Открытые и тайные соглашения
На любом олигопольном рынке у фирм есть стимулы координировать свою деятельность для увеличения совокупной прибыли отрасли и прибылей каждой из фирм. Существуют различные виды соглашений, с помощью которых предприятия находят способы уклонения от прямой, напряженной конкуренции: согласования цен, объемов производства и продаж, разделы рынков сбыта по территориальному признаку, совместные действия против новых конкурентов. Сговор производителей для обеспечения монопольных цен и прибылей практиковался еще в Древнем Вавилоне, Греции и Риме. Адам Смит мудро заметил, что «люди из одной отрасли иногда встречаются, даже для развлечения и веселья, но разговор заканчивается тайным от общества сговором или неким размышлением о том, как повысить цены»1. Прибыли отрасли не могут быть выше, чем когда фирмы устанавливают цены на монопольном уровне - т.е. на уровне, который можно установить, если одно, максимизирующее прибыль, предприятие контролирует производство в отрасли. Однако стратегия сговора не лишена риска. Неудачные попытки сговора могут повредить, ведя к ценовым войнам и тяжелым потерям, не говоря уже о привлечении к суду и других юридических санкциях в странах; где тайные соглашения запрещены. В России, США и других странах почти любая форма соглашений, явных или тайных, направленных на фиксирование цен или ограничение объема производства, считается незаконной, но десятки нарушений, как правило, остаются незамеченными. Некоторые виды сговора случайны и недолговечны, например экстренные встречи, с целью положить конец ценовым войнам. Другие длятся десятилетиями, удерживая участников системой отлаженных организационных связей и письменными контрактами. К наиболее важным видам сговора можно отнести:
· общественное собрание - пример одного из наименее структурированных, но не безрезультатных видов сговоров, когда лидеры отрасли демонстрируют всем участникам стратегию сотрудничества и отказ от разрушительной конкурентной борьбы. Современным вариантом является торговая конвенция ассоциации, когда все участники встречи обещают проводить более согласованную политику в будущем; · неформальные джентльменские соглашения, которые заключаются по широкому кругу вопросов и действий. Речь идет о соглашениях по установлению и поддержанию определенного уровня цен, метода продаж, о разделе территории на персонифицированные географические рынки, о методах, обеспечивающих фирмам сохранять свои рыночные доли. Наиболее известные примеры - это, конечно, соглашения об установлении фиксированного уровня цен. Если такой вариант оказывается неэффективным, то упор может быть сделан на использование общих формул ценообразования или установление цен согласно спискам «репрезентативных» цен, публикуемым отраслевыми ассоциациями. В случае применения в отрасли сложных производственных линий фирмам, часто оказывается выгодно заключать сделки о специфических производственных деталях и о сбыте дополнительной продукции. До конца 60-х годов, например, американские производители стали весьма успешно преодолевали ценовую конкуренцию по стандартной продукции, не прибегая к формальным сговорам. Значительно сложнее оказалось тайно координировать цены на сложные виды работ по отделке, отпуску, калибровке, упаковке и аналогичным пожеланиям по специальным заказам конкретных потребителей. В результате представители компаний организовали тайную встречу, чтобы договориться о единых стандартах, спецификациях, толкованиях и ценах на дополнительные виды продукции. В отрасли по производству гипса соглашение о фиксировании цен было достигнуто с помощью договоренности использовать только железнодорожные поставки и назначать единые ставки процента потребителям, которым предоставлялся дополнительный кредит. Наконец, фирмы могут заключать соглашения об ограничениях объемов производства, долях рынка или географических пространствах и производственных линиях, расцениваемых как исключительная сфера интересов той или иной фирмы.
Почти все эти элементы сговоров можно обнаружить в тайном сговоре в электротехнической промышленности в 50-х годах. В нем участвовали 29 различных компаний, торгующих турбогенераторами, трансформаторами, изоляторами, промышленными контроллерами, конденсаторами и прочим электрооборудованием с общим объемом продаж около 1,5 млн. долл. ежегодно. Хотя ее соглашения по ограничению конкуренции были типичной чертой электротехнической промышленности. В отношении стандартной продукции, такой, как изоляторы, стандартные трансформаторы, промышленные компьютеры, представители фирм на встрече договорились об уровне цен, которого они будут придерживаться в последующих сделках до заключения договора об изменении цен. Это была на то время самая простая схема, ее недостаток заключался в том, что, когда все фирмы предлагали при аналогичных сделках одинаковые цены, возникало подозрение в сговоре. Более сложного подхода требовали такие виды продукции, как турбогенераторы, поскольку каждый покупатель требовал модификации, отвечающей его потребностям — с трудом можно было найти два похожих заказа. В этом случае соглашению способствовала публикация прейскуранта расчета цен. Складывая цены на каждый компонент, необходимый для данного вида генератора, фирмы могли прийти к единой цене, которая и была предметом обсуждения. Модель картеля Наиболее надежным способом установления ценовой монополии на уровне фирмы является объединение всех реальных и потенциальных производителей в одну фирму. В теории такого же результата можно достичь в организационном картеле. Ассоциация фирм, которые заключили явное или тайное соглашение о координации своей деятельности, называется картелем. Картельные соглашения являются незаконными и преследуются антимонопольными органами.
