕ 1 друзьям поменяться с ним. Зверята отдадут ему скатерть-самобранку, которая им не очень нужна, потому что они едят траву, которая везде растет, да и воду найти не сложно. А Петрушка отдаст свой тапочек-скороход, который может отнести владельца туда, куда он захочет, и друзья смогут путешествовать. Волшебник рассказал про дальние страны и чудеса, которые можно там увидеть, как хорошо живется всем в этих далеких странах. Кенгуру и зайчику захотелось все увидеть своими глазами, поселиться в новом еще лучшем месте, а может быть найти и новых друзей. Только ослик сомневался — ему не очень хотелось расставаться со спокойной сытной жизнью в родном любимом сказочном лесу. Он стал отговаривать своих друзей от этой затеи. - Как можно путешествовать втроем, если тапо - Наверное путешествие страшновато, - говорил - Надо бы с кем-нибудь посоветоваться, - говорила На следующий день колдун решил напугать наших зверушек и дать им хороший совет, как они могут быстрее отправиться в путь в его волшебном тапочке. Когда друзья, отправились пастись на свои лужайки, он превратился из доброго Петрушки в злого Панка и начал бегать по лесу, кричать страшным голосом, строить страшные рожи. Перепуганные друзья прибежали домой. Заяц - дрожал, ослик — плакал, а кенгуру говорила, что в родном лесу становится страшновато и им пора отправиться в другое более спокойное место. Тут колдун, подслушавший разговор зверей обратился в петушка и постучал в дом.. «Скорее пустите меня, мне очень страшно в вашем лесу», - закричал он. Гостеприимчивые хозяева пустили петушка в дом. Гость рассказал, что отправился в лес их ПРИЛОЖЕНИЕ 1 соседней деревни, чтобы поклевать спелых ягод и встретил в кустах малины злого Папка, насилу ноги унес. Зверята сказали петушку о том, что сами собираются найти более спокойное место для жизни, но не знают, как им втроем, отправиться в путешествие в одном тапочке-скороходе. Петушок посоветовал друзьям одеть тапочек на лапу кенгуру, а зайцу и ослику залезть к ней в сумку на животе, тогда они все вместе смогут отправиться в путь. «А в дальних странах - хорошо! Очень хорошо!» -кричал петушок. Друзья обрадовались, что так легко разрешился их сложный вопрос и поблагодарили петушка за хороший совет. Петушок скоро ушел, и после этого гостя у наших друзей все сомнения исчезли, им стало просто необходимо покинуть, ставший таким беспокойным и страшным родной лес и искать счастья в других краях. Тем временем петушок обратился в Петрушку и. снова стучится в гостеприимный дом, где его уже ждали, чтобы поменять скатерть — самобранку на тапочек скороход. Так друзья, не теряя времени, отправились сразу в дорогу. Одним прыжком, кенгуру перелетала через горы и леса, через реки и моря. Тапочек-скороход нес путешественников так быстро, что они не успевали ничего рассмотреть и довольно быстро заблудились, и уже не смогли бы найти свой родной дом. В одном из прыжков тапочек-скороход слетел с лапы кенгуру и потерялся. Зверята в это время пролетали над большим городом и упали на центральную площадь, где было много народу. Люди быстро распорядились с животными. Зайца отправили на звероферму для улучшения породы кроликов, чтобы потом из их шкур шить теплые варежки и шапки. Кенгуру отправили в зоопарк, где она сидела за решеткой на забаву зрителей. Ослика отправили в парк катать детей на тележке и верхом. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Очень скоро друзья заскучали друг по другу и по далекой Родине, по своему дому. В конюшне, где на ночь привязывали ослика, жила мышка, она воровала зерно из кормушек. Ослик подружился с этой мышкой, и она разыскала его друзей и изредка, приносила, от них весточку. Кенгуру жаловалась, что скоро она погибнет от тесной клетки, где она не может бегать и прыгать как раньше, от сухого колючего сена и пахнущей хлоркой воды. Ох, как понимал ее ослик, ему тоже хотелось сочной травки и ключевой водички. Заяц совсем заболел от страха, что скоро станет чьей-нибудь варежкой или шапкой. От таких вестей ослик по своему обыкновению заплакал, и никак не мог остановиться. Слезы так и текли из его глаз ручьями и реками. Скоро они затопили весь город. Долины превратились в моря, а моря в океаны. В океане жил огромный добрый кит, он проплывал мимо затопленного слезами города и увидел плачущего ослика. Расспросил о его беде и обещал помочь. - Садись ко мне на спину, — сказал кит. — Мы заберем твоих друзей и попробуем найти вашу Родину. Так они и сделали. Тем временем океан слез добрался и до сказочного леса, где находился злой волшебник. Слезы затопили лес и дом, а колдун не умел плавать. Поэтому сначала, он залез на крышу дома, а потом ему было некуда деваться и он влез в старую амфору, которую нашел па чердаке и плотно заткнул ее пробкой. Амфору с волшебником унесла волна, и плывет она теперь в океане слез пока не прибьется к другому берегу. Зверята не долго путешествовали на спине у Кита. Быстро найти дорогу на их Родину им помогли рыбы, которые поплыли в разные стороны и нашли то место где стоял дом наших друзей. Ослик больше не плакал. Океан стал постепенно высыхать. Когда кит подплыл к сказочному лесу, там по- ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
прежнему росла вкусная сочная трава, стоял на опушке гостеприимный домик, в котором на столе лежала скатерть-самобранка, стояла крынка с молоком, ковшик-утица с ключевой водой и лежала смеющаяся маска. Все было так как и раньше, но чего-то изменилось. Изменились они сами. Они поняли как надо беречь и ценить свою Родину, и все что имеешь, а рядом со злом всегда есть добро, а рядом с друзьями есть и враги и наоборот. Не надо прятать печаль и слезы под веселую маску, в таком случае никто не сможет тебе помочь. Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам - урок. Нет худа без добра.
