Понятие экономическая сущность хоз. Реезрвов и их классификация
Под хозяйственными резервами понимают возможности повышения эффективности деятельности предприятия на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта. Экономическая сущность резервов увеличения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании все возрастающего потенциала ради получения большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции. Хозяйственные резервы классифицируются по разным признакам. По пространственному признаку | ные | внутрихозяйствен | ||||||
| отраслевые | |||||||
| региональные | |||||||
| общегосударстве нные | |||||||
По времени | признаку | е | неиспользованны | |||||
| текущие | |||||||
| перспективные | |||||||
По стадиям жизненного цикла изделия | на предпроизводственной стадии | |
на производственной стадии | ||
на эксплуатации | стадии | |
на утилизации | стадии | |
По стадиям процесса воспроизводства | в производства | сфере |
в обращения | сфере | |
По видам потребляемых ресурсов различают резервы, связанные с использованием | земельных ресурсов | |
средств труда | ||
предметов труда | ||
трудовых ресурсов | ||
По экономической природе | экстенсивные | |
интенсивные | ||
По источникам образования | внутренние | |
внешние | ||
По способам обнаружения | явные | |
скрытые |
АНАЛИЗ ОБЬЕМА ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
|
|
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Основные задачи анализа:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, тонны, метры и т. д.) используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции (например, в обувной промышленности – условные пары обуви).
|
|
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно- натуральных измерителях.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Базисные темпы роста выпуска и реализации продукции определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные – к предыдущему.
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ПО АССОРТИМЕНТУИ НОМЕНКЛАТУРЕ ПРОДУКЦИИ
Необходимым элементом аналитической работы в организации будет анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Оценка выполнения плана по номенклатуре базируется на сопоставлении планового и фактического выпуска товаров по основным видам, включенным в номенклатуру.
Оценку выполнения плана по ассортименту можно проводить разными способами. В наибольшей степени простым будет способ наименьшего процента. При его применении определяется процент выполнения плана только по тем позициям ассортимента, по кᴏᴛᴏᴩым фактическое количество меньше запланированного. В наибольшей степени распространенным способом оценки будет исчисление среднего процента. Суть ϶ᴛᴏго способа состоит по сути в том, что в выполнение плана по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана.
где П асс – выполнение плана по ассортименту, %;
Vф i – фактический объем производства товаров i-ого вида в пределах плана, тыс.руб.;
Vпл i – плановый объем производства товаров i- ого вида.
Объем производства товаров, выпущенные сверх плана или не предусмотренных планом в расчет выполнения плана не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам товаров.
При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту могут быть использованы компьютерные варианты расчетов, в кᴏᴛᴏᴩых демонстрируется фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований.
|
|
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, неϲʙᴏевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.
|
|