Тема 1. Понятие о документе. Признаки документа. Функции документа. Классификация документа. Общие требования к оформлению документов
Понятие «документ». Определение документа в государственном стандарте. Классификация документов по различным признакам. Понятие «функция документа». Полифункциональность документа и состав функций (информационная, социальная, коммуникативная, культурная, правовая, управленческая). Свойства документа. Юридическая сила документа. Юридически значимые реквизиты. Унификация и стандартизация документов. Реквизиты, регламентируемые ГОСТ Р 6.30-97 изменениями №1 к нему. Требования к изготовлению документов.
Методические указания При изучении данной темы, прежде всего, необходимо уяснить понятие термина «документ», «юридический документ», «функция документа». Юридические документы - это документы, содержащие правовую информацию, и предназначены для регулирования общественных отношений. Знать функции юридических документов (информационная, коммуникативная, социальная, политическая, воспитательная, правоохранительная). Классификация юридических документов (нормативные интерпретационные акты, документы, фиксирующие юридические факты, документы, фиксирующие юридические факты).
Вопросы по теме для практического занятия 1. Что включает в себя понятие «документ» и «информация»? 2. Каким нормативным документом регламентируются основные термины в области делопроизводства? 3. Что обусловливает юридическую силу официального документа? 4. Что понимается под полифункциональностью документа? 5. Назовите основные блоки (группы) функций документа. 6. Как меняется действие функций во времени? 7. Назовите основные свойства документа. 8. Объясните понятие «юридическая сила документа».
9. Языковая характеристика официально-делового стиля. 10. Характеристика законодательного (юридического) подстиля. 11. Языковые особенности юридических документов.
Задание на дом. 1.Найдите в юридических документах (контрактах, постановлениях) стандартные фразы, характерные ОДС (официально-деловому стилю). 2. Найдите в текстах-образцах глаголы (см. рабочую тетрадь или самостоятельно в любом юр. документе), обозначающие речевое действие. 3. В рабочей тетради выполнить задание № 1,2,3,5
Рекомендуемая литература Басаков, М.И. Документационное обеспечение управления (с основами архивоведения) (для СПО и НПО). [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: КноРус, 2013. — 216 с. Дускаева Л. Р., О. В. Протопопова. Стилистика официально-деловой речи. Текст учеб. пособие для высш. проф. Образования. 2-е изд., испр. -М.: Академия, 2012 -263с. Грозова, О.С. Делопроизводство: учебное пособие. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. — 124 с. Доброва, О.В. Документирование управленческой деятельности. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Пенза: ПензГТУ, 2014. — 52 с. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. -М.: Норма, 2015-448с. Ивакина Н.Н. Юристу о нормах правописания. Практическое пособие. - М.: Норма, 2013.-288с. Кузнецов, И.Н. Делопроизводство. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: Дашков и К, 2014. — 460 с
Тема 2. Стандартизация и процесс документирования.
Унификация – один из методов стандартизации. Понятие термина «унификация» (например, форм или видов документов, их показателей и реквизитов). Стандарт как нормативно-технический документ. Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации.
Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. ГОСТ Р 1.0-2004", утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 No 152-ст. Система документации. Унифицированная система документации (УСД). Система электронных документов, главное назначение. Нормативные документы, регламентирующие состав и применение унифицированной системы организационно-распорядительной документации.
Методические указания При подготовке к практическому занятию по данной теме необходимо уяснить терминологию «унификация, стандартизация», понять их цель. Изучить положения ГОСТ Р 51141-98, ГОСТ Р 6.30-2003 и требованиями, изложенные в них.
Вопросы по теме для практического занятия
7. Грамматические особенности юридических документов. Понятие полисемии. 8.Типичные ошибки, связанные с употреблением многозначных слов и фразеологизмов. Виды (типы) полисемии.
Рекомендуемая литература
Конституция Российской Федерации // Российская газета. -25.12.1993. -No 237. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральный закон от 27 июля 2006 года No 149-ФЗ. ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». ГОСТ Р ИСО15489-1-2007", утв. Приказом Ростехрегулирования от 12.03.2007 No 28-ст. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования». Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 No 299.
Пономарева Н.Г. Справочник кадровика: руководство по оформлению типовых документов. Практическое пособие. – М: Омега-Л, 2007. 2007. –230с. Басаков, М.И. Документационное обеспечение управления (с основами архивоведения) (для СПО и НПО). [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: КноРус, 2013. — 216 с. Грозова, О.С. Делопроизводство: учебное пособие. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. — 124 с. Доброва, О.В. Документирование управленческой деятельности. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Пенза: ПензГТУ, 2014. — 52 с. Кузнецов, И.Н. Делопроизводство. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: Дашков и К, 2014. — 460 с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|