Задания для самоконтроля и самоподготовки
1. Дайте определение региональной экономики. Назовите особенности региональной структуры экономики Беларуси. 2. Какие задачи следует выделять при воспроизводственном подходе к региональной экономике? 3. Выделите так называемые пропорции равновесия, которые применимы к региональной экономике. 4. В чем отличие экономического и воспроизводственного потенциала региональной экономики? 5. Выделите основные ступени диагностики состояния экономики региона. 6. Какие типы региональных программ развития используются в условиях Беларуси?
Литература: [4, 24, 26, 33, 35, 36, 37, 43, 50, 64, 65, 68, 78] 9 Формирование институтов 9.1 Содержание институциональных преобразований
Цели и задачи преобразований. Институциональную среду национальной экономической системы можно представить как совокупность: а) хозяйственной культуры и правового поля; б) неформальных и формальных правил поведения; в) норм собственности и правил обмена. Институциональные изменения выступают фактором экономического роста, особым общенациональным ресурсом, источником мобилизации социальных факторов развития. Для движения вперед экономика Беларуси нуждается в стабильной и прогрессивной институциональной среде, соответствующей избранной модели экономического развития страны. Применительно к переходному периоду речь идет о формировании новой национальной хозяйственной системы. Основные стратегические направления институционального строительства в трансформационный период: а) демонтаж институциональной системы командной экономики; б) формирование новой институциональной среды, соответствующей парадигме рыночной экономики социального типа (социальная рыночная экономика).
Основные стратегические задачи трансформации институциональной среды в переходный период: а) защита прав потребителей; б) развитие прав частной собственности, надежность механизма сбережений и инвестиций; в) обеспечение многообразия эффективных форм хозяйственной деятельности; г) формирование полноценных рынков факторов производства, включая рынок труда и жилья; д) надежность системы денежных расчетов, платежей и кредитных отношений; е) формирование эффективного бюджетно-налогового механизма; ж) включение рыночного механизма конкуренции; з) формирование надежной системы контрактов, договоров и соглашений; и) обеспечение активной и сбалансированной роли государства, высокого авторитета его институтов; к) развитие институтов гражданского общества и экономического самоуправления. Общие правила институционального строительства. Обобщение исторического опыта позволяет сформулировать закономерности (правила) формирования институциональной инфраструктуры, окаймляющуюрыночную экономику: а) наличие стадии развития неформальных институтов в рамках социальных групп или регионов, формирование норм устойчивого доверия через прямые контакты хозяйствующих субъектов; б) формирование хозяйственной культуры нации, влияние которой распространяется на всю территорию страны (опора на авторитет неформальной организации, арбитра ярмарки и т. д.); в) легализация большинства неформальных институтов в формальные (свод законов, конституция) и формирование институционально-правового поля; г) непрерывная трансформация в первую очередь формальных институтов с учетом изменяющихся условий; д) обусловленность институционального развития доминирующей в стране идеологией, постепенная коррекция ментальной модели восприятия окружающего мира;
ж) непрерывное дополнение активности государства в формировании институциональной среды развитием институтов гражданского общества. При формировании институциональной среды необходимо учитывать ее зависимость от ранее сложившейся траектории экономического развития, т. е. наличие исторической инерции. Но эффект исторической обусловленности развития не всегда бывает исключительно положительным. Специфика трансформационного строительства. Такая специфика в условиях Беларуси определяется условиями переходного периода и избранной концепций экономического развития. 1. Выработка формальных норм не может широко опираться на адекватные неформальные институты – порой из-за отсутствия последних. 2. Отсутствие неформальных институтов с рыночными традициями заставляет обращаться к историческому опыту народа, делать ставку на высокий уровень образованности населения Беларуси и активно пропагандировать новые нормы поведения. 3. Институциональное строительство всегда предполагает опору на государство. Но в переходный период реформированию подлежит и сам институт государства. 4. Низкий авторитет государства способствует активному развитию института общественных договоров и соглашений. Вполне закономерно ускоренное развитие экономического самоуправления и институтов гражданского общества. 5. Либерализация экономической жизни из-за слабости соответствующих неформальных институтов не должна опережать темпы развития экономического самоуправления и становления институтов гражданского общества. 6. Оказавшись в режиме «догоняющего развития», Беларусь вынуждена использовать опыт других стран, т. е. трансплантировать в национальную экономику институциональные компоненты рыночного типа. Но импорт таких институтов (органы управления, законы, формы хозяйствования и др.) возможен лишь в определенных пределах, всегда означает отрытую смену прежней траектории институционального развития. 7. Определению траектории институционального строительства должна предшествовать выработка и общественное обсуждение экономической концепции реформ. 8. Следует учитывать временной аспект трансформации, т. е. до минимума сокращать ситуации неопределенности; необходимо располагать достаточным финансированием институциональных преобразований, привлекать высококвалифицированных специалистов.