Краткая история клиентки в ее письменном изложении В детстве я часто испытывала одиночество. Это сопровождалось страхом, незаслуженной обидой, а также - ощущением собственной индивидуальности и непохожести на других. Я была не такая как все, заклеванная детьми и взрослыми, «белая ворона». Неуклюжая, толстая, плохо одетая, правда - любимая бабушкой, братом и мамой. Но бабушка жила далеко, брат был маленький (9 лет разница), а мама в две смены на работе. Любил ли меня отец и любит ли он кого-либо, кроме себя, для меня загадка. Он пьяный или больной с похмелья до сих пор. Так что защиты, поддержки брать было негде, и со своим одиночеством я боролась сама. Плакала, дралась с обидчиками, в игры меня никогда не принимали, я плохо прыгала через скакалку, медленно бегала, не могла перелезть через забор - какие уж там казаки-разбойники. Но в компенсацию я много читала, хорошо училась, рисовала, мучила пианино в музыкальной школе. И из-за этого тоже была объектом нападок нашего рабочего района общежитий. С ужасом вспоминаю себя - подростка. В этом возрасте чувство одиночества переживалось особенно остро. Презрительные взгляды девчонок и насмешки мальчишек. Все бегали на свидания, собирались в компании. Я была одна и в 14 лет как приговор - бесплодие. Тогда я теряла смысл жизни. Я понимала, что не нравлюсь сверстникам и у меня, наверное, никогда не будет свиданий, любви, семьи и детей.
' Печатается с оригинала. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Я долго и безуспешно лечилась, сидела на диетах, занималась всеми правдами и неправдами спортом (врачи запретили мне все занятия спортом, запретили сдавать экзамен даже в школе). В 16 лет ко мне пришла настоящая любовь. Я дождалась настоящего принца. Но чем выше взлетать, тем больнее падать. Парень был иностранец, через год он закончил университет и уехал к себе в страну. О моем отъезде не могло быть и речи (1977 год). Я была еще несовершеннолетняя. Потеря любимого, опять полное одиночество. Дома родители меня обвинили во всех смертных грехах, а я еще о сексе и понятия не имела, настолько чистыми и нежными были наши отношения. Тогда я потеряла все - любимого, кров, любовь своей семьи. Я не хотела жить, я не видела выхода, и покончила с жизнью. Очнулась в институте Скли-фасовского, потом 8 месяцев в больнице им. Ганушкина. И страшное жуткое одиночество. Из больницы меня забрала подруга и вынянчила, выходила мою израненную душу. Теперь я посвятила свою жизнь детям, они для меня родные, хотя, конечно, очень любят, своих мам. Подспудно, где-то очень далеко меня все-таки грызет, червячок одиночества. Потому что у меня не получилось нормальной семьи, хотя, была несколько раз замужем, и у меня нет своих детей. Очень боюсь своей беспомощности в старости, остаться одной, старой и беспомощной. Но стараюсь об этом не думать. Что будет, то и будет. Чему быть, тому не миновать. Может быть, я еще и не доживу до такого состояния. А сейчас я не одинока, у меня, есть муж - эгоист, хорошие преданные друзья, да и много добрых людей вокруг. А еще, самое главное, у меня есть любящий и любимый братишка, который никогда не бросал меня в трудную минуту, а у него трое детей. Жизнь продолжается. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Самоанализ выполнения ИГД В Приложениях 1 и 2 представлена иллюстрация выполнения ИГД испытуемой, которая специально изучала данную методику. Здесь приводится ее анализ собственной работы. Все персонажи, кроме шеи лебедя участвуют в сказке и каждому из них отведена своя роль - положительная или отрицательная. Четко прослеживается, взаимосвязь - мужской профиль превращается в Петрушку, затем в панка и петушка. Также в сказке отражаются связи колдун - амфора (прячется в ней и уплывает) и колдун - тапочек (использует для достижения своих целей). Взаимосвязь тапочка и маски косвенная и оправдывается лишь в конце сказки. Мужской профиль (колдун) - отрицательный персонаж. Его положительная взаимосвязь: Петрушка - панк -петух, вернее, превращение в эти персонажи для удовлетворения своего желания, свидетельствуют о моем отношении к мужчинам, их поведению, их характеристике в моих глазах. То, что мужской профиль изначально был изображен среди неодушевленных предметов, и в конце концов, в сказке колдун стал содержимым амфоры, которую несет волна в океане слез к неизвестному берегу, говорит о многих сильных разочарованиях и потерях, связанных с личной жизнью и моих, взаимоотношениях с противоположным полом. Предметы, лежащие на скатерти, на столе: ковш, крынка, маска в сказке символизируют домашний очаг, достаток и благополучие, что видно и в их положительных связях. Хотя, в конце сказки герои отказываются от маски, несмотря на ее положительную роль в начале. Связь амфоры со столом в сказке отрицается (она забыта и на чердаке). Может быть, эта связь была обозначена как чисто предметная.