Антидемпинговая практика Таможенного союза.
Важнейшим элементом регулирования внешней торговли Таможенного союза является применение инструментов защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, к которым относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, используемые в международной торговой практике для эффективной нейтрализации ущерба промышленности от демпингового, субсидируемого или возросшего импорта товаров из третьих стран. В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 802 (далее – Решение КТС) органом, ответственным за проведение новых расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза (далее – расследования) с даты подписания Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г. (далее – Протокол), определен Департамент по защитным мерам во внешней торговле Секретариата Комиссии Таможенного союза. Расследования по заявлениям, поступившим до 18 октября 2011 г поручено завершить Уполномоченным органам государств – членов Таможенного союза. Решением КТС также утверждены: 1. Положение об использовании и защите конфиденциальной информации в органе, проводящем расследования; Положение определяет порядок обращения с документами, содержащими конфиденциальную информацию и служебную информацию ограниченного распространения, и регулирует отношения, связанные с защитой такой информации, полученной и используемой органом, проводящим расследования, для целей рассмотрения заявлений о применении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, проведения расследований, а также выполнения иных процедурных действий, связанных с применением на ТТ ТС специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
2. Регламент принятия решений и подготовки проектов решений Комиссии Таможенного союза по вопросам специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Регламент определяет порядок принятия решений и совершения иных действий, связанных с началом и проведением расследований, предшествующих введению мер на ТТ ТС, а также порядок подготовки проектов решений КТС, принимаемых по результатам таких расследований. Таким образом, расследования на единой таможенной территории Таможенного союза по заявлениям, поступившим после 18 октября 2011 года, проводятсяДепартаментом по защитным мерам во внешней торговле Секретариата Комиссии Таможенного союза (далее - орган, проводящий расследования) в соответствии с положениями Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г. (далее – Соглашение). Заявления о проведении расследований представляются в орган, проводящий расследования от имени отрасли экономики государств – членов Таможенного союза в соответствии с положениями статьи 29 Соглашения. Вместе с тем ранее введенные и применяемые на территориях государств – членов Таможенного союза cпециальные защитные и антидемпинговые меры, пересмотрены в соответствии с положениями Соглашения о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода. Возможность применения в качестве мер нетарифного регулирования антидемпинговой пошлины предусмотрена в таможенном законодательстве ТС ЕврАзЭС и установлена ст. 2 Протокола о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств-участников Таможенного союза[2].
Введение специальной, компенсационной и антидемпинговой пошлин происходит через процедуру, отличающуюся от установления таможенных пошлин, при соблюдении определенных условий. Например, в ТС ЕврАзЭС специальная, компенсационная или антидемпинговая пошлины могут быть введены, только если импорт товаров наносит существенный (материальный, серьезный) ущерб или создает угрозу причинения существенного (материального, серьезного) ущерба отрасли национальной экономики и только после проведенного расследования (ст. 3 Протокола о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств-участников Таможенного союза[3]). Единого документа, аналогичного таможенному тарифу, содержащего все ставки специальных, компенсационных и антидемпинговых пошлин не существует. Отличием между таможенными пошлинами и иными видами пошлин является основная цель, которая достигается путем их установления. Менделеев Д. И., характеризуя таможенные тарифы зарубежных стран, отмечал, что «… большинство стран Европы соединяют в таможенных своих тарифах интересы фискальные с охранительными, и этой комбинации нельзя отказать в целесообразности»[4]. Проводя анализ структуры доходов бюджета Российской Федерации можно с уверенностью утверждать, что фискальные интересы доминируют над охранительными интересами, когда речь идет о таможенных пошлинах. При введении специальных, компенсационных и антидемпинговых пошлин охранительные интересы, как было указано выше, ставятся на первое место.