Трансформация – это ревизия прежней системы социальных и экономических интересов. Поэтому неизбежно сопротивление в первую очередь со стороны тех, кто образует социальную базу АКС (бюрократия, технократия, маргиналы, придворный бизнес, монополисты). 9.2 Критерии и основные этапы преобразования собственности Усложнение отношений собственности. Для современного производства характерно активное обособление функций собственности. Традиционные права собственника трансформируется в пучок функций-полномочий. При этом наемные специалисты-менеджеры не только берутся исполнять разнообразные функции собственника условий производства, но и формируют модель управления, используя принадлежащую им собственность на специфические факторы производства (предприимчивость, высококвалифицированный труд, человеческий социальный капитал). Кроме того, имеет место исторический процесс усложнения объектов собственности. Права собственности на традиционные объекты дополняются правами собственности на информацию, ценные бумаги и т. п. В рамках организационных отношений выделяется собственность на процесс производства, что закрепляет коммерческую тайну.В своих правах признана интеллектуальная собственность, собственность «на имя» (брэнд) и собственность на научно-технический опыт. Дифференциация прав собственности приводит к появлению собственности на незримые объекты-функции, или полномочия собственности. Одновременно происходит и усложнение перечня субъектов собственности. Вслед за индивидуальными и групповыми субъектами появляются ассоциированные, комбинированные, смешанные и международные субъекты собственности. Это приводит к появлению новых общественных форм организации собственности (ФПГ, холдингами и стратегическими альянсами). Социальный аспект реализации собственности предполагает обеспечение единства прав и обязанностей собственника перед обществом, а также плюрализма форм, собственности на современные факторы производства.
Критерии трансформации собственности. Изложенные вышехарактеристики собственности позволяют определить критерии трансформации данных отношений в белорусской экономике: а) экономический критерий – повышение эффективности национального производства; б) социальный критерий – повышение жизненного уровня населения, снятие в обществе социальной напряженности, развитие экономических свобод, деотчуждение и возвращение человека в экономику; в) политический критерий – снятие надстроечных факторов торможения экономического развития страны, обеспечение политической стабилизации общества. Программа реформирования отношений собственности. Обобщение обширного опыта стран трансформационной группы указывает на основные компоненты программы реформирования отношений собственности в переходный период: 1) разгосударствление (деэтатизация) национальной экономики, включая сокращение государственного вмешательства, выведение предприятий всех форм собственности из-под административного управления, их превращение в реальных субъектов рынка; 2) приватизация экономики,т. е. восстановление в обществе института частной собственностина средства производства; 3) плюрализм частной собственности, т. е. расширение перечня объектов частной собственности; 4) расширение форм реализации частной и государственной собственности, рост многообразия организационно-правовых форм предприятий; 5) признание всех прав собственника экономического ресурса, в том числе признание разнообразия пофакторного дохода; 6) ликвидация товарного голода (экономики дефицита), развитие личной собственности граждан. Этапы реформирования института собственности. В условиях Беларуси с известной долей условности можно выделить несколько последовательных этапов реформирования системы прав собственности: 1) номенклатурная приватизация (1987–1992 гг.). Бюрократия и технократия делают попытку перейти от номенклатурной обезличенной к индивидуальной госсобственности. Прежде всего, за счет расширения прав предприятия в ценообразовании, распоряжении продукцией и т. п. Кроме того, госпредприятия окружаются кооперативами и арендными предприятиями, что способствует первоначальному накоплению капитала; 2) этап массовой приватизации и создание системы легальной частной собственности (1992–1996 гг.). Принимаются государственные программы приватизации. Создается механизм чековой приватизации. В роли финансовых посредников начинают выступать инвестиционные фонды. Реализация значительных льгот персонала в приватизации приводит к возникновению коллективных предприятий. В Конституции РБ (1994 г.) формами собственности на средства производства признаются частная и государственная собственность;
3) реставрация «власти-собственности»» (1997–2005 гг.). Массовая приватизация останавливается. Накладывается запрет на реализацию акций, приобретенных членами трудового коллектива при акционировании госпредприятий на льготных условиях. Государство усиливает контроль за собственностью. Вводится статус унитарного предприятия. Для усиления контроля за АО, которые были созданы на основе госимущества, вводится «золотая акция»; 4) этап апробирования форм «новой экономики» (примерно с 2005 г.). Дефицит бюджета и дефицит платежного баланса, а также общий дефицит накоплений в условиях нарастания технологической отсталости заставляют активизировать денежную приватизацию госпредприятий. Распродажа некоторых «голубых фишек» иностранцам дополняется проведением соответствующей подготовительной работы по акционированию группы крупных госпредприятий. Признается важность процесса концентрации и централизации собственности, что отражается через принятие ряда документов, ускоряющих формирование холдингов и т. п. Отменяется «золотая акция», принимается решение о легализации рыночного обмена акций, которые находятся в собственности членов трудового коллектива. В то же время ограничивается использование наемного труда индивидуальными предпринимателями. Вопросы формирования и использования собственности рассматриваются в Конституции Беларуси, Гражданском кодексе, Инвестиционном кодексе, Кодексе о семье и браке, в профильных законах (хозяйственное общество и т.п.), а также в Декретах и Указах Президента страны. В документах прописаны основные формы собственности, объекты, субъекты и права собственника. Реализация прав собственника на фактор производства и создаваемый доход осуществляется в рамках конкретной организационно-правовой формы хозяйственной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|