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Положительные герои скажи заяц, кенгуру и ослик связаны красным односторонне - от зайца и кенгуру идут стрелки к ослику. Можно предположить, что это сущность одного человека - один в трех лицах, то есть они не могут существовать друг без друга, им комфортно только вместе в своем домике, в своем лесу. Все три образа мирные, травоядные животные, но у каждого свои мысли, характер, недостатки, они легко ранимые, доверчивые, добрые, гостеприимные, не очень требовательные к роскоши, но страдающие (каждый по-своему) от непривычной жизни в чуждой им среде. Хорошо прослеживается связь от ослика к киту и от кита к рыбам. В сказке ослик поделился своим горем с добрым китом, а тот рассказал об этом рыбам, и, в результате, все проблемы были благополучно решены. Кит в сказке, наверное, олицетворяет близких друзей или вообще добрых и отзывчивых, сильньа и могучих людей, которых на самом деле больше, чем плохих - жадных, завистливых и т. п., так как далее прослеживается связь от кита к рыбам, которые тоже готовы прийти на помощь. Хорошо видна в тексте отрицательная связь, направленная от зайца к варежке. Ему очень страшно, что из пего сделают варежку, он даже заболевает от своего страха. А вот синяя линия от мышки к зайцу не прослеживается, скорее наоборот, она должна идти от зайца к мышке, а от нее к ослику, так как заяц рассказал мышке о своем бедственном положении, а она передала дурную весть ослику, что и вызвало всемирный потоп из слез. Данная сказка, по всей видимости, отражает еще мое отношение к людям, покидающим свою Родину, к их состоянию на чужбине. На сюжет сказки, наверное, повлияло место моей работы - комитет по делам беженцев. Заяц, кенгуру и ослик уединенно живут в лесу, им нравится их одиночество, пока не нарушили их покой, пока не рассказали о других странах, другой жизни. Узнав одиночество с другой стороны, на чужбине, среди людей, в толпе, они были более одиноки и несчастны, чем раньше. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Психологический анализ проведенной ИГД Из бесед с испытуемой выяснилось, что она ассоциирует себя с осликом «Иа», а образы зайца и кенгуру - это ее социальные маски, которые стали настолько привычными, что слились, по сути, с истинным «Я». Сюжет сказки легко ассоциируется с ее жизнью, краткое изложение которой представлено выше. Смеющаяся маска, надеваемая на плачущего Ослика, отражает тенденцию испытуемой скрывать свою боль, тоску, плохое настроение. Причем происходило это под влиянием ее социальных ролей (заяц и кенгуру), то есть Наталья когда-то решила, что собственная открытость приносит ей неприятности из социума. Сверстники не только не понимали ее, но и не стремились к этому, более того - дразнили, не принимали в игры и т. д. Тогда она вынуждена была надевать на себя маску веселости, «чтобы не расстраивать других», не портить им настроение и хоть как-то быть включенной в общественную жизнь. Кроме того, зная о том, что любящие бабушка, брат и мама переживают за нее, Наталья старалась не показывать им всю полноту своих страданий, для чего пользовалась той же маской веселости. На первый взгляд, может показаться странным, что Колдун (Петрушка, Петушок, Панк) - это образ того самого любимого, из-за которого у Натальи было столько горя в жизни. Конечно, метаморфозы колдуна, как сказочного персонажа, сложились у зрелой женщины, но, как она сама же и признается, это отражает ее отношение к мужчинам. В беседах с психологом Наталья предложила такую трак-
