Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ солнца. Тема судьбы. А. С. Пушкин




ОБРАЗ СОЛНЦА

В. В. Маяковский А. С. Пушкин А. Н. Островского И. А. Бунин А. Белый К. Бальмонт
 Стихотворение «Разговор с солнцем»: Стихотворение «Зимнее утро» Пьеса «Снегурочка» Стихотворение «Родина»??? Стихотворение «Солнце» Стихотворение «Будем как Солнце»
Поэт в своём стихотворении беседует с небесным светилом о том, что его волнует: Весна опять стучит капелью, Светло и радостно вокруг. Расшторю окна и открою двери, Пусть исчезает зимний дух! Пускай ко мне ворвется солнца масса! И Маяковским пусть заговорит, Мне солнце скажет: «Здравствуй! »- басом, И дом теплом и светом озарит! Стихотворение пронизано жизнерадостным настроением, автор рисует чудесный зимний пейзаж: ярко светит солнце на чистом голубом небе, снег сверкает и переливается, всё вокруг сияет и играет, озарённое живительными и ласковыми солнечными лучами Солнце возникает в произведении «Снегурочка» в образе Ярило – солнца. Ярило – главный враг Снегурочки, желающий растопить в ней губительный для нее огонь любви. Грозное божество, могущественная сила, управляющая даже таким сильным чувством, как любовь, - вот образ солнца в пьесе Островского.   В стихотворении предстаёт совсем иной пейзаж – летний. Поэт изображает картину постепенного пробуждения природы после ночного сна. Солнце ещё не взошло, но скорое появление его чувствуется в зрительных, звуковых образах, образах-запахах и образах-ощущениях:   В стихотворении золотые лучи очищают души людей от зла. Не случайно образ солнца связан в стихотворении с образом огненной розы – цветком солнца, символом изящества и совершенства. Стихотворение «Солнце» было посвящено Бальмонту, автору «Будем как Солнце»: Солнцем сердце зажжено. Солнце - к вечному стремительность. Солнце - вечное окно В золотую ослепительность. Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него – символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал: Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас, Я буду петь... Я буду петь о Солнце… В стихотворении мы слышим желание автора остановить неумолимый бег времени, которое забирает силы и молодость, хотя и дает взамен бесценные воспоминания. Лирический герой надеется, что судьба подарит ему удивительные мгновения счастья.

ТЕМА СУДЬБЫ

Тема судьбы как жизненного пути личности так или иначе звучит в произведениях подавляющего большинства писателей. С одной стороны, согласно христианскому пониманию Бог наделяет человека судьбой, практически она предопределена, и люди мало что могут изменить. С другой – стороны, от того, как человек поступит, от его мыслей зависит то, что с ним будет в будущем.

А. С. Пушкин

М. Ю. Лермонтов Н. С. Лесков Б. Пастернак
Повесть «Метель» Повесть «Пиковая дама» «Песнь о вещем Олеге» Роман «Герой нашего времени» Повесть «Зачарованный странник» Роман «Доктор Живаго»
В повести большое внимание уделено теме судьбы человека. Судьба человека, по мнению Пушкина, зависит от Божественного провидения. Сам человек не может знать своего будущего. Его задача понять, что ему предписано свыше, и не противопоставлять себя провидению, а следовать ему. Этому учат судьбы главных героев повести. И Марья Гавриловна, и Владимир Николаевич, и Бурмин убеждены в тщетности построить судьбу по своему желанию. Драматические события, которые как бы случайно с ними происходят, заставляют их пересмотреть отношение к жизни. То, что прежде казалось случайным, воспринимается как закономерность. Тема судьбы прослеживается в повести следующим образом: во-первых, стечением случайных обстоятельств в жизни героев; во-вторых, судьба представлена как некая стихия, природная или историческая. В романе роль природной судьбы выполняет метель; в-третьих, немаловажную роль играет вещий сон - предсказатель судьбы. «Пиковая дама» - это целая пушкинская «философия в красках слова», философия Случая и Судьбы, а иначе - философия самой жизни. Именно эта оппозиция «судьба» - «случай» дают нам возможность понять смысл повести. С одной стороны, жизнь Германна зависит от Суда Божьего, то есть развивается по законам именно русской судьбы, но с другой стороны, его внутреннее восприятие собственной жизни не соответствует этим законам. Для него жизнь есть борьба и завоевание, а судьба – цепь роковых случайностей. Понятие «судьба» занимает центральное место в этом стихотворении. Жизнь человека – это не только область разума, она наполнена чувствами: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребийна светлом челе. Идея роковой предопределенности пронизывает все стихотворение и показывает, что никакие предосторожности не могут отвести знамение судьбы. Мотив судьбы, предстающей в различных ипостасях — испытания, рока, жизненного пути — является одной из значимых тем в творчестве М. Ю. Лермонтова. В главе «Фаталист» герои Лермонтова приходят к выводу, что предопределение существует: пистолет был заряжен, и все же поручик Вулич остался жив. В то же время «странный отпечаток неизбежной судьбы», который почудился Печорину в выражении лица Вулича, и в самом деле оказывается предвестником трагического и нелепого конца офицера от руки пьяного казака. «Делай, что должно, будет, что суждено» — такова позиция древних героев. В романе Лермонтова ситуация принципиально иная: герои вступают в своего рода игру с неизвестностью, но не потому, что это необходимо, а ради острых ощущений. И все же мотив рока, тяготеющего над человеком, властно звучит в «Фаталисте»: «…Видно, уж так у него на роду было написано! » Судьба главного героя Ивана Северьяныча Флягина необычна. Он является символом бессмертия и могучей силы русского народа, которому и «смерть на роду не написана». О себе он рассказывает: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». - Само появление Флягина на свет было Божьим чудом. Его вымолили родители, пообещав отдать монастырю. Герой знает и помнит об этом, во всем видит промысел Божий и в конце жизни оказывается в монастыре. В романе постоянно присутствует ощущение некой предопределенности. Незадолго до своего отъезда из Москвы Лара увидела как «по двору хромающими прыжками передвигалась стреноженная лошадь. Она была неизвестно чья и забрела во двор, наверное, по ошибке». И далее «Лара навострила уши». Она подобна этой лошади, сломленная, заблудившаяся. Юрий в определенный момент видит «корову, купленную в дальней деревне. Ее вели весь день, она устала, тосковала по оставленному саду и не брала корма из рук новой хозяйки... корова то сердито мотала головой из стороны в сторону, то, вытянув шею, мычала надрывно и жалобно…». Живаго подобен этой корове, ему уготована участь человека, ставшего игрушкой в руках судьбы. Подобные знаки, которые указывают персонажам буквальное направление их действий, ход жизни, читатель наблюдает на всем протяжении романа.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...