Монополия и монопольная власть
Монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует только один продавец определенного товара. Для монопольного рынка характерно отсутствие совершенных товаров-заместителей и наличие барьеров для вхождения фирм в отрасль (рынок). В условиях монополии барьеры вхождения в отрасль расцениваются другими фирмами практически как непреодолимые: либо это экономически невыгодно, либо вход сильно заблокирован. предприятие-монополист может проводить такую политику цен, которая делает выход на рынок потенциальных конкурентов малопривлекательным. Являясь единственным поставщиком, предприятие-монополист сталкивается с совокупным спросом покупателей товара в пределах данного рынка, т.е. фирма олицетворяет собой отрасль (кривая спроса на продукцию монополиста является и кривой спроса отрасли). Такая структурная особенность рынка предопределяет отличие поведения монополиста от поведения предприятий, функционирующих на других типах рынков. Монополист, посредством контроля над рынком, обладает большой рыночной властью, т.е. способен влиять на условия продажи. Поскольку кривая спроса на продукцию монополиста имеет отрицательный наклон, потому всякое увеличение (уменьшение) объема продукции, продаваемой монополистом, сопряжено со снижением (повышением) ее цены, тогда как совершенно конкурентное предприятие может продать любой объем продукции по существующей (и не зависящей от его поведения) рыночной цене. Совершенно конкурентное предприятие, являясь ценополучателем, максимизирует прибыль, изменяя лишь объем производства, тогда как монополист может достигнуть этой цели, варьируя либо объемом производства, либо уровнем цены. Разумеется, монополист не может изменять объем выпуска и цену произвольно, поскольку их соотношение однозначно определено функцией спроса: монополист подбирает цену так, чтобы объем спроса потребителей был равен объему предложения.
Рассмотрим монополию в краткосрочном периоде, используя для анализа линейную функцию спроса. Итак, пусть обратная функция спроса задана линейной функцией . Тогда величина общего дохода монополиста равна ; предельная выручка (доход) есть , т.е. функция линейная. Отметим также, что при Q = 0 P(0) = MR(0). Это означает, что функция предельной выручки начинается вместе с кривой спроса (в точке а на вертикальной оси), причем угол наклона (-2b) этой прямой в два раза больше угла наклона (-b) линии спроса. При данных функциях спроса и затрат предприятие – монополист может максимизировать прибыль, выбирая либо объем выпуска, либо цену. Задача максимизации прибыли при выборе объема выпуска выглядит следующим образом: . (5.2.) Следовательно, необходимым условием максимизации прибыли (условием первого порядка) будет равенство . Поскольку , а , то необходимым условием максимизации прибыли будет равенство предельной выручки предельным затратам: , где Q* - монопольный выпуск. Таким образом, в точке оптимального объема выпуска Q* предельная выручка равна предельным издержкам. Теоретически это соответствует равенству производных функций общей выручки и общих затрат. Экономически это означает, что любое отклонение от монопольного объема Q* может привести только к уменьшению прибыли: при уменьшении выпуска выручка падает быстрее затрат, при увеличении выпуска - затраты растут быстрее выручки. Условием второго порядка (достаточное) максимизации прибыли для монополиста является неравенство . Следовательно, согласно условию второго порядка наклон кривой предельных затрат должен быть больше наклона предельной выручки, т.е. кривая МС должна пересекать кривую MR снизу.
Найдем цену, которую установит монополист, максимизирующий прибыль (т.е. определим, на какую величину отличается MR от P). Учитывая, что коэффициент ценовой эластичности спроса , а , можем записать: . Очевидно, что при и общая выручка достигает максимума (точка Q1 на рис. 5.2). Приравняв, MR=MC, получим: . Из приведенного выражения следует, что монополист будет действовать только на эластичном участке кривой спроса. Следовательно, надбавка к предельным издержкам в цене должна быть тем меньше, чем выше эластичность спроса. Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину обратно пропорциональную эластичности спроса. Если спрос чрезвычайно эластичен, то цена будет близка к предельным издержкам и, следовательно, монополизированный рынок будет похож на рынок совершенной конкуренции. Исходя из этого, положения А. Лернер предложил в 1934 году индекс, определяющий монопольную власть: .
При прибылемаксимизирующем выпуске удельные затраты SATC(Q*) определяются точкой d на кривой SATC. Разность P* - SATC(Q*) представляет долю прибыли в цене товара. Суммарная прибыль отражена на рисунке площадью прямоугольника abcd, общая выручка TR(Q*)=P*×Q* площадью прямоугольника ObcQ*, общие затраты STC(Q*) = SATC(Q*)´Q* - площадью прямоугольника OadQ*. Прибыль π(Q*) = P*´Q* - SATC(Q*)´Q* является максимально возможной в этих условиях, определяется равенством MR(Q*) = SMC(Q*). В реальных условиях предприятие-монополист, скорее всего не знает ни кривой спроса, ни тем более кривой предельной выручки. Однако оно сообразует свои действия с удельными затратами и выручкой так, чтобы максимизировать прибыль. В данном случае весьма полезно знание коэффициента эластичности спроса по цене. В процессе последовательных «проб и ошибок» главным критерием является равенство прироста выручки приросту затрат. Иначе говоря, предприятие-монополист ведет себя так, как если бы оно определило предельную выручку и предельные издержки в окрестности точки Е.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|