Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование среды предпринимательства и его природа. Либерализация национальной экономики




Либерализация национальной экономики. Снятие противоречий, которые обнаружены при реализации прав собственности и правил обмена, предполагает дальнейшую либерализацию белорусской экономики, т. е. расширение коридора экономической свободы.

Среди конкретных направлений экономической либерализации выделяются:

‑ упрощение режима регистрации частных предприятий;

‑ отмена лицензирования на значительный перечень видов предпринимательской деятельности;

‑ упрощение налогообложения с учетом норм ЕС;

‑ снятие ограничений в сфере ценообразования;

‑ активизация государственной поддержки бизнеса и предпринимательства, особенно в региональном аспекте;

‑ развитие государственно-частного предпринимательства;

‑ совершенствование хозяйственного права с ориентацией на доминирование законов прямого действия;

‑ соблюдение нормы компенсации государством ущерба, нанесенного им частному предприятию.

Либерализация свидетельствует о том, что национальная экономика наполняется хозяйствующими субъектами предпринимательского типа.

Экономическая природа предпринимательства. Можно утверждать, что предпринимательство есть особый тип экономического поведения в условиях ограниченных ресурсов. Предпринимательство предполагает, что потребности общества удовлетворяются наиболее рациональным способом.

Предпринимательская деятельность – это стремление к извлечению экономической выгоды путем достижения оптимального сочетания факторов производства и посредством рыночного обмена.

Основными признаками предпринимательства выступают инициатива, коммерческий риск, хозяйственная ответственность, присвоение дохода, рациональное комбинирование факторов производства.

Предпринимательство означает поиск оптимальных решений на основе опыта, минимизацию риска, умелое страхование и принятие измеренного коммерческого риска. При этом уровень рыночной неопределенности и степень риска соизмеряются с величиной ожидаемого вознаграждения.

Для одних обнаружение неравновесных рыночных ситуации может стать бедой. Но для предпринимателя такая ситуация есть возможность получить дополнительный доход. Предпринимательский доход по сути дела есть часть средней прибыли (превышение процентной ставки) и часть избыточной прибыли. Современным средством присвоения дополнительного дохода выступает не спекуляция, а новаторство, т. е. коммерциализация инноваций.

Функции предпринимательства. В качестве целевой функции предпринимательства можно признать получение максимальной выгоды на основе использования предприимчивости как особого экономического ресурса. В рыночных условиях к сущностным функциям предпринимательства относятся:

‑ мобилизация и рациональное использование ограниченных ресурсов;

‑ содействие установлению рыночного равновесия на рынках продукта;

‑ развитие конкурентной среды;

‑ накопление хозяйственного опыта и развитие на этой основе институциональной среды;

‑ социальная интеграция общества за счет расширения круга участников предпринимательской деятельности как креативной формы реализации личности;

‑ мобилизация социальных факторов экономического роста.

Предпринимательской деятельностью занимаются конкретные лица, наделенные инициативой и предприимчивостью. В итоге предпринимательство – это совокупность хозяйствующих субъектов, движимых инициативой и экономическим интересом.

Классификация и типы предпринимательства. Предпринимательская деятельность осуществляется в конкретных организационно-правовых формах предприятия (организации).

Это может быть коммерческое и некоммерческое предпринимательство, а по масштабам – крупное, среднее и малое предпринимательство. При определении масштаба предпринимательского дела обычно обращают внимание на численность персонала, объем мобилизуемого капитала, долю рынка.

В соответствии с формами собственности и условиями соединения труда и капитала принято выделять частное, коллективное, корпоративное и государственное предпринимательство.

В свою очередь частное предпринимательство различается как частно-трудовое или индивидуальное, частно-капиталистическое и групповое частное предпринимательство. Следует отметить, что каждая форма частного предпринимательства имеет как преимущества, так и недостатки.

Предпосылки дальнейшего развития. Применительно к национальной экономике Беларуси в качестве основных предпосылок развития предпринимательства следует отнести должный уровень развития и стабильность:

а) институциональной среды (хозяйственная культура, развитость отношений собственности, правовая защита предпринимательства);

б) общей и частной рыночной инфраструктуры, обеспечивающей надежность правил обмена (наличие посредников, информационное обеспечение), состояние и емкость рынка продукта;

в) рыночной конкуренции (ограничение монополизма);

г) макроэкономической среды, включая доступное налогообложение, денежно-кредитную систему;

д) системы подготовки кадров (консалтинг, аудит, финансовый менеджмент, контракты и т. п.);

е) системы государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Понятно, что потенциал той или иной предпосылки Развития предпринимательства должен конкретизироваться с учетом реально складывающейся тенденции. Для того чтобы стимулировать предпринимательскую деятельность, нужно не только либерализовать экономику, расширяя коридор экономической свободы за счет снятия бюрократических барьеров, но и проводить соответствующий тип государственной политики. Именно эта стратегическая линия и проводится в Директиве президента РБ № 4 от 30.12. 2010 г.

