Поэт в своём стихотворении беседует с небесным светилом о том, что его волнует:
Весна опять стучит капелью, Светло и радостно вокруг. Расшторю окна и открою двери, Пусть исчезает зимний дух! Пускай ко мне ворвется солнца масса! И Маяковским пусть заговорит, Мне солнце скажет: «Здравствуй! »- басом, И дом теплом и светом озарит!
Стихотворение пронизано жизнерадостным настроением, автор рисует чудесный зимний пейзаж: ярко светит солнце на чистом голубом небе, снег сверкает и переливается, всё вокруг сияет и играет, озарённое живительными и ласковыми солнечными лучами
Солнце возникает в произведении «Снегурочка» в образе Ярило – солнца. Ярило – главный враг Снегурочки, желающий растопить в ней губительный для нее огонь любви. Грозное божество, могущественная сила, управляющая даже таким сильным чувством, как любовь, - вот образ солнца в пьесе Островского.
В стихотворении предстаёт совсем иной пейзаж – летний. Поэт изображает картину постепенного пробуждения природы после ночного сна. Солнце ещё не взошло, но скорое появление его чувствуется в зрительных, звуковых образах, образах-запахах и образах-ощущениях:
В стихотворении золотые лучи очищают души людей от зла. Не случайно образ солнца связан в стихотворении с образом огненной розы – цветком солнца, символом изящества и совершенства.
Стихотворение «Солнце» было посвящено Бальмонту, автору «Будем как Солнце»:
Солнцем сердце зажжено. Солнце - к вечному стремительность. Солнце - вечное окноВ золотую ослепительность.
Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него – символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал:
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас, Я буду петь... Я буду петь о Солнце…
В стихотворении мы слышим желание автора остановить неумолимый бег времени, которое забирает силы и молодость, хотя и дает взамен бесценные воспоминания.
Лирический герой
надеется, что судьба подарит ему удивительные мгновения счастья.
ТЕМА СУДЬБЫ
Тема судьбы как жизненного пути личности так или иначе звучит в произведениях подавляющего большинства писателей. С одной стороны, согласно христианскому пониманию Бог наделяет человека судьбой, практически она предопределена, и люди мало что могут изменить. С другой – стороны, от того, как человек поступит, от его мыслей зависит то, что с ним будет в будущем.
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
Н. С. Лесков
Б. Пастернак
Повесть «Метель»
Повесть «Пиковая дама»
«Песнь о вещем Олеге»
Роман «Герой нашего времени»
Повесть «Зачарованный странник»
Роман «Доктор Живаго»
В повести большое внимание уделено теме судьбы человека. Судьба человека, по мнению Пушкина, зависит от Божественного провидения. Сам человек не может знать своего будущего. Его задача понять, что ему предписано свыше, и не противопоставлять себя провидению, а следовать ему. Этому учат судьбы главных героев повести. И Марья Гавриловна, и Владимир Николаевич, и Бурмин убеждены в тщетности построить судьбу по своему желанию. Драматические события, которые как бы случайно с ними происходят, заставляют их пересмотреть отношение к жизни. То, что прежде казалось случайным, воспринимается как закономерность.
Тема судьбы прослеживается в повести следующим образом:
во-первых, стечением случайных обстоятельств в жизни героев;
во-вторых, судьба представлена как некая стихия, природная или историческая. В романе роль природной судьбы выполняет метель;
в-третьих, немаловажную роль играет вещий сон - предсказатель судьбы.
«Пиковая дама» - это целая пушкинская «философия в красках слова», философия Случая и Судьбы, а иначе - философия самой жизни. Именно эта оппозиция «судьба» - «случай» дают нам возможность понять смысл повести. С одной стороны, жизнь Германна зависит от Суда Божьего, то есть развивается по законам именно русской судьбы, но с другой стороны, его внутреннее восприятие собственной жизни не соответствует этим законам. Для него жизнь есть борьба и завоевание, а судьба – цепь роковых случайностей.
Понятие «судьба» занимает центральное место в этом стихотворении. Жизнь человека – это не только область разума, она наполнена чувствами:
Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребийна светлом челе.
Идея роковой предопределенности пронизывает все стихотворение и показывает, что никакие предосторожности не могут отвести знамение судьбы.
Мотив судьбы, предстающей в различных ипостасях — испытания, рока, жизненного пути — является одной из значимых тем в творчестве М. Ю. Лермонтова.
В главе «Фаталист» герои Лермонтова приходят к выводу, что предопределение существует: пистолет был заряжен, и все же поручик Вулич остался жив. В то же время «странный отпечаток неизбежной судьбы», который почудился Печорину в выражении лица Вулича, и в самом деле оказывается предвестником трагического и нелепого конца офицера от руки пьяного казака.
«Делай, что должно, будет, что суждено» — такова позиция древних героев. В романе Лермонтова ситуация принципиально иная: герои вступают в своего рода игру с неизвестностью, но не потому, что это необходимо, а ради острых ощущений. И все же мотив рока, тяготеющего над человеком, властно звучит в «Фаталисте»: «…Видно, уж так у него на роду было написано! »
Судьба главного героя Ивана Северьяныча Флягина необычна. Он является символом бессмертия и могучей силы русского народа, которому и «смерть на роду не написана». О себе он рассказывает: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». - Само появление Флягина на свет было Божьим чудом. Его вымолили родители, пообещав отдать монастырю. Герой знает и помнит об этом, во всем видит промысел Божий и в конце жизни оказывается в монастыре.
В романе постоянно присутствует ощущение некой предопределенности. Незадолго до своего отъезда из Москвы Лара увидела как «по двору хромающими прыжками передвигалась стреноженная лошадь. Она была неизвестно чья и забрела во двор, наверное, по ошибке». И далее «Лара навострила уши». Она подобна этой лошади, сломленная, заблудившаяся. Юрий в определенный момент видит «корову, купленную в дальней деревне. Ее вели весь день, она устала, тосковала по оставленному саду и не брала корма из рук новой хозяйки... корова то сердито мотала головой из стороны в сторону, то, вытянув шею, мычала надрывно и жалобно…». Живаго подобен этой корове, ему уготована участь человека, ставшего игрушкой в руках судьбы. Подобные знаки, которые указывают персонажам буквальное направление их действий, ход жизни, читатель наблюдает на всем протяжении романа.