Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы и порядок примирительных процедур решения коллективных трудовых споров

       Этапам и порядку разрешения коллективных трудовых споров предшествует стадия урегулирования разногласий самими сторо­нами. Ведь трудовые споры — это неурегулированные разногла­сия, рассматриваемые юрисдикционными органами в установ­ленном Законом порядке. Чтобы было видно, что у работников с работодателем есть определенные разногласия, требующие реше­ния работодателя, работники должны их оформить выдвижением требований.

       Правом выдвижения требований обладают работники и их пред­ставители. Работодатели такого права не имеют. Требования работ­ников организации (предприятия, учреждения), представительства утверждаются на собрании (конференции) работников большин­ством голосов. Одновременно работники избирают своих полно­мочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих (ст. 399 ТК). Работодатель не вправе препятствовать проведению такого собрания (конференции). Закон не оговаривает, тайное или от­крытое голосование по требованиям. Это решает само собрание (конференция). Требования, не относящиеся к трудовым спорам, не должны выдвигаться, поскольку они не подлежат рассмотре­нию в порядке, указанном законом для трудовых споров.

       Требования оформляются в письменной форме и направляются работодателю, который обязан их принять к рассмотрению и в те­чение трех рабочих дней сообщить представителю работников о своем решении. При выдвижении одинаковых требований раз­личными представителями работников они вправе сформировать единый орган для разрешения данного коллективного спора. Тре­бования профсоюзов и их объединений выдвигаются и направля­ются соответствующими сторонами социального партнерства (ст. 399 ТК). Кодекс, закрепляя положение, не указывает, какой орган профсоюзов их выдвигает. Это — пробел.

       Работодатель обязан в течение трех рабочих дней дать пись­менный ответ на предъявленные требования работников, а по требованиям профсоюзов --в течение месяца со дня получения требований работодателем (ст. 400 ТК).

       Если работодатель удовлетворил все требования работников, то разногласия погашаются и спора не возникает. Если же они полностью или частично отклонены работодателем, то представи­тели работников могут начать примирительные процедуры по разрешению возникшего уже коллективного трудового спора, поскольку моментом начала этого спора является день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение им в указанный трехдневный (ме­сячный) срок своего решения, а также дата составления прото­кола разногласий в ходе коллективных переговоров.

       Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примири­тельных процедур:

1) рассмотрение спора примирительной комиссией;

2) рассмотрение спора с участием посредника;

3) рассмотрение спора трудовым арбитражем.

       Обязательным первым. этапом является примирительная ко­миссия, после которой при недостижении согласия стороны пе­реходят к рассмотрению спора с участием посредника, а затем в трудовом арбитраже, и тогда спор может пройти три этапа рас­смотрения. Или же после примирительной комиссии стороны могут перенести спор на рассмотрение трудового арбитража. Если стороны не достигли согласия, какую примирительную процедуру использовать после примирительной комиссии (по­средника или трудовой арбитраж), тогда стороны должны при­ступить к созданию трудового арбитража, т. е. Закон ограничи­вает процедуру двумя этапами (п. 7 ст. 6).

       Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процеду­ра проводится в установленные законом сроки. Но в случае не­обходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены. Данные сроки являются процессуальными. Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не уста­новлено. В поддержку своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право прово­дить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соот­ветствии с законодательством.

       Представители сторон, примирительная комиссия, посредни­ки, трудовой арбитраж и Служба по урегулированию коллектив­ных трудовых споров обязаны использовать все предусмотрен­ные законодательством возможности для разрешения возникше­го коллективного трудового спора.

       Примирительная комиссия — это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора. Ее создание оформляется соответствующим приказом работодателя и решением предста­вителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами). Количественный ее состав устанавливают стороны по соглашению. Стороны не вправе уклоняться от соз­дания примирительной комиссии и участия в ее работе. А если уклоняется одна из сторон (ст. 406 ТК), то коллективный трудо­вой спор передается на рассмотрение трудового арбитража. Ко­миссия должна рассмотреть спор в срок до 5 рабочих дней с мо­мента издания приказа о ее создании. В этот срок она может за­седать не один раз. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии (ст. 402 ТК).

Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из своего состава комиссия выби­рает открытым голосованием председателя и секретаря, но они должны быть от разных сторон.

       Процедура разрешения коллективного трудового спора в примирительной комиссии законом не предусмотрена. Реше­ние примирительной комиссии принимается по соглашению сторон на основе переговоров. При этом предложения одной стороны должны совпадать с мнением другой. Принятое согла­шение оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решени­ем комиссии (ст. 402 ТК).

       В протоколе комиссии должно быть записано ее решение и указаны присутствующие представители каждой стороны, дата принятия решения и подписи всех представителей сторон. В ре­шении могут быть указаны сроки исполнения каждого требова­ния. Закон не оговорил, указываются в протоколе все предъяв­ляемые работодателю требования или только те, по которым стороны в комиссии достигли соглашения. Количество требова­ний может быть уменьшено, но новые требования, которые не утверждались собранием (конференцией) и не предъявлялись до комиссии работодателю для его решения, нельзя выдвигать.

