Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотив сна в литературе. А. С. Пушкин. Функции сна




МОТИВ СНА в ЛИТЕРАТУРЕ

Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.

Древнерусская литература А. С. Грибоедов

А. С. Пушкин

И. А. Гончаров
«Слово о полку Игореве» Комедия «Горе от ума» Повесть «Метель» Роман «Капитанская дочка» Роман в стихах “Евгений Онегин” Роман «Обломов
Сон Святослава, который он видел в Киеве на Горах, самая мистическая часть поэмы, густонасыщенная символическими тропами. Сны – по целой веренице знаков и символов – почитались надёжным средством узнавания тайн. Ведь в пору сна - так было принято считать – душа, покидая тело, блуждала в ином мире, недоступном разуму. Святослав с глубокой серьёзностью рассказывает боярам, что он видел во сне. Синее вино, жемчуг – предвестники несчастья. Златоверхий терем без конька, т. е. без верхнего бревна – это примета, сулившая смерть. Крик воронов – это также предвестник несчастья. Софья рассказывает свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но выдуманный. Она, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением Фамусова, оправдывается: «Сказать вам сон: поймете вы тогда... » В её сне — реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон — луг, цветы, да и сам герой — из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же «сон» оказался вещим.   Для Пушкина сон — прежде всего художественный прием, позволяющий глубже раскрыть психологию героя, показать самые тайные моменты жизни личности как бы изнутри, выявить те стремления, опасения или предположения, которые самому действующему лицу еще не ясны, до конца не осознаны, но уже зародились. Такова, нам кажется, сущность снов Марьи Гавриловны («Метель»), Петра Гринева («Капитанская дочка»)   Особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Сон Петра Гринева (глава «Вожатый») - вещий, пророческий, отражающий весь трагизм дальнейших событий. «Мужик с черной бородой» размахивающий топором, - предвестник кровавых расправ Пугачева, и тот же мужик, ласково зовущий под свое благословение, -   добрый знак для самого Гринева Роман словно “объят снами”, настолько интенсивно живет в нем этот мотив. Сон пушкинской героини — не отражение ее мира, а нечто, состоящее из тех же элементов, но наиболее сильно выраженных и составленных в другом порядке. “Чудный сон” Татьяны близок к сну-грезе, видению: это сон святочный, вещий. Сюжетообразующие мотивы русской сказки (поток — препятствие, медведь, лес, избушка, шайка домовых, мотив “старшего, большого брата” — хозяина шайки, накрытый стол) появляются во сне Татьяны с той же очередностью и общим эмоциональным и стилистическим колоритом соответствуют русской сказке. В 8-й главе Онегину подарен сон -“видение”, переходящий в сон-предсказание: И постепенно в усыпленье И чувств и дум впадает он, А перед ним Воображенье Свой пестрый мечет фараон. То видит он: на талом снеге, Как будто спящий на ночлеге, Недвижим юноша лежит, И слышит голос: что ж? убит. То видит он врагов забвенных, Клеветников и трусов злых, И рой изменниц молодых, И круг товарищей презренных, То сельский дом — и у окна Сидит она... и все она!.. Роман Гончарова – это и в целом (а не только по IX главе) роман-сон, постоянное возвращение героя в однажды приснившуюся Обломовку; именно она, как воплощение покоя, дает жизненные силы Илье Ильичу. Пространство сна – это духовное пространство Обломова. И в последний раз мы его видим «так же кротко покоящимся на одре смерти, как на ложе сна» Сам писатель так отзывался о романе: «Воплощение сна, застоя, недвижной, мертвой жизни – переползание изо дня в день – в одном лице и в его обстановке было всеми найдено – и я счастлив. Я закончил свою вторую картину русской жизни, Сна, нигде не пробудив самого героя Обломова»

ФУНКЦИИ СНА

Сон Функции сна Произведение
Сон - рамка литературного произведения Развития основного сюжета приключений В «Тысяче и одной ночи»,  сон купца Абу-Гассана
Сон — форма основного сюжета Содержание сна одного из действующих лиц Рассказ Владимира Короленко «Сон Макара»
Сон — форма эпизодического сюжета Значительный эпизод в развитии главного действия. И. А. Гончаров сон Обломова
Сон — неожиданное разъяснение фантастического сюжета Ввести совершенно фантастический элемент, но объяснение читателю дает только после окончания сна, усложняя этот прием троекратным его повторением. Н. В. Гоголь «Портрет»
Сон — завязка и разрешение сложной коллизии Завязка действия немыслима без этого литературного приема Шекспир «Макбет» (сон Дункана и слуг)
Сон — изобразительный эффект Подчеркнуть известные душевные качества своего героя, чаще героини. М. Ю. Лермонтов ( изображение спящей Тамары в «Демоне»)
Сон — вещее предвосхищение героем судьбы, т. -е. развязки литературного произведения Развитие сюжета предопределяется содержанием сновидения, и развязка романа заранее задана сон Анны Карениной у Льва Толстого.
Сон — изложение мировоззрения Образное изложение  системы глубочайшего философского пессимизма сон Ипполита («Идиот» Ф. М. Достоевского)
Сон — этическая оценка Нравственная оценка поступков действующих лиц, Свидригайлов («Преступление и наказание») Ф. М. Достоевский
Сон — настроение Создания особого настроения, эмоционального тона художественного произведения «Песнь торжествующей любви» И. С. Тургенева
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...