Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подведомственность индивидуальных трудовых споров

       Подведомственность трудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры,— это тесно связанные понятия, но не идентичные и неравнозначные.

       Компетенция органа — это правовая сфера деятельности, оп­ределяемая различными его функциями в области трудовых спо­ров (правомочие по принятию спора к рассмотрению, правомо­чие рассматривать споры с соблюдением определенного процес­суального порядка и выносить решение по спорам и т. д.).

       Подведомственность споров затрагивает лишь правомочие при­нять к рассмотрению именно подведомственный данному органу спор. Она определяется законом. Но закон не установил, к сожа­лению, научно обоснованные критерии подведомственности трудо­вых споров определенному органу. Подведомственность — это оп­ределение трудового спора по свойствам и содержанию, в каком первоначально органе должен решаться спор. Поэтому определяя подведомственность каждого конкретного трудового спора, надо выяснить, какого вида спор, индивидуальный или коллективный. Если спор индивидуальный, то надо установить его характер (о применении трудового законодательства или об установлении но­вых условий труда) и правоотношение, из которого он вытекает. Все споры из правоотношений, непосредственно связанных с тру­довым правоотношением, КТС не подведомственны. Если не вы­яснить указанные свойства конкретного трудового спора, то можно неправильно определить его подведомственность. Правильное оп­ределение подведомственности конкретного трудового спора имеет большое практическое значение, поскольку решение спора непра­вомочным на то органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

       Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу можно разделить на следующие группы:

1) рассматриваемые в общем порядке, когда КТС является обязательной первичной стадией, после которой спор может по­ступить на рассмотрение суда;

2) рассматриваемые непосредственно судом;

3) рассматриваемые вышестоящим органом в случаях, уста­новленных федеральным законом для отдельных категорий ра­ботников (ст. 383 ТК);

4) новая появившаяся по специальным законам альтерна­тивная подведомственность по выбору истца в вышестоящий ор­ган или в суд (например, все трудовые споры государственных служащих или споры с государственными инспекторами труда);

5) коллективные трудовые споры с единой подведомствен­ностью, рассматриваемые примирительными комиссиями, по­средником и трудовым арбитражем.

       В общем порядке КТС рассматривает только споры из трудо­вых правоотношений, и то не все. Иной порядок установлен за­коном для двух категорий споров: рассматриваемых или непо­средственно судом (без рассмотрения в КТС), или только выше­стоящим органом.

       Непосредственно в суде без обращения в КТС (без досудеб­ного разбирательства) рассматриваются следующие трудовые споры (ст. 391 ТК):

по заявлению работника о восстановлении на работе не­зависимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате вынужденного прогула, компенса­ции морального вреда в связи с нарушением его права трудиться, либо о выплате разницы за время выполнения нижеоплачи­ваемой работы;

• споры рабочих и служащих тех предприятий, учрежде­ний, организаций, где КТС не избираются (например споры лиц, заключивших трудовые договоры с воинскими организациями или работающих там, где отсутствуют КТС, споры до­машних работниц, работников, работающих у работодате­ля — физического лица, работников религиозных организаций), а также иски работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации.

Непосредственно в суде решаются также споры о необоснованном отказе в приеме на работу: лица, приглашенного на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации; молодого специалиста, направленного по окончании учебы в установленном договором порядке; другого лица, с ко­торым администрация в соответствии с законодательством обязана заключить трудовой договор (направленного по квоте под­ростка или инвалида и др.); беременной женщины или имеющей детей в возрасте до 3 лет, одинокой матери (отца), имеющей детей до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет) по моти­вам, связанным с этими обстоятельствами, лица, считающего, что он подвергся дискриминации в труде.

       Споры о возмещении ущерба, причиненного работником предприятию (учреждению), рассматриваются непосредственно в суде по иску администрации. Если же администрация удержала из заработной платы работника суммы в возмещение ущерба, а работник считает это незаконным, то спор будет уже о незаконном удержании, и подведомственен КТС. Непосредственно в судя решаются споры о коллективной материальной ответственности, о возмещении работодателем морального вреда, нанесенного работнику в связи с его трудовым увечьем или иным повреждением здоровья на работе, когда работник не согласен с решением об этом работодателя или не получил в установленный 10-дневный срок ответа работодателя на свое заявление. Исковая давность по этим спорам о моральном вреде не установлена.

       Вышестоящие органы (вышестоящая администрация) вправе и обязаны рассматривать любые поступившие от работников жалобы на действия нижестоящих органов, в том числе и по трудовым спорам, подведомственным КТС и суду. Однако феде­ральными законами установлено, что вышестоящий орган рассматривает трудовые споры, если к нему обратился со спором государственный служащий, а также споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников по вопросам увольнения, изме­нения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарного взы­скания. Все трудовые споры государственных служащих рас­сматривает вышестоящая администрация или суд по их выбору.

       Споры судей рас­сматривают вышестоящие квалификационные коллегии судей, а о прекращении полномочий судьи — Верховный Суд РФ. Спо­ры же прокуроров, их заместителей и помощников, а также сле­дователей прокуратуры по этим трем вопросам решает согласно Закону РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» Генераль­ный прокурор или прокурор, вышестоящий над тем, кто их увольнял, переводил или налагал взыскание. После рассмотре­ния их споров вышестоящими органами все эти категории ра­ботников не лишены права обратиться к судебной защите.

       Поскольку Трудовой кодекс не выделил подведомственность исковых индивидуальных споров (как было по ст. 219 КЗоТ), то у них подведомственность общая, начиная с КТС, т. е. теперь установлена единая подведомственность и индивидуальных ис­ковых, и неисковых споров.

Действия государственных инспекций (санитарной и др.) об­жалуются в их вышестоящий орган или суд, а о наложении штрафа — в суд по месту жительства.

       Подведомственность коллективных трудовых споров — еди­ная по всем спорам (как о применении трудового законодатель­ства, так и об установлении новых условий труда и быта работ­ников) — определена Законом о коллективных трудовых спорах. Для урегулирования возникающих в ходе коллективных перего­воров разногласий стороны используют примирительные про­цедуры, установленные Законом о коллективных трудовых спо­рах. Следовательно, для всех видов коллективных трудовых спо­ров подведомственность единая, начиная с примирительной комиссии как обязательного первого этапа их рассмотрения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...