В классической социальной теории
Стр 1 из 28Следующая ⇒ Тартаковская И. Н. Т 64 Тендерная социология. — М.: ООО «Вариант» при участии ООО «Невский Простор», 2005. — 368 с. ISBN 5-94716-023-4 В книге рассматриваются ключевые теоретические направления и научные проблемы, входящие в предметное поле тендерной социологии. Анализируются различные аспекты отношений между полами, а также процессы создания и изменения моделей мужественности и женственности. Книга состоит из курса лекций, хрестоматии, учебной программы, методического пособия. Адресована преподавателям, аспирантам и студентам социологических специальностей, а также всем интересующимся тендерной проблематикой. ISBN 5-94716-023-4 © Центр социологического образования Института социологии РАН, 2005 © Тартаковская И. Н., 2005 © ООО «Вариант», 2005 Содержание Введение.........................................................................9 ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ Лекция 1. Тендерный дискурс в классической социальной теории..................19 Исторический контекст. Эмиль Дюркгейм: разделение труда и конъюгиаль-ная солидарность. Георг Зиммель: мужская культура и социальная психология половых ролей. Структурно-функциональный подход к тендерным отношениям. Основные положения структурного функционализма. Структурная дифференциация и семья. Критика структурно-функциональной теории семьи. Лекция 2. Возникновение феминизма как социальной теории.........................34 Первая волна феминизма. Вторая волна феминизма. Создание теории патриархата. Радикальный феминизм. Суламифь Файрстоун. Критика Файрстоун. Кристин Дельфи. Критика Дельфи. Кэрол Пэйтман. Критика Пэйтман. Лекция 3. Марксизм и тендерная теория..............................................................55 Работа Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» как основополагающий марксистский труд, объясняющий происхождение полового неравенства. Марксистская доктрина применительно к «половому вопросу». Ортодоксальный марксизм на рубеже веков. Октябрьская революция в России. Попытка претворения марксистской доктрины в жизнь. Социалистический феминизм. Теория двух систем. Дискуссия о домашней работе.
Лекция 4. Психоанализ и его влияние на феминистскую теорию.....................76 Классический психоанализ и объяснение половых различий. Феминистская критика классического психоанализа. Жак Лакан. Пост-лакановская фаза феминистской теории. Образ матери и «двойное родительство». Психоаналитический подход к «женской морали». Люс Иригарэ и теория полового различия. Лекция 5. Современные направления развития тендерной теории и тендерных исследований......................................................................95 Развитие генсдерной теории в 1990-е гг.: общий обзор. Теория социального конструирования тендера. Цветной феминизм. Феминистская эпистемология. Лекция 6. Становление современной российской тендерной системы..........114 Теория тендерной системы Роберта Коннелла. Особенности советского тендерного порядка: обзор литературы. Роль женщин в советской системе: работающие матери. Советская маскулинность: мужчины на службе государства. Противоречивость советской тендерной идеологии. Трансформация тендерных отношений в постсоветскую эпоху. Лекция 7. Тендер и национальность.....................................................................135 Тендер и нация: соотношение понятий. Роль женщин в национальных проектах. Женщины и биологическое воспроизводство нации. Культурное воспроизводство нации и тендерные отношения. Тендерные аспекты гражданства. Тендер и вооруженные конфликты. Лекция 8. Социология маскулинности.................................................................149
Возникновение «мужских исследований». Основные теории маскулинности. Возникновение современной маскулинности. Гегемонная маскулинность. Лекция 9. Публичная сфера и тендерное разделение труда.............................171 Понятие публичной сферы. Российская специфика разделения на публичную и приватную сферы. Сегрегация и ее объяснение в социальной теории. Тендерный режим рынка труда в современной России. Лекция 10. Приватная сфера и тендерные отношения в семье.........................189 Семья как объект тендерного анализа. Критика нуклеарной семьи как понятия и института. Семья и государство. Материнство и отцовство как социальные институты. Домашняя работа и тендерные отношения в семье. «Кризис семьи» и новые семейные практики. Лекция И. Репрезентации тендерных отношений в культурных нарративах.....................................................................209 Что такое репрезентация? Тендерные аспекты массовой культуры: теория «мужского взгляда». Мелодрамы и технологии «женского удовольствия». Дискуссия о порнографии. Репрезентация женщин в советской массовой культуре. Репрезентация женщин в постсоветском медийном пространстве.
