14. Учение о естественном праве и общественном договоре Ж. Ж. Руссо.
14. Учение о естественном праве и общественном договоре Ж. Ж. Руссо. Ж. -Ж. Руссо (1712-1778) был одним из крупнейших представителей французского Просвещения. Его теория общественного договора существенно отличалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка. Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния " войны всех против всех". Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могущество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том, что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать правителя, нарушающего условия общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ. Народ творит законы, меняет их, принимает новые. Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского террора.
Республика – идеал. форма правления. Отрицал разделение властей и официальную религию (выбор каждого). Естественное состояние – Не существует, это лишь научное допущение. Когда появляется частная собственность – появляется неравенство между богатыми и бедными – начинается борьба – появляется политическое неравенство (регресс свободы). Происхождение Государства: Общественный договор, Настоящий договор – все отказываются от своих имущественных прав и приобретают общественные права и свободы (гражданские). Суверенитет – неотчуждаем, непогрешим, неделим и абсолютен. Суверенитет принадлежит народу Руссо отрицает разделение властей, но за прямое волеизъявление – прямая демократия. Идеальная форма – республика, а худшая – монархия. Частная собственность: размер владения, основанный на собственном труде – эгалитаризм. Законы должны выравнивать людей. Религия и культура – отрицал официальную религию.
15. Политические взгляды Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона и А. Гамильтона. Эти люди – отцы американской демократии. Джефферсон – «Декларация независимости». Политический идеал – демократическая республика свободных и независимых фермеров. Все люди изначально равны, правительство создается народом. Выступал против рабства. Признавал право народа на свержение деспотического правительства. Мэдисон – участвовал в создании Конституции. Ввел разделение властей и обеспечение их полномочий (система сдержек и противовесов) – ветви власти должны сдерживать друг друга (если это не противоречит интересам большинства. Гамильтон – идея федерализма (Федерация может предотвратить внутренние беспорядки). Выступал за сильную президентскую власть, право контроля над парламентом и пожизненное избрание президента.
16. А. де Токвиль о демократии в Америке. Проблема свободы и равенства. французский социолог, историк и политический деятель. Родился в аристократической семье. В 1835 опубликовал книгу «О демократии в Америке», Свобода – это высшая ценность. Демократия есть уравнивание условий жизни. Демократическим можно считать общество, в котором больше не существует различий между сословиями и классами, в котором все индивиды, составляющие коллектив, равны в социальном плане. Система сдержек и противовесов Теория разделения властей Американская конституция Противопоставление равенства свободе В демократических республиках равенство является большей социальной ценностью, чем свобода.
В книге «О демократии в Америке» Т., осознавая неизбежность буржуазно-демократических преобразований, рассматривает соотношение в буржуазного обществе свободы и равенства, взаимодействие политической власти и общества в целом. Подчёркивая негативные элементы буржуазного эгалитаризма, Т. считал его источником деспотизма. По Т., политическая централизация как оружие равенства в борьбе с привилегиями феодальной аристократии, соединяясь с административной централизацией и бюрократизацией, резко усиливает власть государства. С другой стороны, равенство рождает индивидуализм, который замыкает людей в рамках частной жизни и создаёт тем самым благоприятную почву для деспотизма. «Извращённая склонность» к равенству низводит всех до уровня массы и приводит к «равенству в рабстве». Вопрос об осуществлении тенденций деспотизма, по Т., во многом зависит от прочности общинных учреждений и организаций, находящихся между государством и индивидом. Противостоять этим тенденциям, по Т., могут некоторые институты, например существующие в США: федеративная форма государства, региональное разнообразие, свобода политических и гражданских ассоциаций и т. д. Либерально-консервативные идеи Т. оказали большое влияние на буржуазно общественную мысль (И. Тэн, Ж. Сорель, Ф. Теннис, М. Вебер, К. Манхейм).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|