Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ Петербурга в лирике. О. Мандельштам




ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА в ЛИРИКЕ

Тема Петербурга всегда волновала писателей. Достаточно вспомнить " ледяные просторы" и " ледяные глыбы домов" " Петербурга" А. Белого, метель на " желтизной правительственных зданий" О. Мандельштама, отуманенные Петербургом рифмы Блока и ветер, переходящий в снежную бурю в его " Двенадцати", " морозный туман" и белеющий Исакий, " оснеженная глыба" Петра В. Брюсова, " влажный визг ветреных раздолий" и " белоперистость вешних пург" З. Гиппиус, " ледяные пространства в зеленоватом тумане" А. Ахматовой. Причем вполне реальная климатическая деталь становится символическим образом, в котором холод атмосферы сливается с холодом и мраком инфернального пространства, погружая петербургского жителя в ощущение предсмертной безысходности. Этот город неоднозначен, противоположные оценки его сосуществуют. " Петербург любили и ненавидели, но равнодушными не оставались", - нельзя не согласиться с этими словами критика серебряного века Анциферова.

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад – Онегина глава,

И по Разъезжей бродит Достоевский.

С. Я. Маршак

А. С. Пушкин Н. А. Некрасов З. Гиппиус В. Брюсов А. Ахматова

О. Мандельштам

Поэма «Медный всадник» стихотворения Стихотворение " Петроград" стихотворение " К Медному всаднику" «Стихи о Петербурге»

Стихотворение «Я вернулся в мой город…»

Тема Петербурга как особая эстетическая и социальная тема была впервые выдвинута в русской литературе Пушкиным. В " Домике в Коломне", " Пиковой даме", " Медном всаднике" (вступление к этой поэме было опубликовано в конце 1834 года) ощущение неповторимой красоты Петербурга было тесно связано с анализом исторических и социальных противоречий России.

Петербург для поэта — воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России, талантливости её народа

А. С. Пушкин является таким же творцом образа Петербурга, как и Петр I – его строителем. Пушкин был последним певцом светлой стороны Петербурга.

Близок к Гоголю и Петербург некрасовский. Перед читателем разворачиваются картины страданий «униженных и оскорблённых» на фоне чванливых и помпезных «парадных подъездов. В стихотворении « Вчерашний день, часу в шестом... » лирический герой, который «вышел на Сенную», становится свидетелем жестокого публичного наказания — избиения «крестьянки молодой» кнутом. В основу же сюжета стихотворения « Размышления у парадного подъезда » положены воспоминания самого Некрасова о разыгравшейся у «парадного подъезда» сцене: к «заветным дверям» подходят просители, которые прибыли издалека:

Знать, брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний

С образом «владельца роскошных палат» связан мотив глухоты и сна «сильных и сытых мира сего». Автор резко ироничен по отношению к «мнительным, тучным обжорам», чуждым страданиям и бедам народа, «деревенских русских людей». Важно заметить, что Некрасов, вводя тему «маленького человека», делает акцент не на социальной, а на нравственной стороне проблемы («деревенские русские люди»)

З. Гиппиус писала в 1914 году в стихотворении " Петроград", презрительно взяв его в кавычки:

Кто посягнул на детище Петрово?

Кто совершенное деянье рук

Смел оскорбить, отняв хотя бы слово,

Смел изменить хотя б единый звук?

Чему бездарное в вас сердце радо?

Славянщине убогой? Иль тому,

Что к " Петрограду" рифм гулящих стадо

Крикливо льнет, как будто к своему?

В стихотворении " К Медному всаднику" (1906) В. Брюсов вторил Ф. М. Достоевскому:

Но северный город - как призрак туманный,

Мы, люди, проходим, как тени во сне.

Даже холод, пронизывающий описание " видения на Неве" станет абсолютным выражением не только климатической, но и духовно-нравственной сущности происходящих в городе событий.

Интересно сопоставить образ Петербурга в поэзии Ахматовой и Мандельштама. Они живут в одно и то же время, бродят по одним и тем же улицам, принадлежат к одному и тому же литературному течению – акмеизму, но всё же Петербург в их творчестве – разный.

Классицизм архитектуры Петербурга привлекателен для Мандельштама правильностью линий, возвышенностью, гармонией и одухотворённостью его зданий. В то же время в образе Петербурга присутствует и мотив имперский. У Мандельштама Петербург – чёрно-жёлтый (цвета императорского штандарта). В более позднем творчестве город Петра превращается в Петрополь – тонущий, погибающий. В стихах 1921-1925 годов Петербург поворачивается уже не имперским, а бытовым ликом (" шоколадные, кирпичные, / Невысокие дома" ). В поздних стихах Мандельштама Петербург-Петрополь превращается в Ленинград и появляется мотив бездомности, незащищённости, обречённости.

Петербург в стихах Ахматовой – город любви. Она не посвящает стихов отдельным зданиям, как Мандельштам. Ахматова пишет не о городе и его архитектурном облике, а о себе и о любви. Петербург в поэзии Ахматовой – фон, декорация, он помогает лирической героине, переживающей боль и страдание, выйти к просветлению, катарсису. Слово " Ленинград" заменит имя Петербурга в " Реквиеме" – как звук и знак, враждебный лирической героине. И лишь в стихах военных лет обретёт другое звучание, овеянное мученичеством и героизмом.

Повторим, что Петербург Ахматовой и Мандельштама очень разный. Но при всём различии есть в отношении двух поэтов к городу и нечто общее. Петербург воспринимается ими как сердце российской культуры и как символ близкого обоим уходящего века, как нечто облагораживающее стихийное состояние человека.

Вновь Исакий в облаченьи

Из литого серебра...

Стынет в грозном нетерпеньи

Конь Великого Петра.

Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей, Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток. Петербург! я еще не хочу умирать! У тебя телефонов моих номера. Петербург! У меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса.
             
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...