ХРЕСТОМАТИЯ ПО КУРСУ Э. Гросс Что такое феминистская теория?...........................................................232 X. Хартманн Капитализм, патриархат и половая сегрегация труда..........................248 X. Хартманн Несчастливый брак марксизма с феминизмом: путь к более прогрессивному союзу......................................................255 К. Пэйтман Половой контракт...................................................................................264 Р. У. Коннел Основные структуры: труд, власть, катексис......................................287 Г. Лапидус Равенство полов и советская политика: постановка проблемы.............................................................................320 ПРОГРАММА КУРСА...............................................328 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ..............344 Список рекомендуемой литературы.....................................................359 И. Н. Тартаковская. Гендерная социология Введение Тендерная социология ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ
Я хотела бы выразить мою сердечную благодарность друзьям и коллегам, без которых эта книга не смогла бы появиться: Татьяне Барчуновой за блестящее редактирование весьма несовершенных переводов и постоянную моральную поддержку, Саре Ашвин, Кэрол Волковиц, Елене Здравомысловой, Саймону Кларку, Елене Омельченко, Людмиле Попоковой, Анне Темкиной, Светлане Ярошенко - за советы, помощь и дружеское участие, а также всем слушателям моих лекций по гендерной социологии в настоящем соавторстве с которыми создавалось это пособие.
ВВЕДЕНИЕ Предлагаемый вниманию читателей лекционный курс ни в коем случае не ставит своей целью полностью раскрыть заявленную в его названии проблематику. Скорее, речь идет о попытке снабдить преподавателей гендерной социологии, социологии семьи, феминологии и других смежных дисциплин некоторыми материалами, основанными на современной научной литературе (как отечественной, так и зарубежной), а также на данных эмпирических исследований. Это своего рода «штрихи к портрету», пример возможного подхода к одной из самых интересных и бурно развивающихся отраслей социологии. Формат курса правильнее всего определить как «Введение в тендерную социологию», поскольку каждая из заявленных в нем тем может служить базой для отдельного спецкурса. Автор ставит перед собой задачу обзора ключевых теоретических направлений и важнейших научных проблем, входящих в предметное поле гендерной социологии. В фокусе настоящей учебной программы находятся именно тендерные исследования, т. е. в самом общем виде он направлен на рассмотрение и анализ различных аспектов отношений между полами, а также процесса создания и изменения моделей мужественности и женственности. Таким образом, это не «Женские исследования» («Women' Studies»), хотя в рамках курса очень много будет говориться о положении женщин - во-первых, потому что в совре- И. Н. Тартаковская. Гендерная социология меннои социокультурной ситуации, отраженной в состоянии социальной теории, именно вопрос о положении женщин выдвинулся на первый план: чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать поток научных публикаций последних лет; во-вторых, потому, что важнейшие изменения в отношениях между полами, произошедшие в нашем столетии, связаны прежде всего с изменением положения женщин, а изменения в поведении мужчин были в этом плане лишь реактивными. Так, например, сексуальная революция 1960-х была следствием массового распространения химических средств контрацепции, т.е. у женщин появилась эффективная возможность контролировать свою сексуальность. Это также не курс феминистской теории в чистом виде, хотя в него включено изложение очень многих феминистских концепций и подходов. Скорее, он посвящен обзору различных подходов к социологическим исследованиям половых различий, сложившихся за последние несколько десятилетий, а также тех теорий, которые были разработаны ранее, но до сих пор сохранили свое влияние и присутствуют в современном научном диалоге. Большой удельный вес феминистских теорий в этом обзоре связан с тем, что феминизм в этот период стал весьма влиятельным научным направлением. В то же время это не есть единый и универсальный подход, претендующий на объяснение порядка вещей, но совокупность научных течений, в рамках которых циркулирует великое множество самых разнообразных идей. Современный феминизм представляет собой своего рода глобальный научный форум, где эти идеи оперативно осмысливаются и сталкиваются друг с другом. В отличие от многих социальных исследований, сфокусированных на узко очерченных проблемах, феминистские исследования находятся в самом центре интернациональной коммуникации, они затрагивают практически все теоретические школы, существующие в социологии. Все наиболее влиятельные интеллектуальные традиции - такие как феноменология, марксизм, символический интеракционизм и постструктурализм, были освоены и интерпретированы в феминистской научной литературе.
