Национальный банк Республики Беларусь и его функции. Дальнейшее совершенствование денежно-кредитной политики
Национальный банк. Деятельность Национального банка Республики Беларусь (НБРБ) регулируется блоком законодательных и нормативных актов, где центральное место занимают Банковский кодекс и Указы Президента РБ. Правовой основой денежно-кредитной политики РБ являются «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом РБ по представлению Национального банка и Правительства РБ. В соответствии с Банковским кодексом (БК) Национальный банк является центральным банком РБ, регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов, обладает исключительным правом эмиссии денег. НБ РБ подотчетен Президенту страны, что означает не только назначение на должность руководства НБ в соответствующем порядке, но и утверждение Годового отчета, определение аудиторской организации для проведения соответствующей проверки. Основными целями деятельности Национального банка являются: ‑ защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; ‑ развитие и укрепление банковской системы страны; ‑ обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Важнейшие прогнозные показатели деятельности Национального банка Беларуси включаются в «Основные направления денежно-кредитной политики РБ» на предстоящий период. Денежно-кредитная политика. Единую денежно-кредитную политику разрабатывает Национальный банк РБ и проводит совместно с Правительством РБ (статья 26, БК). Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью достижения стратегических целей экономического развития страны.
В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики следует выделить надежность банковской системы и доверие к ней населения, последовательное исполнение банковской системой соответствующих функций, обеспечение устойчивости платежного баланса страны, пополнение суверенных валютных резервов страны. В качестве классических инструментов денежно-кредитного регулирования выделим: а) операции с ценными бумагами правительства на вторичном рынке; б) регулирование процентных ставок (рефинансирование, ломбард, дисконтная политика); в) регулирование ликвидности посредством изменения норматива отчислений в обязательные резервы коммерческих банков; г) валютное регулирование; д) ограничение объема активных и пассивных операций коммерческих банков (прирост уставного фонда и собственного капитала банков, кредитный портфель); е) прямое административное регулирование (лицензирование, аттестация кадров, банковский надзор). Антикризисные мероприятия Национального банка. Ответной реакцией НБ РБ на неблагоприятные тенденции в экономике, вслед за разворачиванием кризиса деловой активности 2008–2009 гг., стало принятие комплекса оперативных мер, нацеленных на минимизацию его негативных последствий. Следует признать, что в этот период своеобразным центромтяготения реализации всех антикризисных мероприятий выступило сохранение устойчивости национальной банковской системы. В качестве ключевых позиций антикризисного регулирования выделим: § стабильность ресурсной базы, ликвидность и платежеспособность банковской системы; § сохранение доверия населения к национальной банковской системе, стабилизация депозитной базы; § сохранение на должном уровне кредитного потенциала банковской системы;
§ стабильность обменного курса белорусского рубля, сбалансированность внутреннего валютного рынка. Дальнейшее совершенствование денежно-кредитной политики. В формировании денежно-кредитной политики Беларуси можно обозначить несколько взаимосвязанных этапов: 1) исходный этап (до октября 1994 г., когда было принято историческое решение Верховного Совета РБ о суверенном статусе белорусского рубля); 2) 1994 – 1996 гг.: первичная антикризисная стабилизация (снижение инфляции, единый обменный курс, получение первых стабилизационных кредитов Международного валютного фонда (МВФ)); 3) 1997 – 2001 гг.: денежно-кредитная экспансия (гиперинфляция, множественность обменных курсов, валютный кризис 1998 г., вывод белорусского рубля из международного оборота, расширение уставных фондов госбанков за счет кредитной эмиссии, кризис неплатежей; 4) 2001 – 2007 гг.: курс на поэтапную стабилизацию (в соответствии с соглашением МВФ и Центробанка России осуществлен возврат к единому обменному курсу, обеспечение конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям, выход на положительные процентные ставки, сдерживание кредитной эмиссии, снятие ряда административных ограничений по регулированию валютного рынка, тактика длительного замораживания обменного курса); 5) с 2008 г. – режим антикризисного регулирования (мягкая денежно-кредитная политика при высокой кредитной экспансии; активное использование для стабилизации банковской системы внешнего финансирования; увеличение уставных фондов госбанков; приватизация системных банков иностранными инвесторами; наращивание доли иностранного капитала в банковском секторе; девальвация белорусского рубя; ограничения валютного рынка; рост валового и государственного внешнего долга; выполнение ряда процедур с целью получения кредита МВФ и России). Следует отметить, что в соответствии с рекомендациями МВФ проводятся работы по созданию специализированного Учреждения для обеспечения льготного финансирования (кредитования) приоритетных отраслей и проектов, определенных государственными программами, что заметно снизит банковские риски. Формируется система раннего предупреждения.
