Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава четвертая. Гештальт - упражнения




Глава четвертая

Гештальт - упражнения

 

Ж. Асихотерапевтические упражнения особенно меня инте­ресовали с самого начала моей карьеры. В конце шестиде­сятых, когда работал в Эзалене, я стал систематически вводить их в определенные курсы. После отъезда Фритца в Канаду я вел два вида курсов: на одних (в сотрудничестве с Бобом Холлом и Диком Даунингом) это был обычный Геш­тальт (Джим Симкин вел в это время тренировочные кур­сы); на других я воспользовался возможностью, предоставленной моими спонсорами, чтобы ввести нечто новое, посвящая утро медитации, вечер Гештальту, а день чему-то среднему: упражнения в маленьких группах во взаимодействии медитации и столкновения.

Я полагаю, что большая часть происходящего в психо­терапии на самом деле зависит от пациента, поскольку этот процесс внутренний, из которого развивается желание ви­деть и желание лечить. Психотерапию, с одной точки зре­ния, можно рассматривать как контекст, в котором происходит внутреннее событие: как поддержка для само­терапевтического процесса. Какая бы помощь не предлага­лась бытием и навыком терапевта, существует еще такая вещь, как работа над собой психологически, и многие дела­ют ее наощупь, даже и не зная о формальной психотерапии или духовном наставничестве.

Мое мнение по поводу возможности и важности работы по самотерапии было поддержано собственным приглаше­нием Фритца исследовать самотерапию в Гештальтных уп­ражнениях в начале 1951 года. Классическая Гештальт-терапия всегда интересовала меня в подразделе­нии межличностных структур, представляющих общие те­рапевтические принципы и, таким образом, могущих оказаться полезными для проведения самоработы для по­мощи себе. За годы работы мне удалось даже усовершенствовать минилабораторную ситуацию до уровня получения субстанциальных терапевтических результатов посредст­вом наблюдения такого процесса у работающих друг с дру­гом людей.

В начале 70-х у меня была возможность интенсивно использовать терапевтические упражнения в небольшой группе в связи с экспериментом по обучению, который по­том перерос в институт SAT, направлением которого яви­лось организация группы в самолечащую систему. Упражнения для небольшой группы в этом исследовании служили и для терапевтических, и для учебных целей, здесь же была представлена серия «Гештальтных упражне­ний», в которых я постарался дать возможность участникам сконцентрироваться на развитии специфических навыков, таких, как прослушивание, мониторинг их континуума осознанности, исследование языка тела, отражение и т. д.

Общим для упражнений, собранных мною в этой главе, является то, что они подходят и для терапии, и для трени­ровки. Первые три — усиление чувства присутствия и чув­ства Я/Ты в отличие от Я/Эго — я считаю желаемым фоном для всех психотерапевтических тренировок вместе со всеми аспектами континуума осознанности. Частное описание последнего, приведенное в дальнейшем, взято (за исключением вводных комментариев) из записи курса и иллюстрирует особую вариацию того рода, который я назы­ваю «континуум осознанности в медитационном контек­сте». «Медитационный контекст» здесь не только заменяет «медитационное поле», предоставляемое медитативным отношением слушателя, но и ограничение самой медитаци-онной осознанности в свете понимания медитации через селективное усиление в таких вопросах, как попуститель­ство, телесная осознанность, чувственная осознанность, панорамная осознанность и т. д.

Последняя серия упражнений в отношении конфликта «обвинитель/обвиняемый» также представляет превосход­ную возможность и тренировки, и терапии, здесь трениров­ка индивида из четырех фаз задействует, кроме упражнения интуиции, умение стимуляции эмоциональ­ной экспрессии, а в особенности гнева.

Обрабатывая и делясь своими духовными рецептами, я не мог не оценить, оглядываясь назад, Фритца за его уп­ражнение Я/Ты, которое мне тогда не удалось ни попробовать, ни пройти вместе с остальным наследием Гештальта. Упражнение Фритца заключалось в произнесении двумя индивидами вереницы Я и Ты в различных комбинациях и ритмах по выбору.

Я почувствовал, что переживание не идет дальше, чем игра словами, что могут быть и другие, значение которых не оценено: ощущение Я в балансе с ощущением Другой. Некоторые упражнения я нашел сам и описал для тех, кому они могут пригодиться для фокусировки на вопросе Я/Ты. Эти упражнения я проводил во многих группах, где их находили и персонально значительными и существенными для профессиональной подготовки.

Хотя здесь я представляю всего три упражнения «Я/Ты», из-за недостатка места в такой укороченной фор­ме, что их можно пробежать за мгновение, я все же пола­гаю, что переживание каждого из них заслуживает углубления через практику — в особенности в групповых ситуациях посредством ротации членов группы при повтор­ных встречах. С течением времени я также хорошо понял значение многих из проводимых упражнений, в особенно­сти после того, как мною была разработана программа те­рапевтической подготовки в институте SAT в 70-е годы. С тех пор мне нравится ситуация, которая не является ни чисто терапевтической, ни чисто профессионально подго­товленной: гибрид развития потенций терапевтов среди не­профессионалов при оформлении группы в самолечащую психологическую самоподдерживающую систему.

Хотя в такой деятельности по комбинированию утон­ченной микролабораторной работы и терапевтической под­готовки я черпал вдохновение вне Гештальт—терапии, на мою практику, естественно, сильное влияние оказал Геш­тальт; для этой главы я отобрал несколько упражнений, которые можно рассматривать как прямое воплощение идей Гештальта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...