Вопрос 3. Распознавание симуляции
Методы распознавания симуляции могут быть сведены в основном к психологическому и клиническому, включающему экспериментально-психологическому обследованию. Психологический метод основан на том, что симуляция не является психической болезнью и потому ее распознавание должно быть построено на умею психологии нормального человека. Французские авторы писали о применении «лукавых вопросов», ставящих симулирующего в затруднительное положение. Ряд авторов указывали на то, что полезно в присутствии симулирующего, не обращаясь к нему, говорить об отсутствующих в картине его болезни признаках, характерных для изображаемой им формы заболевания, или расспрашивать его о тех симптомах, которых вовсе не бывает при психической болезни. Симулянты это могут учитывать и пополнят!, изображаемую картину отсутствующими признаками. Общеизвестна также проба на рассеянность (отвлечь симулянта, заставить ого незаметно выполнить то, от чего он отказывался). Л.И.Айхенвальд рекомендовал метод быстрых вопросов, следующих один за другим, приводящих симулянта в состояние растерянности. Все эти методы направлены на то, чтобы смутить симулянта, Вызвать растерянность, а иногда и добиться признания в симуляции. Но признание в симуляции не является доказательством симуляции, если оно не подтверждается объективными наблюдениями. Часто психически больные, считая себя здоровыми, объясняют странности своего поведения симуляцией. Депрессивные больные, склонные к идеям самообвинения, обвиняют себя в симуляции; внушаемые психически больные дополняют симптоматику по подсказке врача или легко признаются в симуляции, когда им говорят, что они симулируют.
Психологический метод изучения нарочитых ошибок, производимых симулянтами при различных видах исследований, помогает уяснить нелепость пли правдоподобность ошибок; их грубость, системность или случайность позволяют судить об истинном снижении личности или симуляции этого снижения. Заставляя симулянта действовать в непривычных и меняющихся условиях психологического эксперимента, можно по скорости его ориентировки, скорости и особенностям формирования систем ошибок, по реализации занятой позиции и др. судить не только о наличии симуляции, но и о ее характере (возникла ли симуляция у дефектной личности или у полноценного человека и пр.). При психологическом эксперименте рекомендуется начинать исследование на высоком уровне трудности, это мешает симулянту быстро ориентироваться и выработать систему ошибок. В процессе работы следует ускорить темп исследования, что неожиданно повышает качество ответов, так как симулянты не успевают продумать ошибку. Во время исследования необходимо вслух оценивать ответы обследуемых; положительная оценка обычно ухудшает последующие ответы. Следует фиксировать внимание симулянтов не на тех показателях, которые фактически учитываются. Обсуждение вместе с обследуемым допущенной им ошибки, его мотивировка и логика доказательств правильности его первого отпета также помогают распознаванию симуляции. В конце исследования можно провести разоблачительную беседу. Обследуемый может и не отказаться от симуляции, но изменить систему ошибок и свое поведение, что также послужит материалом для анализа симуляции. Изучение нарочитых ошибок при различных видах экспериментально-психологического исследования позволяет уяснить их случайный или системный характер и на том основании судить об истинном снижении личности или сознательной демонстрации этого снижения. Клинический метод наблюдения является наиболее плодотворным методом распознавания симуляции психических болезней. Он основывается на сопоставлении сообщаемых сведений о прошлом и поведения обследуемого с психопатологическим анализом анамнеза и психического состоянии.
При подозрении на симуляцию анамнеза во время порвой беседы с обследуемым следует подробно записать все анамнестические сведения в проверить, сравнить их при последующих беседах. Только очень опытный симулянт может повторно воспроизвести эти данные, не противореча самому себе, так как в анамнезе дастся описание динамики клинического развития болезни, что значительно труднее воспроизвести, чем описание отдельных симптомов и их статике. Такие лица часто не могут указать название лекарств, которые они принимали, фамилии врачей, которые их лечили, избегают называть больницу, где они якобы находились.. Во всех подобных случаях необходимо сопоставление сообщаемых испытуемыми и их родственниками анамнестических сведении с дополнительными объективными данными, подтверждающими эти субъективные сведении пли опровергающими их. Нередко указания на перенесенное в прошлом болезненное состояние не соответствует объективным данным. В случаях превентивного стационирования в психиатрические больницы изучение подлинников истории болезни позволяет выявить неубедительность, атипичность и однообразие бывшей симптоматики, кратковременность пребывания таких лиц в стационаре, поспешность диагностики и т. д. Большое значение следует придавать физическим симптомам, сопровождающим некоторые психические заболевания, так как эти симптомы не поддаются симуляции (например, симптом Аргянц—Робертсона при прогрессивном параличе, тяжелые сердечно-сосудистые изменения при атеросклерозе, изменения тургора кожи, цианоз, похудание, запоры при депрессивных состояниях). Большую роль играют также исследования (спинномозговая жидкость и др.). Н современном уровне знаний некоторое вспомогательное значение приобрели данные электроэнцефалографии, выявляющие патологическую биоэлектрическую активность мозга или ее отсутствие, что особенно отчетливо обнаруживается при динамическом наблюдении. При исследовании психического состоянии подозреваемого в симуляции особенно большое значение имеет изучение структуры отдельных синдромов с учетом присущей им относительной клинической специфичности в зависимости от нозологической принадлежности, сопоставление сочетания отдельных синдромов, стереотипа их развития и последовательности и течении заболевания.