Представляя лекционный курс по тендерной социологии, или социологии пола, прежде всего, следует уточнить базовые дефин-ции. Термин «гендер» представляет собой транслитерацию английского слова, обозначающего грамматический род, мужской или женский. Впервые во внеграмматическом контексте этот термин Введение был использован психологом Робертом Столлером, который в 1968 г. издал работу под названием «Пол и тендер» ("Sex and Gender")'. Смысл разделения указанных в названии терминов заключался в том, чтобы отделить социокультурные значения «мужественности» и «женственности» от биологических половых различий. Рассмотрение тендера в качестве социального конструкта непосредственно связано с отрицанием биологического детерминизма в половых/тендерных отношениях. Суть биологического детерминизма (его называют еще эссенциализмом, от слова эссенция, т.е. сущность) сводится к тому, что все социальное имеет биологические основания, и только в этом случае считается естественным и нормальным. Соответственно, тендерные отношения артикулируются как внеисторические и биологически заданные, причем не только на индивидуальном, но и групповом уровне. В первой половине 1970-х этот термин был использован феминистками начала «второй волны» примерно в этом же смысле: тендер понимался как культурные и социальные конструкты женственности и мужественности, в то время как пол относился к биологически данным различиям между мужчинами и женщинами.
В современных теориях такое деление на пол и тендер все более ставится под вопрос, так как оно воспроизводит патриархальные дихотомии природы/культуры, биологии/общества и врожденного/приобретенного. Пол и род все более видятся как взаимодействующие, а не противопоставляемые категории. Целый ряд аргументов был приведен в пользу того, что и биологическое определение пола, и само человеческое тело воспринимается нами не только из повседневного опыта, но через систему социальных интерпретаций, т.е. через взаимодействие с культурой. В современной биологии принято рассматривать половые различия не как жесткую дихотомию, но скорее, как некий континуум, на котором располагаются женские и мужские половые признаки. Для того чтобы лучше представить себе возможные смысловые контексты употребления слова «гендер», обратимся к истории вопроса. Одним из ключевых текстов, способствовавших включению его в научный обиход, была работа американской исследовательницы, антрополога Г. Рубин «Обмен женщинами», опублико- Stoller R. Sex and Gender. London: The Hogarth Press, 1968. И. Н. Тартаковская. Гендерная социология ванная в 1975 г.2 Она одна из первых обратила свое внимание на существование системы «пол - тендер». Исследуя практики тихоокеанских племен, автор пришла к выводу, что женщины в контексте системы родства представляют собой «товар», ценность которого достаточно велика для поддержания и воспроизводства сообщества. Рубин рассматривала отношения родства в политико-экономическом и структуралистском дискурсе, опираясь на Маркса и Леви-Стросса. В то же время ни марксизм, ни структурализм, по ее мнению, не смогли предложить убедительного объяснения оснований мужского господства в традиционных обществах. Рубин утверждает, что хотя не все разновидности отношений обмена, наблюдаемые в традиционных обществах, присутствуют в современном мире, лежащие в их основании структуры и их символика до сих пор действенны. Рубин предложила категорию тендерной системы, или «системы пол/тендер», которую определила как «...набор механизмов, с помощью которых общество преобразовывает биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности, и в рамках которых эти преобразованные сексуальные потребности удовлетворяются»3. Понятие «гендер» претерпевает изменения по мере развития социальной теории, причем смысл его различается в зависимости от контекста употребления. Можно выделить три основных теоретических контекста его использования: (1) В структурно-функциональном анализе понятие гендер в основном употребляется для обозначения различных гендерных ролей. В этой традиции тендерный подход означает усвоение уже существующих гендерных схем через процесс социализации, понимаемый как пассивное усвоение социально заданных и социально одобряемых форм поведения. Интериоризация культурных норм и ценностей индивидом происходит под воздействием агентов социализации, к которым относятся семья, школа, группы сверстников, референтные группы, средства массовой информации и прочее. (2) Другой контекст употребления понятия «гендер» связан с теорией социального конструирования. В рамках этого подхода ген- 2 Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о «политической экономии» пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е Здравомысло-вой и А.