Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое меры защиты внутреннего рынка?




Основной целью мер защиты внутреннего рынка является противодействие несправедливой конкуренции со стороны импортируемых товаров (антидемпинговые и компенсационные меры) или резко возросшему импорту (специальные защитные меры), но только при соблюдении установленных законодательством требований.

Механизм установления мер во всех трех случаях построен по единому принципу:

1. Подача заявления от имени национальных производителей товара.
2. Проведение соответствующего расследования. На всех этапах расследования (в зависимости от расследования и с различной степенью детализации) необходимо иметь: Ø доказательство наличия демпинга/специфической субсидии/резко возросшего импорта; Ø доказательство материального ущерба (или его угрозы), замедления создания отрасли национальной экономики/серьезного ущерба (или его угрозы); Ø доказательство причинно-следственной связи между демпингом/специфической субсидией/возросшим импортом и материальным ущербом (или его угрозой), замедлением создания отрасли/серьезным ущербом (или его угрозой).
3. Установление мер (в случае наличия вышеперечисленных доказательств).

Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры применяются в виде соответствующих пошлин, применяемых сверх ставок таможенных пошлин (в рамках всех трех видов мер), или количественных ограничений (в рамках специальных защитных мер) или обязательств (в рамках антидемпинговых или компенсационных мер).

Антидемпинговые меры ВТО

Антидемпинговые мерынаправлены на устранение недобросовестной конкуренции со стороны товаров, поступающих по демпинговым ценам (т.е. по цене, ниже нормальной стоимости[1]).

Важно отметить, что сам по себе «демпинг» не является запрещенной практикой и его применение в качестве рыночной стратегии не противоречит нормам ВТО. Однако, принимая во внимание, что эта тактика может наносить ущерб (угрозу) национальной отрасли и способствовать вытеснению с рынка национальных производителей, в рамках ГАТТ/ВТО был создан соответствующий универсальный механизм противодействия.

Зачастую целью демпинговой политики иностранных поставщиков является захват как можно большей доли рынка иностранного государства и закрепления на нем (иногда в качестве монополиста). В некоторых случаях иностранные компании готовы продавать свой товар на экспорт в течение определенного периода даже по убыточным ценам в надежде, что они смогут возместить свои потери после устранения конкуренции со стороны местных производителей, или компенсируя высокими ценами продаж этого товара на своем внутреннем рынке. Большие западные корпорации, обладающие существенными финансовыми ресурсами, могут позволить себе пойти на такие затраты для завоевания иностранного рынка. При этом местные компании зачастую просто не обладают необходимыми ресурсами для противостояния агрессивной ценовой политике иностранных производителей.

В соответствии с международными правилами антидемпинговые меры могут быть применены в случае наличия доказательств импорта какого-либо товара по демпинговым ценам, и что, это причиняет материальный ущерб (или создает угрозу материального ущерба) отечественным производителям аналогичного товара или приводит к существенному замедлению создания отрасли отечественной экономики.

Антидемпинговая мера применяется посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером на срок не более 5 лет, с возможность последующего продления по результатам соответствующего пересмотра.

В соответствии со статьей VI Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) страна–член ВТО вправе вводить в одностороннем порядке антидемпинговые пошлины с целью защиты отечественной промышленности от импорта товаров, поставляемых по демпинговым ценам, и возмещения материального ущерба, причиненного в результате такого импорта. Таким образом, действие антидемпинговых мер, в частности введение антидемпинговых пошлин, направлено не на правительства стран, а на фирмы (в отличие от компенсационных пошлин), и поэтому может вводиться не на основе режима наибольшего благоприятствования (в отличие от защитных мер). Благодаря наличию этих двух характеристик введение антидемпинговых пошлин чревато меньшими проблемами политического характера по сравнению со всеми другими средствами защиты, которые имеются в распоряжении членов ВТО.

Для целей применения антидемпинговых и компенсационных расследований большую роль играет наличие «рыночного статуса» или признание в стране, проводящей расследование, факта, что экономика страны, против товаров которой проводится расследование, является рыночной.

В рамках антидемпингового расследования наличие рыночного статуса означает, что расчет себестоимости импортируемой продукции в стране его происхождения будет проводиться на основе данных, предоставленных непосредственно производителем или экспортером товара, против которого проводится расследование. При нерыночном сценарии орган, проводящий расследование, основывает свои расчеты на данных третьей рыночной страны, имеющей схожие общеэкономические показатели и показатели отрасли, производящей товар, против которого ведется расследование («суррогатный подход»). Возможно использование данных, предоставленных национальной компанией-заявителем, по чьей инициативе было начато расследование. И в том, и в другом случае данные по себестоимости фактически будут искажаться в пользу заявителя и в ущерб интересам производителей страны с нерыночной экономикой, чей товар стал предметом разбирательства.

В отношении советских и российских товаров основными торговыми партнерами долгое время применялся именно нерыночный подход и только в 2002 году удалось добиться признания рыночного характера российской экономики в США, ЕС. В настоящее время большинство наших торговых партнеров не ставят под сомнение рыночность российской экономики. Однако остается еще ряд стран, пытающихся получить за это какие-либо уступки. Позиция Минэкономразвития России, и работа, проводимая в рамках этого подхода, заключается в том, что признание рыночности российской экономики должно являться односторонним шагом, так как устраняет лишь дискриминационный фактор во взаимных отношениях, а не является «предметом для размена».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...