       То же касается и спора, рассматриваемого примирительной комиссией по протоколу разногласий сторон, подписанному ими при коллективных переговорах. Комиссия в этом случае также ограничивается рассмотрением тех разногласий сторон, которые указаны в протоколе разногласий. В решении же ко­миссии указывается, по каким из этих разногласий соглашение достигнуто, а по каким — нет. В решении комиссии также ука­зываются порядок и сроки его исполнения.

       При недостижении примирительной комиссией согласия стороны продолжают примирительные процедуры на втором этапе с участием посредника или в трудовом арбитраже (как они договорятся).

       После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в течение 292 трех рабочих дней могут пригласить посредника самостоятельно или с помощью службы по урегулированию коллективных тру­довых споров. А если в этот трехдневный срок они не достигли соглашения о посреднике, то приступают к созданию трудового арбитража (ст. 403 ТК).

       Служба — это система государственных и региональных ор­ганов в составе Минтруда РФ и Минтруда субъектов Федерации. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора опре­деляется по соглашению сторонами спора с участием посредни­ка. Посредник приглашается по соглашению сторон независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по ее рекомендации. Стороны могут сами пригласить любо­го специалиста в качестве посредника, не обращаясь в Службу. Служба осуществляет уведомительную (сторонами) регистрацию коллективных трудовых споров, проверяет в случае необходимо­сти полномочия представителей сторон коллективного трудового спора, формирует список посредников и трудовых арбитров и проводит их подготовку, выявляет и обобщает причины и ус­ловия возникновения коллективных трудовых споров, подготав­ливает предложения по их устранению, оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективного тру­дового спора и организует финансирование примирительных процедур — оплату посредников и трудовых арбитров. Служба действует в соответствии с Кодексом, Законом РФ о коллектив­ных трудовых спорах и Положением о Службе по урегулирова­нию коллективных трудовых споров. Ее работники посещают организации, филиалы, представительства в целях урегулирова­ния коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры. Служба имеет свои органы на местах.

       Посредник — это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору. Посредник имеет право запрашивать и по­лучать от сторон необходимые документы и сведения по коллек­тивному трудовому спору, который должен быть рассмотрен с участием посредника в срок до 7 календарных дней с момента его приглашения (назначения) (ст. 403 ТК).

       Рассмотрение коллективного трудового спора с участием по­средника может окончиться одним из двух вариантов: если по спору соглашение достигнуто, оно оформляется решением, обя­зательным для сторон спора, если соглашение сторон по спору не достигнуто, то оформляется протоколом разногласий. С этого момента оканчивается рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. Если составлен протокол разногласий, то стороны обращаются к третьему этапу — трудовому арбитражу.

       Трудовой арбитраж — временно действующий орган для раз­решения коллективного спора, не получившего своего разреше­ния в примирительной комиссии или с участием посредника. Он создается сторонами спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллек­тивного трудового спора примирительной комиссией или с по­средником в составе трех трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудово­го спора. В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора. Соответствующим решением рабо­тодателя, представителя работников и Службы оформляется соз­дание трудового арбитража, его персональный состав, регламент и его полномочия.

       Трудовой арбитраж создается в случае, если стороны коллек­тивного спора заключили в письменной форме соглашение об обязательном выполнении его решения (ст. 404 ТК). Это новое положение Кодекса предоставляет право работникам начать за­бастовку, если стороны после решения спора примирительной комиссией не достигли соглашения по созданию посредника и трудового арбитража, т. е. упрощает для работников начало за­бастовки, что, думается, не следовало делать.

       Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забас­товок (ст. 406 ТК).

       Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием предста­вителей его сторон в срок до 5 рабочих дней со дня создания трудового арбитража, может заседать не один раз. Он рассматри­вает обращение сторон, получает необходимые документы и све­дения, касающиеся коллективного трудового спора, в случае не­обходимости информирует органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора. По окончании рассмотрения спора трудовой арбитраж принимает решение по существу спора в письменной форме. Поскольку в составе тру­дового арбитража три арбитра, то его решение может быть при­нято и по большинству голосов арбитров.

       Если работодатель уклоняется от создания трудового арбит­ража, рассмотрения спора в нем, а также выполнения его реше­ний, то Закон предоставил право работникам в этих случаях приступить к забастовке.

       Соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуще­ствляют стороны коллективного трудового спора (ст. 408 ТК).

       Статья 405 ТК предусмотрела определенные гарантии работ­никам, участвующим в примирительных процедурах разрешения коллективного трудового спора. Члены примирительной комис­сии (посредники почему-то исключены), трудовые арбитры на время их участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего за­работка на срок не более 3 месяцев в течение одного года. Закон установил специальные гарантии трудовых прав и для предста­вителей работников, профсоюзов, их объединений. Они в пери­од разрешения коллективного трудового спора не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на дру­гую работу или уволены по инициативе работодателя без предва­рительного согласия уполномочившего их на это представитель­ство органа. Эта дополнительная специальная гарантия действу­ет лишь на период разрешения коллективного спора, в котором они представляют сторону.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...