Темкиной. СПб. Буланин, 2000. С.89-139. 3 С.91. Введение дер рассматривается в качестве социального конструкта, имеющего такие составляющие как биологический пол, культурно обусловленные поло-ролевые стереотипы и так называемый «гендерный дисплей» - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского поведения и взаимодействия4. (3) Третий теоретический контекст, дающий новый смысл понятию «гендер», сложился в конце 1980-х-начале 1990-х годов в рамках институционального подхода. Его появление связано с произошедшим дискурсивным переворотом, поставившим под сомнение существование тендера как единой категории. Р.Коннелл5 и ДжЛор-бер6 настаивают на том, что гендер представляет собой специфический «социальный институт». По их мнению, рассмотрение ген-дера исключительно как конструкта, являющегося продуктом повседневной, межличностной коммуникации, является недостаточным, поскольку «создание тендера» в процессе межличностного взаимодействия является лишь частью более общего, гендерно-обусловленного социального порядка. Гендер как социальный институт существует еще до рождения конкретных индивидов и выступает в качестве процесса, лежащего в основе стратификации и структуры общества. Представление о тендере как о социальном институте позволяет понять социальные статусы различия, связанные с представлениями о том, что значит быть мужчиной или женщиной в данном обществе. Таким образом, гендер может пониматься как социальная роль (женская или мужская), как социокультурный конструкт и как особый социальный институт. Гендер как основание стратификационной системы формирует отношения между мужчинами и женщинами как отношения неравенства, в рамках которых мужчины обладают более высоким статусом, что влечет за собой большие возможности для обладания социальными ресурсами, такими, например, как образование, работа и др. Гендер не является единственным основанием обще- 4 Здравомыслова Е, Темкина А. Социальное конструирование тендера // Социологический журнал. 1998, № 3-4. С. 177-182. 5 Connell R. Gender and Power. Society, the Person and Sexual Politics. Cambridge: Polity Press, 1987. P. 141. '' Lorber J. Paradoxes of Gender. Yale University Press, 1994. И. Н. Тартаковская. Гендерная социология Цнедение ственной стратификации. Класс, раса и тендер создают трехмерное измерение социального неравенства: белый мужчина среднего класса доминирует не только над женщинами своего социального статуса, но и над «цветными» мужчинами и женщинами, мужчинами и женщинами рабочего класса и т.д. Тендер как структура общества ранжирует работу в разных профессиональных областях как более или менее престижную, «приписывает» большую символическую значимость работе, выполняемой мужчинами, определенным образом организует сексуальность и эмоциональную жизнь. Таким образом, процесс «создания гендера» происходит, с одной стороны, в процессе повседневного взаимодействия, с другой стороны, под воздействием социальных структур. Главная сложность работы с этим термином заключается, однако, в том, что он может интерпретироваться по-разному в зависимости от той социальной теории или исследовательской парадигмы, в рамках которой изучаются отношения мужественности и женственности. Этот эпистемологический разнобой позволяет такому влиятельному феминистскому теоретику как Рози Брайдотти говорить о кризисе понятия «гендер», которое подвергается острой критике как по причине теоретической неадекватности, так и в силу политической аморфности и неопределенности7. Другая сложность связана с тем, что большинство этих теорий и парадигм, как и само понятие «гендер», были разработаны не в России, а на основании другой социальной реальности и другого историко-культурного контекста. Строго говоря, это термин является достоянием только англоязычной социальной теории, потому что ни во французском, ни в испанском, ни в итальянском языке он не прижился. На этом основании Брайдотти считает, что это культурно-специфический и потому непереводимый термин. Поэтому ряд российских исследователей - И. Аристархова8, С.