Малое предпринимательство. По сравнению с другими формами малое предпринимательство имеет ряд функциональных преимуществ. За счет малого предпринимательства есть возможность быстро изменять ситуацию на рынке продукта, обеспечивать высокую занятость населения. Привлекает возможность малого предпринимательства использовать «бросовые» ресурсы, осуществлять инвестирование за счет сбережений домашних хозяйств.

При характеристике условий развития МП в Беларуси следует обратить внимание на ряд документов: Постановление СМ РБ «О мерах стимулирования развития предпринимательства» от 24.12.2003 г. №1685; Указ Президента РБ «Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности» от 28.06.2007 г. № 302; Директива Президента РБ № 4 от 30.12.2010 г.

 

9.4 Антимонопольное регулирование и формирование
конкурентных рынков в условиях Беларуси

Рыночная экономика немыслима без механизма конкуренции, который выполняет ряд важнейших функций. В целом рыночная конкуренция закрепляет режим экономии, способствует снижению издержек производства, что повышает уровень общественного благосостояния, формирует отраслевые пропорции.

Существенным выступает то, что именно рыночная конкуренция формирует критерии эффективности хозяйственной деятельности.

Однако сущностные признаки трансформационной экономики, а также принятая модель перехода сдерживают развитие рыночной конкуренции. Среди макроэкономических обстоятельств такого рода следует указать на:

а) унаследованные структурные диспропорции, что выразилось в высоком уровне концентрации и централизации белорусской экономики, в значительном отклонении внутренних административных цен от рыночных;

б) разрыв прежних кооперационных связей, сжатие традиционных рынков сбыта и снабжения, нарастание дефицита товарных рынков, что заставило государство усилить регулирующую функцию;

в) хронический дефицит бюджета и отсутствие оптимальных источников его покрытия, что открыло канал для гиперинфляции, в условиях которой имеет место непрерывное вымывание оборотного капитала предприятий

г) принятую модель проведения приватизации и разгосударствления экономики.

Кроме того, следует учитывать, что механизм рыночной конкуренции склонен к самовырождению, что также усиливает значение антимонопольного регулирования.

Антимонопольное регулирование. Применительно к современному состоянию белорусской экономики необходимость антимонопольного регулирования актуализируется по причине:

1) высокого уровня концентрации и централизации национального производства, унаследованного из советского периода;

2) невозможности возврата к периоду совершенной конкуренции, что предполагает разработку стратегии дифференцированного подхода к «хорошим» и «плохим» монополиям;

3) постоянной склонности рыночной конкуренции к вырождению.

В итоге в белорусской экономике антимонопольное регулирование приобретает следующую практическую направленность:

а) разгосударствление и дебюрократизация белорусской экономики;

б) вывод части экономики из системы теневых сговоров и соглашений;

в) антимонопольное (антитрестовское) регулирование рыночных отношений с учетом мирового опыта.

С учетом природы монополизма выделим следующие уровни такого регулирования:

снятие барьеров, препятствующих выходу на отраслевой рынок новых товаропроизводителей (механизм совершенной конкуренции);

‑ регулирование процессов, порождающих доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке (механизм раннего предупреждения появления крупных структур);

‑ недопущение монополистической деятельности со стороны крупных предприятий, включенных в национальный реестр монополий (механизм запрета);

‑ мониторинг проявлений монополизма и включение контрдействий (механизм санкций).

Антимонопольное законодательство. Обычно включает свод специальных профильных законов (вплоть до Уголовного кодекса), регулирующих конкуренцию на рынках, деятельность крупных предприятий и естественных монополий. В законодательных актах предусматриваются не только нормы поведения, направленные на соблюдение конкурентной среды и недопущение монополистической деятельности, пределы монополизации рынка продукта, но и санкции, особый режим контроля за действиями крупных предприятий, органы контроля. Обычно специальным законом регулируются права потребителя.

По типам антимонопольного законодательства выделяются американский (жесткий) и западноевропейский (либеральный) вариант антимонопольного регулирования. Можно считать, что Беларусь придерживается западноевропейского текста.

Так, Закон РБ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (5.01.2008 г., № 317-3) определил содержание таких ключевых понятий, как товарный рынок, доминирующее положение, конкуренты и недобросовестная конкуренция, монополистическая деятельность, естественная монополия и др. Идентифицированы основные проявления злоупотреблений доминирующим положением на товарном рынке.

Предусмотрено, что контроль государства за исполнением антимонопольного законодательства осуществляется специальным антимонопольным органом. Данный орган наделен полномочиями по проведению реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение ни товарном рынке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...