8. Политические воззрения в Средние Века
8. Политические воззрения в Средние Века -господство религиозного фактора и влияние христианской церкви -обоснование абсолютной монархии, поиск средств ограничения сильной центральной власти, -приоритет церковной власти над светской, божественная интерпритация государства и власти. Августин Блаженный – несовершенство земной жизни от первородного греха. Выделял Град Божий (церковь) и Град Земной (государство). Церковь выше государства. Совершенствовать государство можно только совершенствуя христианство. Фома Аквинский (неотолизм – учение на его взглядах). Считал, что власть дается от Бога. Различал вечное право + Божественный разум, божественное право (заповеди) и позитивное право (установленное монархом). Вывод: можно не подчиняться государю, если это противоречит христианству. в этот средневековый период обозначился переход от древней политической культуры, ядром которой выступали политические ценности в рамках неструктурированного общества-государства, к основаниям новой европейской культуры, к началам дифференциации государства и гражданского общества.
идея и практика необходимости регулятивного воздействия на политическую власть. (церковью) 9. Политические взгляды Никколо́ Макиаве́ лли Маккиавели – философ эпохи возрождения. Главная его работа – «Государь» Маккиавелизм – политика, основанная на грубой силе (равнодушие к вопросам морали). Более того, Николло говорит не об идеальном государстве, как в античности или средневековье, а о реальном (из двух зол выбирают меньшее). Государь: Отношения с государем по маккиавели ведут – народ, знать, войско, советники, соседи (союзные или вражеские страны). Качества государя – решительность и твердость, лев+лиса, доблесть, честность и вероломство, прямота и лицемерие, щедрость и скупость, жестокость и милосердие.
Вклад Маккиавели в политическую науку: 1) Политика – опытная наука ( отдельная отрасль (ВПЕРВЫЕ) ), которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее 2) Государство как политическое состояние (stato – государство): отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. 3) Автор идеи о всеобщей воинской обязанности 4)сменил концепцию Фомы Аквинского «о граде земном и граде небесном» (теологическое обоснование власти) на концепцию «государя» (национальный интерес) Основные мысли: • Решения государя должны зависеть от времени и обстоятельств. • В политике цель оправдывает средства, жестокость допустима ради достижения определенного результата. • Равнодушие к вопросам морали • Политический интерес – двигатель событий • Прагматизм, реалистичность • Изменения должны быть постепенными • Государь должен добиваться поддержки народа • «глупость людей в том, что они часто не замечают отравы внутри того, что внешне выглядит хорошо» - не надо БЫТЬ зайкой, надо им казаться • Правитель должен разбираться в истории и военном деле • У правителя, как и любого человека, могут быть недостатки, главное, чтобы не было таких, из-за которых можно лишиться власти • «от расправ страдают единицы, а от беспорядков – массы» • Государя важнее бояться, чем любить, потому что страх долговечнее, но от ненависти стоит уберечься • «мудрый правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это наносит вред его интересам, или если исчез повод, который побудил его дать обещание», но это надо скрывать, т. е. надо уметь лицемерить
• Государь не должен проявлять капризность, малодушие и несерьезность, все прочие недостатки не фатальны • В государстве должно быть собственное войско • Неприятности в политике неизбежны, и надо выбирать из всех зол меньшее • Должно быть несколько советников, которые дают советы, только когда их просят
10. Теоретические концепции Социалистов-утопистов Утопия – место, которого нет (придумывания идеального общества). Ø Томас Мор («Утопия» - федерация 54 городов): • Нет частной собственности, и вообще, она – сосредоточие вселенского зла • Всеобщее равенство • Обязательный труд • Государство организует производство и обеспечивает мир • Избираемый князь, который может быть смещен • Наиболее важные дела города решают народные собрания • Семья – основная ячейка общества • Против смертной казни • Распределение продуктов по потребностям, без четких рамок • Половое равноправие • Можно исповедовать любую религию, кроме атеизма • Рабство, тем не менее, у него не отменено Ø Томазо Компанелло («Город Солнца») могла стать Испания: o Нет частной собственности (исчезает самолюбие и развивается любовь к общине) o «философская жизнь в коммунизме» (все общее, не исключая и жен). o Обязательный труд o Каждый получает требуемое от общества, но в разумных пределах o Никто не может быть лишен необходимого o Семья не нужна, репродукцию регулирует государство. o Большой совет даёт оценку властям и намечает кандидатов на руководящие посты (Сочетает демократию с правлением мудрых) o Управляется народ верховным первосвященником - Метафизиком (выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан). o В подмогу ему учрежден триумвират (совет руководителей) Могущества (война и мир), Мудрости (наука и просвещение) и Любви (воспитание, земледелие, о продовольствие + устройство браков (как случка), при котором «дети рождались бы самые лучшие»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|