Ушакин9 - по- 7 Брайдотти Р. Половое различие как политический проект номадизма // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е Здравомысловой и А.Темкиной. СПб. Буланин, 2000. С.224, 225. 8 Aristarkhova I. Trans-lating 'gender' into the Russian context // University of Warwick Working Papers, 1995. 9 "Ушакин С.А. "Gender" (напрокат): полезная категория для научной карьеры? //Тендерная история: Pro et Contra. СПб.: Российский госпедуниверситет им. А.И.Герцена. Кафедра всеобщей истории. 2000. С.34-39. лагают, что сама идея заимствования термина «гендер» из западной теории является неудачной, и даже проявлением колониально-i о сознания. Так, в частности, С.Ушакин указывает на то, что введе-11 ие термина "gender" вместо привычного "sex" было сознательной дестабилизацией глубоко укоренившихся смыслов, и смыслы эти находились в семантическом пространстве английского языка. В русском же языке имеются свои возможности «расшатывания» консервативных смысловых контекстов, и следовало бы воспользо-наться уже имеющейся полифонией смысла таких понятий, как «пол», «мужественность», «женственность», а не импортировать «гендер», «маскулинность» и «фемининность». Таким образом, «гендер», по мнению этих авторов, остается для нас «полезной категорией из чужого анализа». Их аргументы достаточно серьезны и убедительны, но, по мне-нию автора данного курса, исторический момент для того, чтобы создать свой русскоязычный концепт, позволяющий продвинуться и анализе отношений между полами, с одной стороны, упущен, с другой - возможно, еще не наступил. Упущен он потому, что сло-но «гендер» уже прочно вошло не только в российский академический дискурс, но в какой-то мере и в более широкий языковой контекст. Так, в практике работы такого важного государственного института как Госкомстат, существует рубрика «гендерная статистика», одно из ведущих научных учреждений, занимающихся исследованием в области отношений между полами, называется Московский центр тендерных исследований (МЦГИ), и т. п. Таким образом, термин уже имеет свою российскую историю. Не наступил же он потому, что замена ему в настоящее время возможна лишь при условии развития такой теоретической модели, которая бы предложила новое эффективное объяснение того круга феноменов, которые сейчас пока обозначаются, за неимением лучшего, как «гендерные отношения». К тому же нельзя упускать из виду важнейший аспект, поддерживающий применение этого концепта и отечественной социальной мысли, который связан с тем, что как писала Джоан Скотт (еще один автор, сыгравший ключевую роль в популяризации этого понятия): «Гендер есть первичное средство очначивания отношений власти»10. Никакой другой из ныне суще- "' Гкотт Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа // Тендерные исследования. 2000, № 5. С. 157. И. Н. Тартаковская. Гендерная социология ствующих терминов - «пол», «род» и т. п. - этого важнейшего конститутивного элемента отношений между мужчинами и женщинами не передает. Специфика предлагаемого курса в том, что современная западная теория будет представлена в нем довольно широко, во всяком случае, не меньше, чем отечественная традиция. Это связано как с необходимостью знакомства слушателей с относительно труднодоступными, т.е. опубликованными вне пределов России научными материалами, так и с общими соображениями о том, что социология - интернациональная дисциплина, и многие ее сильные стороны связаны именно с этим обстоятельством. Самое ядро социологии как дисциплины связано с изучением таких всемирных процессов, как модернизация, урбанизация, индустриализация и борьба за равноправие угнетенных и обездоленных социальных групп. К тому же, к сожалению, в России тендерная социология только еще входит в моду, в то время как на Западе имеет уже солидную историю развития. И хотя при этом существует обозначенная выше опасность увлечения импортом терминологии и «дискурсивной всеядности»", это единственный путь осмысления российского исторического опыта в более широком цивилизационном контексте. По мере изучения курса у слушателей (как и у преподавателей) может возникнуть ряд методологических и, может быть, психологических трудностей. 