Распознавание грубого и неумелого притворства не представляет больших трудностей. В подобных случаях обращает на себя внимание чрезвычайная назойливость в предъявлении болезненных симптомов, неумение развить их, большая напряженность симулянта и быстрая его истощаемость. Сопоставление изображаемого состояния с тем, которое было у обследуемого до ареста, помогает окончательно распознать симуляцию. Труднее распознать более продуманное и умело подготовленное притворство. В пользу симуляции может говорить своеобразная форма предъявления испытуемым психических нарушений: демонстративность, нарочитость, утрированность и искусственность жалоб, и изображения психопатологических симптомов с фиксацией на них внимания врача. Иногда, наоборот, отмечается чрезмерная старательность, заученность, отсутствие легкости, стереотипность и заштампованность спонтанных высказываний, однообразие форм поведения и реагирования, что обычно сочетается с заметной во время беседы напряженностью, подавляемой злобой и раздражением. При оценке психического состояния обследуемого для распознавания симуляции важное значение имеет нетипичность, полиморфность, лоскутность симптоматики или, наоборот, ее бедность, схематичность, однообразие, изолированность отдельных выпиленных симптомов, отсутствие целостной, «гармоничной» (С.С.Корсаков, 1893), единой картины какого-либо психического заболевания. Особое значение при этом имеет «внутренняя противоречивость» симптоматики, не укладывающейся в клиническую картину известных форм психических заболеваний; наличие несовместимых симптомов как в их статике (например, сочетание предъявляемого слабоумия с толковыми письмами, инструктирующими родственников, идей переоценки собственной личности на фоне ситуационно обусловленной подавленности), так и в динамике (например, появление двигательного компонента синдрома психического автоматизма раньше идеаторного и т.д.). Такое же нарушение целостной клинической картины создают «лишние» симптомы (например, образные яркие зрительные галлюцинации в сочетании с резонерскими рассуждениями и «голосами» или сочетание сложных интерпретации с элементами псевдодеменции и др.).
Важным дифференциально-диагностическим признаком при распознавании симуляции является несоответствие психического состояния обследуемого его анамнезу, не отражающему каких-либо психопатологических проявлений, а также отсутствие или нарушение закономерностей динамики развития и течения предъявляемых психических нарушений. Такое нарушение клинических закономерностей синдромогенеза и синдромокинеза часто проявляется в быстром темпе формирования сложных полиморфных психопатологических картин при отсутствии инициальных расстройств, а также за счет «заимствования» симптоматики у других обследуемых. В подобных случаях обычно отмечается несоответствие упорядоченного, дифференцированного поведения обследуемых массивному психопатологическому содержанию их высказываний. Таким образом, хотя симуляция и является сугубо индивидуальной и в каждом случае следует искать особых методов ее распознавания, все же существуют общие закономерности, характерные для различных видов симуляции, выявляющие отсутствие «логики развития болезни». Такими закономерностями являются; отсутствие целостной и единой клинической картины какой-либо формы психического заболевания; изолированность предъявляемых симптомов (симулируются лишь отдельные симптомы болезни, а не вся болезнь); несовместимость симптомов (сосуществование симптомов различных психических болезней, исключающих друг друга и отсутствие динамики болезни (изображение отдельных эпизодов психической болезни, а не ее развитие течения). Диссимуляция В судебно-психиатрической практике молено встретиться также с противоположной симуляции формой притворного поведения — диссимуляцией психического заболевания. Диссимуляция есть преднамеренное утаивание действительно существующих признаков психической болезни. Иногда больные с этой целью пытаются представить имеющиеся у них патологические симптомы искусственными, симулятивными. Диссимуляция чаще встречается в психиатрических больницах, чем в судебно-психиатрических учреждениях. Она возможна лишь при некоторых формах психических заболеваний. Естественно, что при таких заболеваниях, которые сопровождаются сумеречным состоянием сознания, состоянием психомоторного возбуждении или грубыми интеллектуальными нарушениями, диссимуляция невозможна. Чаще всего она встречается при параноидах. В этих случаях больные иногда очень умело скрывают свои бредовые идеи для того, чтобы выйти из психиатрической больницы и, пользуясь свободой, осуществить свои намерения, продиктованные бредовыми представлениями. Иногда к диссимуляции прибегают депрессивные больные, стремящиеся обмануть бдительность окружающих и принести в исполнение свои стремления к самоубийству. В некоторых случаях психически больные стараются скрыть спою болезнь и стремятся произвести впечатление здоровых, чтобы не лишиться гражданских нрав.