Причиной возникновения картелей является максимизация прибыли. В конкурентной отрасли каждая фирма рассматривает уменьшение своего выпуска только с точки зрения своих собственных выгод и не учитывает последствия своих действий для конкурентов (других фирм), хотя сокращение выпуска даже одной фирмы в отрасли выгодно и всем прочим, поскольку уменьшает совокупное предложение отрасли и увеличивает равновесные цены. Картельное соглашение учитывает эти последствия действий одной фирмы для увеличения прибыли всех участников. Поэтому картель как отрасль производит меньше объема, чем рынок совершенной конкуренции. Картель интернализирует внешние эффекты сокращения выпуска каждой фирмы для остальных фирм. Если картель охватывает все фирмы отрасли, то он представляет собой монополию, и на рынке имеет место монопольное ценообразование. Организация совместного выпуска для предприятий в картеле с разными производственными издержками требует решения ряда вопросов: требуется установить общий объем производства, выбрать соответствующие рыночные цены, распределить производство между предприятиями, участвующими в соглашении о совместном выпуске, распределить прибыли между предприятиями-участниками. Из теории следует, что размер коллективной прибыли всегда больше, чем сумма прибылей по предпочтительным ценам отдельных участников. Поэтому, если участники соглашения при совместном выпуске объединяют свои прибыли в общий пул, то всегда найдется удовлетворяющая каждую сторону схема распределения, при которой каждый участник выигрывает от совместного выпуска больше, чем вслучае проведения политики индивидуального определения цены и ее навязывания остальными участниками. При формулировке задачи будем полагать, что функция средних общих издержек является выпуклой функцией. В целях упрощения формульных записей сделаем предположение о линейности обратной функции спроса; данное допущение целесообразно, поскольку практически не ограничивает содержательную экономическую интерпретацию получаемых результатов. Итак, пусть обратная функция спроса есть Р=a-bQ, где Р – цена товара, Q – суммарный (отраслевой) объем предложения однородного товара (или близких субститутов) на рынке, равный , где - объем товара, предлагаемый i-м предприятием (поставщиком) на рынке и продаваемый по единойустановленной цене; n- число предприятий, участвующих в удовлетворении спроса на данный товар на рынке.
Пусть совокупные издержки каждого предприятия, состоящие из производственных и транспортных издержек, определяются в соответствии с выражением , где - средние транспортные издержки на единицу товара, связанные с его доставкой i-м предприятием на рынок. Тогда концепция максимизации коллективной (совместной) прибыли предполагает определение объемов производства и их поставку на рынок каждым предприятием, единой цены на товар из решения следующей задачи: (7.1) Из постановки задачи следует, что доля предприятия на рынке в общем объеме поставок зависит от характеристик функции спроса на данный товар и от соотношения величины собственных совокупных издержек предприятия с совокупными издержками других участников рынка на стороне предложения. Экономическая интерпретация решения задачи состоит в следующем. Поскольку имеет место организация совместного выпуска, то задача заключается в таком распределении общего выпуска между предприятиями, при котором совместная прибыль будет наибольшей. Поэтому в оптимальном выпуске предприятия должны быть равноэффективны, а их предельные издержки должны быть равны друг другу; максимизация прибыли требует выполнения равенства данной величины предельных издержек совокупному рыночному предельному доходу. Поэтому , i=1(1)n (7.2) где - выпуск i –м предприятием, при котором совместная прибыль максимальна. На рис.7.1. изображена графическая интерпретация организации совместного выпуска при различных производственных и транспортных издержках. На рис.7.1. а) изображена функция предельных издержек i-го предприятия . Принятие решения о совместном выпуске с целью максимизации общей прибыли означает наличие общей кривой предельных издержек (СМС), получаемой путем суммирования параметров кривых предельных издержек всех (n) предприятий по горизонтали, рис. 7.1. в). Общая прибыль максимизируется, когда CMR=СМС, что соответствует цене и выпуску . Точка пересечения кривых СМR и СМС проецируется на ось ординат и пересечение линии с кривыми функций предельных издержек предприятий определяет прибылемаксимизирующие объемы выпусков , i=1(1)n.
Рис. 7.1. Графическая интерпретация совместного выпуска в картеле Математически, решение задачи определения совместного выпуска продукции предприятиями, при котором максимизируется коллективная прибыль, сводится к определению безусловного экстремума функции n переменных (7.1). Для получения первого условия максимизации прибыли находим частные производные первого порядка по и приравниваем их к нулю: (7.3) Решая систему, получаем максимизирующие прибыль значения выпусков легко убедиться, что в данной стационарной точке квадратичная форма является отрицательно определенной, следовательно, в данной точке функция совместной прибыли достигает максимума. В результате решения системы уравнений (7.3) получаем значение суммарного выпуска продукции предприятиями (объема продаж на рынке) Q, равного (7.4) а также прибылемаксимизирующие значения выпусков предприятиями: (7.5) Принимая во внимание выражение для функции спроса, и, обозначая знаменатель в выражении (7.4) через h, определяем максимизирующую прибыль цену: (7.6) Таким образом, в картеле при распределении производства между участниками предельные издержки выравниваются и одновременно приравниваются к совокупному рыночному предельному доходу. Если бы предельные издержки не выравнивались, то можно было бы перераспределить производственные задания в пользу фирмы с низкими предельными издержками, чтобы более экономно производить данный объем продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|