1. Каждый социолог, изучающий проблемы семьи, тендерных отношений, находится в такой ситуации, что как бы заранее хорошо знает свой предмет - еще до начала исследований. В самом деле, каждый из нас является «включенным наблюдателем» всех этих феноменов. С самого рождения мы социализируемся в определенных представлениях о том, что такое мужественность и женственность, и интериоризуем требования, которые общество предъявляет к тендерным ролям. Это один из первых социальных уроков, которые мы усваиваем в детстве, и поэтому нам трудно преодолеть свои привычные представления и посмотреть на эту сферу жизни непредвзято. Ни один из объектов изучения социологии не внедрен в нас столь глубоко. Введение
1' Здравомыслова Е., Темкина А. Введение. Феминистский перевод: текст, автор, дискурс // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е Здравомысловой и А.Темкиной. СПб. Буланин, 2000. С. 18. 2. Тесно связана с первой. Поскольку социолог, изучающий тендерные отношения, сам глубоко ими «повязан», ему очень трудно выработать непредвзятый, ценностно-объективный подход. Как гражданин, принадлежащий к конкретному обществу, он привык расценивать определенные формы поведения как социальные проблемы. И это часто не позволяет ему/ей видеть за ними собственно социологические проблемы. Так, например, проводятся исследования, посвященные причинам разводов, но мало кто задается предварительно более глобальным вопросом: почему люди заключают браки и предпочитают жить вместе. Или, как Парсонс или Энгельс, пытаются решить, разрушает ли индустриализация родственные связи, не выяснив для начала, почему отношения кровного родства как-то связывают людей. «Социальный заказ», призывающий к срочному решению «проблем» с точки зрения традиционного консенсуса, только усугубляет эту ситуацию. Поэтому исследователю, обращающемуся к теме тендерных отношений, надо очень четко себе представлять, во-первых, свое «местоположение» ("standpoint"), т.е с каких теоретических, методологических, идело-1 ических позиций он собирается анализировать свой предмет, во-вторых, представлять себе, что любая из этих позиций является ограниченной, и полученное знание также с необходимостью будет ограниченным. 3. Базовые тендерные категории - мужчины и женщины -являются самой крупной из возможных стратификационных сеток, при помощи которых мы можем изучать общество. Понятно поэтому, что делать какие бы то ни было обобщения, пользуясь только этими понятиями, чрезвычайно сложно - тендерные отношения неразрывно переплетены с классовыми, расовыми, межпо-коленческими и многими другими (принято говорить еще об эт-ничности, вероисповедании, стадии жизненного цикла, физическом статусе - например, наличии или отсутствии инвалидности, сексу-мльной ориентации и т.п.) Это заставляет исследователя быть чрезвычайно внимательным и чувствительным к нюансам тендерной идентичности и специфическому социокультурному контексту своей работы. 4. Приходится быть готовым к тому, что тендерная теория находится в очень непростых отношениях с общесоциологическим «мэйнстримом», т.е. ведущими и наиболее влиятельными социо-иогическими теориями. Это дает основание говорить даже об «эк- И. Н. Тартаковская. Гендерная социология склюзии», или исключении «гендерного исследовательского сообщества» из центральных элементов академических структур и академических дискурсов12. Поэтому перед членами этого сообщества, как правило, встают еще и определенные институциональные проблемы, а также проблемы собственной профессиональной идентичности: следует ли им ориентироваться на нормы и ценности традиционного академизма или вырабатывать свои собственные? Автор данного курса считает своей задачей предложить еще одну версию решения этих вопросов применительно к содержанию социологического и, шире, гуманитарного образования. 