В творчестве В. В. Маяковского очень большое место занимают произведения, посвященные Октябрьской революции.
Отношение поэта к революции можно проследить на примере таких его произведений, как поэтохроника «Революция», стихотворения «Ода революции», «Приказ по армии искусства», «Левый марш».
В «Революции», написанной в апреле 1917 года, Маяковский создает почти осязаемый образ свершившегося. Он описывает события, происходившие в Петрограде, с документальной точностью историка, заключенной в стихотворной форме повествования. Но в то же время документальность здесь сочетается с оригинальным восприятием событий, рождающих в воображении автора романтический образ:
И вот неведано, Из пенья толпы ль, из рвущейся меди ли труб гвардейцевнерукотворный, сияньем пробивая пыль, образ возрос. Горит. Рдеется.
Эти строки прекрасно иллюстрируют отношение поэта к революции. Он обожествляет ее, наделяет способностью «сияньем» пробивать «пыль».
Октябрьская революция была воспринята Есениным как стихийный «вихрь», сметающий прогнивший «старый мир», но события оказались чрезвычайно сложными и запутанными для его понимания. Социализм мыслился поэтом как «мужицкий рай», где «нет податей за пашни», где живут вольготно и весело, отдыхают «блаженно», «мудро» и «хороводно»:
Братья миряне. Вам моя песнь. Слышу в тумане яСветлую весть.
А потом странными кровавыми событиями обернулась революция. И поэт устрашился ее железной поступи:
Не жалейте же ушедших, Уходящих каждый час, —Там на ландышах расцветшихЛучше, чем в полях у нас.
Есенин пишет в разных поэтических жанрах, стремится создать стихи серьезного политического содержания, обращается к историко-революционной теме. Такова «Баллада о двадцати шести» — расстрелянных бакинских комиссарах.
В январе 1925 года закончена поэма «Анна Онегина». О революции и гражданской войне поэт рассказывает словами самого народа, со знанием крестьянской психологии, социальных проблем, классовых противоречий.
Блок воспринимал революцию как стихию, которая бушует, невзирая на людей; выжить в ней могут только сильные. Поэту свойственен вселенский масштаб видения: беззащитная фигура человека, потерявшегося в вихре вьюги:
Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем Божьем свете!
Контрастные цвета символизируют старый и новый миры, трагическую смену эпох, исчезновение в метели всего старого мира вместе с его жителями: старушкой, поэтом-декадентом, буржуем, священником, девицами из публичного дома. Их голоса доносятся как будто из «метели». В поэме холодный ветер, вьюга, метель выметают весь сор старого, очищая мир для нового, неизвестного. Образ двенадцати красногвардейцев появляется во второй главе. Они шагают в метели, и само их движение вперед означает грядущие перемены. Символические образы перекрестка, буржуя на перекрестке, «паршивого пса» означают Россию на распутье, растерявшегося человека, пытающегося спрятаться от пугающих перемен. Поэт пытается разобраться, что несет с собой революция: обновление или мрак и жестокость.
ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПРОЗЕ
Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть братоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы.
М. А. Булгаков
М. А. Шолохов
Б. Пастернак
Роман «Белая гвардия»
Сборник «Донских рассказов»
Роман «Доктор Живаго»
В романе «Белая гвардия» окружающему хаосу, непостоянству, разорению противопоставляется упорное стремление сохранить свой Дом с «кремовыми шторами», с изразцовой печкой, теплом семейного очага. Внешние приметы прошлого не имеют материальной ценности,
это символы прежней устойчивой и нерушимой жизни.
Семья Турбиных — военных и интеллигентов — до конца готова защищать свой Дом; в широком плане — Город, Россию, Родину. Это люди чести и долга, настоящие патриоты. Булгаков показывает события 1918 г., когда Киев переходил из рук в руки, как события апокалиптические, трагические. Библейское пророчество «и сделалась кровь» вспоминается, когда возникают картины диких зверств петлюровцев, сцены расправы «пана куренного» со своей беззащитной жертвой. В этом стоящем на краю пропасти мире единственное, что может удержать от падения, — любовь к Дому, России. Булгаков изобразил своих героев-белогвардейцев с гуманистической позиции. Он сочувствует и сострадает честным и чистым людям, ввергнутым в хаос гражданской войны. С болью он показывает, что гибнут самые достойные, цвет нации. И это в контексте всего романа расценивается
как гибель всей России, прошлого, истории.
Рассказ “Родинка” - первый опубликованный рассказ. В нем чувствуется понимание начинающего писателя глубины драматического раскола внутри донцов.
Главные действующие лица – отец и сын Кошевые, которых революция поставила по разные стороны баррикады. Николка почти не помнил своего отца-казака, рос сиротой, хотя его память и удерживает из детства важную деталь – как отец приучал его к казачьей службе, сажал на коня и учил ездить верхом. А отец – главарь банды. Трагическим поединком заканчивается рассказ. в этом рассказе для автора важны не столько идеологические убеждения героев, сколько вечный общечеловеческий смысл трагедии.
Философски осмыслил суть событий в России начала века спустя годы Б. Пастернак в романе " Доктор Живаго". Герой романа оказался заложником истории, которая безжалостно вмешивается в его жизнь и разрушает ее. В судьбе Живаго - судьба русской интеллигенции в XX веке.