Компенсационные меры Компенсационные меры применяются в отношении субсидируемого импорта, т.е. импорта какого-либо товара, при производстве, транспортировке или экспорте которого в иностранном государстве использовались специфические субсидии Субсидии в ВТО подразделяются на 3 основных категории: § запрещенные (направленные на импортозамещение или напрямую связанные с результатами экспорта), которые должны быть устранены страной-членом ВТО к моменту присоединения (для развивающихся и наименее развитых стран есть более льготный переходный период) являющиеся специфическими;
§ специфические («наказуемые») субсидии, предоставляемые одному или группе предприятий, отрасли или группе отраслей, определенному региону. Именно эти субсидии являются предметом компенсационных расследований, т.к. создают преференциальный режим для предприятия/отрасли/региона; § субсидии, носящие «горизонтальный» характер, т.е. доступные без исключения всем предприятиям/отраслям/регионам на равных условиях. Такие меры не являются предметом компенсационных расследований, т.к. не предоставляют привилегий отдельным субъектам рынка. За исключением запрещенных субсидий, прочие виды субсидирования, как и демпинг, не являются запрещенной практикой. Но, учитывая степень их возможного «искажающего» воздействия на конкуренцию, могут стать предметом компенсационного расследования. В соответствии с международными правилами компенсационные меры применяются в случае импорта какого-либо товара, при производстве, транспортировке или экспорте которого в иностранном государстве использовались специфические субсидии, что причиняет материальный ущерб (или создает угрозу материального ущерба) отечественным производителям аналогичного товара или приводит к существенному замедлению создания отрасли отечественной экономики. Эти меры также устанавливаются на срок не более 5 лет, с возможность последующего продления по результатам пересмотра. При проведении компенсационных расследований рыночный статус определяет весь ход расследования. Поскольку при отсутствии рыночных механизмов ценообразования (например, когда все цены внутри страны и на экспорт устанавливаются государством) невозможно (а) выделить и рассчитать размер предоставляемой таким образом субсидии и (б) провести сопоставление стоимости субсидируемого товара с аналогичным товаром, чья цена установлена свободным рынком. Специальные защитные меры – чрезвычайные меры, направленные на временное ограничение импорта с целью защиты интересов отечественного производства.
Для применения таких мер необходимо в ходе расследования доказать, что импорт имел тенденцию резкого роста в таких количествах, что наносит серьезный ущерб национальному производству. Специальные защитные меры принимаются посредством специальной пошлины (взимаемой сверх импортной таможенной пошлины) или квоты, ограничивающий фактический объем импорта. При этом обязательным условием применения специальных защитных мер является применение мер в отношении всего импорта вне зависимости от страны происхождения. Специальные защитные мерыстоят несколько особняком в ряду мер защиты внутреннего рынка, так как в отличие от антидемпинговых или компенсационных мер не направлены на устранение несправедливой конкуренции, но призваны защитить национальную отрасль, терпящую убытки в связи с резко возросшим импортом аналогичного товара. В соответствии с международными нормами специальные защитные меры применяются в случае, когда импорт какого-либо товара резко увеличивается за последние годы и это причиняет серьезный ущерб (или создает угрозу серьезного ущерба) отечественным производителям этого товара. При этом увеличение импорта происходит из всех стран, осуществляющих поставки данного товара. В случае введения специальной защитной меры отечественным производителям, неожиданно столкнувшимся со значительными объемами конкурирующих иностранных товаров, государством дается некоторое время для адаптации к работе в условиях иностранной конкуренции. Специальные защитные меры могут вводиться сроком на 4 года (с максимальным продлением до 8 лет) и должны быть отменены, как только обстоятельства, лежащие в их основе, прекратят оказывать свое негативное влияние.
Правовую базу применения компенсационных и специальных защитных мер внутреннего рынка составляют следующие положения ВТО: ü Компенсационные меры: статья VI, XVI ГАТТ-47, ü Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам ü Специальные защитные меры: статья XIX ГАТТ, ü Соглашение ВТО о защитных мерах. Нормы, содержащиеся в этих соглашениях, как правило, инкорпорированы в национальное законодательство стран-членов ВТО. Эти нормы описывают базовые понятия, правила и процедурные аспекты проведения расследований, связанных с применением мер защиты внутреннего рынка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|