10.3 Второй уровень национальной банковской системы Общая характеристика. Второй уровень национальной банковской системы Беларуси образуют коммерческие банки. Для того чтобы считаться банком, такая организация должна выполнять три функции: 1) депозитные операции, 2) кредитование от своего имени, 3) открытие клиентам счетов и ведение по ним расчетов. С учетом разных критериев могут выделяться: общереспубликанские и региональные банки; государственные и частные; универсальные и специализированные кредитные организации; крупные, средние и мелкие банки; сберегательные, ипотечные и инвестиционные банки; отечественные, иностранные и смешанные; с филиальной сетью и без оной. В банковской системе Беларуси доминируют 5 системообразующих банков; затем выделяется группа из 10–12 средних банков, остальные – это мелкие банки. На 1 января 2010 г. международные рейтинги имели 10 банков. Важнейшими показателями функционирования белорусских банков выступают состояние их ресурсной базы, уставного фонда и собственного капитала, а также доходность организации (таблица 10.2). Таблица 10.2 Количество действующих банков, их совокупный уставный фонд
Даже если сделать поправку на инфляцию, то и в этом случае темпы роста пассивов (2009 г. – 131,4%; 2010 г. – 153,2%) будут выше темпов роста ВВП. Однако кризисный момент для банковских пассивов был все же ощутим в конце 2008 г. Но за счет средств правительства и НБ РБ произошло наращивание уставного капитала. Поэтому в совокупном уставном фонде банков доминируют средства государства, а не частный белорусский капитал. На втором месте – иностранный капитал. Совокупный уставный фонд составляет примерно 7–8% от объема ВВП.
На 1.01.2011 года собственный капитал белорусских банков был примерно в 10 раз меньше ВВП. На лидирующую группу (5 банков) приходится примерно 77 – 80% собственного капитала национальной банковской системы. Соотношение уставного и собственного капитала на 1.01.2011 г. составило 1:1,47, хотя в мировой практике оптимальным признается соотношение 1:10. Капитал белорусских банков слабо возрастает из-за низкого качества кредитного портфеля, проблемных кредитов. Привлеченные ресурсы. В структуре банковских пассивов их удельный вес составляет 80–82%, что соответствует мировым стандартам. Банковская система демонстрирует весьма высокие темпы роста привлеченных ресурсов (2010 г. – 158,5%). При этом на средства хозяйствующих субъектов и населения (на 1.01.2011 г.) пришлось 50,1% привлеченных средств резидентов. Но «длинные» деньги в первую очередь предлагаются правительством и НБ РБ. Государственный капитал возмещает дефицит частного капитала, позволяя сохранить ликвидность госбанков. Это же дает право государству контролировать формирование их кредитного портфеля банков. Активы банковской системы. Вопреки всем проблемам банковская система Беларуси демонстрирует высокие темпы наращивания активов. За последние 4 года активы белорусских банков возросли в 4,4 раза. На начало 2011 года активы банков составили в среднегодовом исчислении примерно 60% по отношению к ВВП (по итогам 2009 г. – 55%). На группу лидеров (5 крупнейших банков: Беларусбанк, Белагропромбанк, Белинвестбанк, Белпромстройбанк, Приорбанк) приходится примерно 90% банковских активов. Обычно разница между требованиями к резидентам и требования к экономике – это задолженность правительства (валютные кредиты, ценные бумаги) и денежных властей (резервы, ценные бумаги). В кризисный период ценные бумаги НБ исчезли из банковского оборота, а объем ценных бумаг правительства (государственные казначейские облигации, государственные долговые облигации) заметно сократился (см. следующую главу). При этом сохранилось отрицательное значение чистых требований банков к органам государственного управления. Требования к экономике заметно возросли (за период 2007 – 2010 гг. в 4, 46 раза). На 1 января 2011 года составили 92,87 трлн. рублей; включают кредиты, лизинг, факторинг, ценные бумаги и прочие обязательства.
В инвестиционном портфеле банков незначительная доля приходится на ценные бумаги хозяйствующих субъектов. Это означает, что белорусские банки слабо участвуют в управлении акционерными предприятиями, хотя банковская сфера традиционно всегда располагала квалифицированными менеджерами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|