14 Зак. 44 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 товку сделанной проекции. Зверята впервые увидели Колдуна в образе Петрушки - веселого ярмарочного персонажа, заблудившегося в лесу. Отметим, что Петрушка в русском эпосе герой совсем не безобидный. Он действительно веселый, но резкий, хлесткий, колкий на язык, драчливый, умный, проницательный. Именно этот образ выбрала испытуемая, видимо, имея к этому определенные основания. Молодой человек, появившийся в ее жизни был веселым, привлекательным, ей было хорошо рядом с ним. Впервые Наталья почувствовала себя принятой такой, какая она есть. Он много рассказывал о своей родине, о нравах, обычаях, о людях. Девушка слушала его, живо представляя себе истории, рассказанные им. По воспоминаниям Натальи, она как будто видела все своими глазами, знала его друзей на далекой родине, ей иногда казалось, что и они знают ее, она мысленно знакомилась с ними, разговаривала на неизвестном ей языке. Таким образом, в юношеском воображении нарисовался мир, в котором все ясно, везде порядок, все счастливы, все друг друга любят. Конечно, это и мечта девушки, и тоска по родине молодого человека. Проекция в сказке выражена достаточно четко: Петрушка рассказывает о дальних странах, живописуя все прелести, которые ожидают там друзей. Затем Петрушка превращается в злого Панка и пугает зверят, желая ускорить их отъезд. Злой Панк - это отец испытуемой, который действительно в пьяном виде кричал, ругался и тем самым пугал девушку. Дома было плохо. Причем так было уже давно, но душевная близость с молодым человеком обострила восприятие негативных сторон жизни. Наталье очень хотелось уехать. Конечно, она понимала тщетность своих желаний, но, тем не менее, желания-то были. Неосуществимость их отражена в тексте одним тапочком-скороходом, которого даже в сказке мало для троих. Колдун в образе испуганного Петушка подсказывает зверятам способ воспользо- ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ваться тапочком, и друзья соглашаются покинуть родной лес и дом в общем-то по пустяковым причинам. Превращение Колдуна в различные образы проецирует отношение Натальи к мужчинам вообще, то есть, по ее словам, все они одинаковы, только выступают под разными обличиями. Во всех тяжких испытаниях, выпавших на долю друзей, виноват Колдун, а в жизненных невзгодах Натальи - мужчины (по ее оценке). Панк и Петушок - образы бывших мужей Натальи. В своей сказке она подчеркивает единую сущность разных героев - Петрушки, Панка, Петушка - это все тот же злой колдун, умеющий претворяться (превращаться) ради достижения своих черных целей. Звери все-таки покидают родной лес, а Наталья принимает решение уйти из жизни. Кенгуру оказывается в зоопарке в клетке, заяц на звероферме в клетке, ослик запряжен повозкой, а Наталья, скованная болезнью, - в палате. Восемь месяцев пробыла девушка в больнице. Жуткое одиночество, тоска по нормальной жизни, чувство собственной неполноценности (все звери в разных местах), ненужности терзают ее долгие месяцы. Когда она, наконец, смогла открыться соседке по палате (мышка), та после выписки рассказала все мужу и они вместе (рыбы) разыскали ее подругу (кита). Подруга Натальи забрала ее из больницы и помогла адаптироваться к жизненным реалиям. Сильнейшие переживания (океан слез) выработали своеобразную защиту раненой души девушки - она сумела приобрести весьма существенную независимость от «злых колдунов» - мужчин. Из-за того что Ослик безостановочно и безутешно плакал, образовался океан из слез, дошедший до Колдуна, который не умел плавать и забрался в амфору, плотно закрыв пробку. Со слов Натальи, она никогда больше не ставила свою жизнь в зависимость от мужчин. Некоторую параллель можно провести и с отцом испытуемой. После случив-
13 3ак. 44 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 шегося несчастья, он на долгие годы как бы оставил дочь в покое. «Пусть живет как хочет», - сказал он тогда. В конце сказки Наталья четко показывает, что друзья поняли: не нужно прятать свои печали за маской веселости, «в таком случае, никто не сможет тебе помочь». Она пишет, что рядом со злом есть добро и наоборот, то есть в жизни есть люди, готовые прийти на помощь, но они должны видеть, кому эта помощь нужна. Жизненный опыт, конечно, накладывает свои отпечатки на личность человека. В данном случае, можно видеть положительную динамику. Сейчас Наталья жизнерадостная женщина, открытая, доброжелательная, отзывчивая. Глядя на нее, трудно вообразить, что когда-то она могла наложить на себя руки. «Все проходит и время лечит», - говорит Наталья сейчас.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|