Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.Сравнительный анализ категорий «пол» и «гендер».




1. Сравнительный анализ категорий «пол» и «гендер».

Традиционно понятие «пол»  использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках.

Биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Таким образом, термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.

Джон Мани считается первым, кто ввел понятия гендера, гендерной идентичности, гендерной роли для описания внутреннего состояния личности с точки зрения ощущения себя мужчиной или женщиной.

Таким образом, пол (биологический )– предпосылка становления гендера человека. Ни генетический, ни гормональный, ни внутренний и внешний морфологический пол не предопределяют однозначно гендер человека.

Гендер формируется под влиянием воспитания и широкого круга социальных условий.

 


2. Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии

Предмет: являются особенности психики, которые связаны с полом.

В структуре гендерной психологии выделяются следующие разделы:

o психология гендерных различий: природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различии на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, на возможности их самореализации;

o гендерная социализация, где изучаются асимметричные условия социализация для представителей мужского и женского пола, социализационного процесса гендерных установок, стереотипов, представлений;

o гендерные характеристики личности, гдеизучается идентичность мужчин и женщин, и ее составляющие: представления, стереотипы установки, связанные с половой дифференциацией и стратификацией;

o прикладные аспекты гендерной психологии, которыевключают в себя изучение практического приложения знаний по гендерной психологии в различных отраслях психологической науки.

Основные задачи гендерной психологии можно разделить на два аспекта:

  • к ее теоретическим аспектам относится разработка теорий и концепций, методов и методик, проведение широких исследований,
  • к прикладным – внедрение результатов и достижений в практику.

3. Сходства и отличия гендерной психологии от других отраслей психологии. Статус гендерной психологии.

Гендерная психология как отрасль психологической науки, переживающая период своего становления, тесно взаимодействует с традиционными псих. дисциплинами, эта связь осуществляется через опору на их понятийный аппарат и использование инструментария. Психология гендерных различий наиболее тесно связана с дифференциальной псих., гендерная социализация -с психологией развития, изучение гендерных характеристик личности базируется на псих. личности, а психология гендерных отношений-на соц. психологии. В отличие от психологии пола, дифференциальной психологии, в гендерной изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин. В фокусе ее внимания, прежде всего, те последствия личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации и стратификации. В психологии пола Ж и М роли декларативно признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию. В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин. Активно обсуждаются вопросы неравенства, дискриминации. Отличия гендерной проблематики в психологии от психологии пола характеризуются также и различными теоретико-методологическими основаниями. Так, теоретико-методологическим основанием психологии пола является биодетерминистская парадигма, а гендерные исследования в психологии базируются на социально-конструктивистской парадигме. Гендерные характеристики человека определяются биологическими, природными факторами. Согласно социально-конструктивистской парадигме гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемая основными институтами общества.


4. Разделы гендерной психологии и специфика предмета каждого раздела. Предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом. Конкретизация этого положения содержится в разных разделах этой области психологии. Можно выделить 6 больших разделов: 1) психология сравнения мужчин и женщин; 2) психология женщины; 3) психология мужчины; 4) гендерная социализация; 5) психология гендерных отношений; 6) гендерная психология лидерства. Психология сравнения мужчин и женщин. Мужчины и женщины, мальчики и девочки сравниваются по различным параметрам — от психофизиологических и нейропсихологических до социально-психологических особенностей психики. При этом не обязательно устанавливаются различия. Необходимо устанавливать и сходство. Цель этого сравнения-установить своеобразие полов, специфические особенности мужчин и женщин. Психология женщины изучает те особенности психики и поведения женщин, которые не стали предметом первого раздела. у психологии женщин существует и свой специфический предмет: те особенности психики, которых нет у мужчин, прежде всего - связанные с женской физиологией. Здесь изучается психическое состояние женщин во время менструального цикла, дефлорации, беременности, родов, климакса. Помимо этого, предметом психологии женщины становятся материнство (особенно в ситуации неполной семьи, когда нет феномена, с которым можно было бы провести сравнение, — отцовства), женская занятость и женские профессии (те, где нет мужчин или их так мало, что сравнение не может быть адекватным), женская безработица, женское девиантное поведение, наконец, специфически женские заболевания. Психология мужчины делает первые шаги. Здесь предметом являются те особенности психики, которых нет у женщин. В частности, изучается влияние мужских гормонов на способность мужчин решать пространственные задачи. Также существуют специфические мужские заболевания (например, связанные с половой сферой), которые влияют на психику мужчин и которых нет у женщин. Важно изучить психологические факторы мужской смертности. Можно исследовать мужские профессии, где нет ни одной женщины (или их чрезвычайно мало), а также мужские группы — деловые, профессиональные, клубы, компании, куда женщин не допускают. Гендерная социализация. Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы. Психология гендерных отношений. Предмет этой области достаточно широк, так как гендерные отношения — это не только взаимоотношения между полами, но и внутри каждого пола. Ниже будет показано, что люди иначе ведут себя в однополых и смешанных по полу группах. Интерес представляет и общение в интимных группировках — дружеских, сексуальных, супружеских. Наконец, активно изучаются девиантиые отношения между полами, в частности связанные с насилием.   Гендерная психология лидерства. Выделить ее в отдельный раздел позволяют следующие обстоятельства: во-первых, его проблематика выходит за рамки только гендерных отношений, охватывая и различия между мужчинами и женщинами — лидерами, и гендерную социализацию лидерства, и психологию женского менеджмента. Во-вторых, между мужчинами и женщинами часто возникают отношения доминирования-подчинения, лидера и последователя, и эти процессы требуют самостоятельного исследования

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...