Судебно-психиатрическая оценка. Принимая во внимание всю серьезность последствий установления симуляции, судебно-психиатрическую экспертизу подозреваемых в симуляции лиц следует проводить путем стационарного обследования в специальных отделениях при психиатрических больницах или в специальном судебно-психиатрическом учреждении, где имеются все условия для внимательного и всестороннего наблюдения этого контингента обследуемых. Кроме того, в подобных учреждениях обеспечена достаточная изоляция, и исключена возможность побега лиц, подозреваемых в симуляции. Судебно-психиатрическая экспертиза здоровых лиц, обнаруживающих признаки симуляции, не представляет никаких затруднений: они вменяемы. При установлении судебно-психиатрической экспертизой факта симуляции следует направлять обследуемых обратно в исправительно-трудовые учреждения, не ожидая прекращения симуляции. Симулянты могут упорно продолжать симулировать в расчете на зачет срока пребывания в больнице на экспертизе, на побег. Продолжение судебного разбирательства лишает их обычно подобных установок и способствует прекращению симуляции. При составлении акта судебно-психиатрической экспертизы эксперт-психиатр должен избегать неточных формулировок и неясной терминологии («установочное», «нарочитое» поведение и др.), что дезориентирует суд. Если обследуемые вменяемы, следует четко указать на наличие симуляции или аггравации. Вывод по 3 вопросу. Основную трудность при судебно-психиатрической оценке симуляции представляет симуляция па патологической почве. Н этих случаях необходимо выяснить характер патологической почвы, на которой возникают указанные формы доведения, определить интенсивность и прогредиентность патологического процесса пли глубину дефекта. Иногда особенности самого притворства помогают определить свойства патологической почвы.
Тема № 14 «Судебно-психиатрическая экспертиза» Цель занятия: закрепить знания о судебно-психиатрической экспертизе в уголовном и гражданском процессах, применении принудительных мер медицинского характера.
План: 1. Невменяемость, ее критерии. 2. Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы. 3. Вопросы, разрешаемые судебным психиатром- экспертом
ЛИТЕРАТУРА Основная: 6. Георгадзе З.О. Судебная психиатрия. Учебное пособие для вузов. Юнити-ДАНА, Закон и право, 2003. 7. Колоколов Г.Р. Судебная психиатрия. Курс лекций: Учебное пособие для вузов –М.: Изд-во «Экзамен», 2006. 8. Шостакович Б.В. Основы судебной психиатрии: Учебное пособие для юристов.-М.: Изд.дом ГУВШЭ, 2005. Дополнительная: 9. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения.- М.: Изд-во Академии МВД РФ, 1992. 10.Волков В.Н., Датий А.В. Характеристика психических состояний подследственных и осужденных.- Кишинев, 1995. 11.Гражданская процессуальная дееспособность лиц с психическими расстройствами: Информационное письмо.- М., 1995. 12.Дмитриева Т.Б., Агаларадзе А.З., Шишков С.Н. Подготовка следователем материалов для судебно-психиатрической экспертизы.- М.: ГНЦС и СП им.В.П.Сербского, 1995. 13.Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988. Согласно российскому законодательству к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Подростки в возрасте 14— 16 лет привлекаются к ответственности лишь на определенные виды преступлений, предусмотренных ст. 10 УК РФ. Лица в возрасте 16—18 лет припускаются к ответственности но всем статьям УК, но в случае их осуждения отбывают установленный срок наказания в особых исправительно-трудовых колониях, где они получают соответствующее воспитание и обучение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|