12 Барчунова Т. Эксклюзия и инклюзия сообщества тендерных исследователей //Преодоление. Новосибирск: Сибновоцентр. 2000. С.216-226. Курс лекций ЛЕКЦИЯ 1. ТЕНДЕРНЫЙ ДИСКУРС В КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ Исторический контекст Классическая социальная теория начала складываться во второй половине XIX века на фоне развертывания капиталистической индустриализации и революционного подъема в Европе. Одновременно с этими процессами чрезвычайно расширилась экспансия государственной бюрократии, что привело к усилению регулирования государством не только публичной, но, в известной мере, и приватной сферы. На этом фоне социология складывалась как «объективная» социальная наука, во многом впитавшая в себя и легитимировавшая викторианские предрассудки по поводу пола, семьи, работы и разделения публичного и приватного. Викторианская идеология предполагала весьма значительную поляризацию мужской и женской социальных ролей. Большинство социальных теоретиков считала это разделение священным и незыблемым, полагая самореализацию женщин возможной лишь в рамках приватного домашнего мира. Достаточно часто социологические теории или игнорировали женщин вообще, или отводили им второстепенные роли. Однако влияние вышеописанного социального контекста на отдельных авторов было достаточно сложным и противоречивым. Никогда социальная теория не придерживалась единой трактовки «женского вопроса» - на его интерпретацию влияли и изменения в отношениях мужчин и женщин, принадлежащих к разным классам, и половое разделение труда при капитализме, и влияние европейских революций на положение женщин. Так, например, борьба суфражисток и дискуссии о «природе женщины» повлияли на взгляды Джона Стюарта Милля, выступившего за предоставление женщинам среднего класса доступа к образованию и профессиональной деятельности. Герберт Спенсер, наоборот, проделал эволюцию от профеминистской до антифеми-пистской позиции. Рассмотрим более подробно позицию трех тео- И. Н. Тартаковская. Гендерная социология ретиков, чьи работы сыграли наиболее принципиальную роль в развитии представлений об отношениях между полами. Эмиль Дюркгейм: разделение труда и конъюгалъная солидарность Эмиль Дюркгейм (1858-1917) был сторонником Контовского проекта научного утверждения новой секуляризированной морали. Главными орудиями для реализации этого проекта он считал социологию и образование. Его обращение к проблематике тендерных отношений было связано с моральной оценкой разделения труда в обществе. Он считал разделение труда фундаментальным базисом общественного порядка и категорическим императивом коллективного морального сознания. Растущая специализация экономических, политических, административных институтов и других сфер жизни нередко подвергалась критике как источник экономических кризисов и классовых конфликтов. Дюркгейм своими работами пытался разрешить эти противоречия, рассматривая «факты моральной жизни в соответствии с методами социальной науки». Он считал моральные последствия разделения труда более важными, чем экономические. Парадигмальным случаем разделения труда он считал брак, разделение труда в котором служит источником солидарности13. При этом, с его точки зрения, физическая и культурная дифференциация между мужчинами и женщинами все время увеличивается. Он пришел к заключению, что «чем глубже мы обращаемся в прошлое, тем менее значительными становятся различия между мужчинами и женщинами» - во внешности, физической силе, строении мозга, а также в выполнении социальных ролей и функций. Следуя данным современной ему антропологии, он полагал, что в древние эпохи не существовало брака как такового, скорее, практиковался род примитивного промискуитета в сочетании со слаборазвитым зародышем матриархальной семьи. Развитие института брака, по мнению Дюркгейма, происходило по мере нарастания все большей дифференциации между мужчинами и женщинами. Женщины становились постепенно все более слабыми физически, размер их мозга все более уменьшался по сравнению с мужским, зато при этом у них развивалась мораль- 13 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991 С.56-65. Курс лекций ное чувство и мягкость характера. По мере развития института брака, женщины отстранялись от участия в войнах и других публичных событиях и сосредоточивали свои жизненные интересы вокруг семьи. Дюркгейм считал, что именно разделение труда на базе половых ролей создало основания для солидарности в домашней сфере. Эта история конъюгальной (брачной) солидарности позволила Дюркгейму выдвинуть гипотезу о том, что усиление социального разделения труда ведет не к конфликтам, а к консенсусу и солидарности. Тот факт, что в реальной жизни разделение труда приводило к экономическим кризисам и классовым конфликтам, Дюркгейм связывал с тем, что оно происходило в ненормальных формах, было вынужденным и анемичным. Серьезный недостаток предложенного Дюркгеймом анализа конъюгальной солидарности заключается в том, что наличие в браке принуждения, подавления и неравного обмена любыми видами ресурсов он интерпретировал как простую техническую комплимен-тарность функций, институциализированных в виде половых ролей. Георг Зиммель: мужская культура и социальная психология половых ролей Создатель немецкой классической социологии Георг Зиммель считал подчиненное положение женщин серьезной проблемой, и он уделял специальное внимание исследованию того, как доминантная мужская культура препятствует автономному развитию женской идентичности и ограничивает участие женщин в культуре. Те роли, которые социально предписаны женщинам, недостаточны для их автономной самореализации, а независимая моральная оценка их деятельности подменяется выработанными мужчинами критериями. Зиммель, в отличие от Дюркгейма, подчеркивал, что разделение труда по половому признаку приводит к тому, что женщины воспринимаются лишь через призму отношений с мужчинами. Сами же по себе женщины - «ничто», потому что доступные им ролии не имеют никаких специфических, независимых женских качеств: «Все унижение женщины исходит из того, что существование женщины оценивается по критериям, смоделированным для противоположного пола»'4. 14 Simmel G. Das Relative und das Absolute im Geschlechter Problem // Philosophische Kultur. Leipzig, 1919. Цит. по: Брандт Г.А. Природа женщины. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2000. С.57. И. Н. Тартаковская. Гендерная социология Таким образом, Зиммель предвосхищает гораздо более поздние идеи С.де Бовуар и Ж.Лакана о том, что «женщины не существует». Это не означает, однако, что Зиммель рассматривал женщин лишь как жертр «скроенного по мужской мерке» социального мира: во всех культурах женщинам предписывалась особая власть и таинственная сила, например, ведьмовская. Зиммель и сам разделял эту точку зрения, придерживаясь традиционного разделения между полами сфер бытия: «мужчина - культура, женщина - природа». Женщины, по мнению Зиммеля, находятся гораздо ближе к темным примитивным силам природы, их наиболее существенные личностные характеристики связаны с самыми естественными, самыми универсальными, самыми важными с биологической точки зрения функциями. Он полагал, что женский характер не может быть выведен ни из полового разделения труда, ни из его культурной объективации. «Внутренняя жизнь женщины протекает в глубочайшей тождественности бытия и бытия женщиной, абсолютно определяющей в самой себе свою половость и не нуждающуюся для определения себя в соотношении с другим полом»15. Радикально противопоставляя «природу женщины» миру мужской культуры, он считал ее непознаваемой для мужчины. Зиммель полагал, что исторически женщины стали позже, чем мужчины, пользоваться правами частной собственности, и их личное имущество в основном состояло из украшений, в то время как первым личным имуществом мужчин было оружие. По его мнению, это обстоятельство указывает на более активную и агрессивную природу мужчин: мужчины расширяли сферу своей личности насильственно, против воли других. Женщины же в гораздо большей степени выражали готовность зависеть от доброй воли других людей: они выражали свою индивидуальность через восхищение и признательность, которые получали из внешнего социального мира. Зиммель сумел также предложить довольно тонкий анализ взаимодейст
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|