Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие экономическая сущность хоз. Реезрвов и их классификация




Под хозяйственными резервами понимают возможности повышения эффективности деятельности предприятия на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта. Экономическая сущность резервов увеличения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании все возрастающего потенциала ради получения большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции. Хозяйственные резервы классифицируются по разным признакам.

По пространственному признаку

  ные внутрихозяйствен

 

отраслевые

 

региональные

 

общегосударстве нные

По времени признаку   е неиспользованны

 

текущие

 

перспективные

       

По стадиям жизненного цикла изделия

на предпроизводственной стадии

 

на производственной стадии

  на эксплуатации стадии
  на утилизации стадии
По    стадиям процесса воспроизводства в производства сфере
  в обращения сфере
По        видам потребляемых ресурсов различают резервы, связанные                                   с использованием

земельных ресурсов

 

средств труда

 

предметов труда

 

трудовых ресурсов

По экономической природе

экстенсивные

 

интенсивные

По источникам образования

внутренние

 

внешние

По  способам обнаружения

явные

 

скрытые

АНАЛИЗ ОБЬЕМА ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

Основные задачи анализа:

- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, тонны, метры и т. д.) используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции (например, в обувной промышленности – условные пары обуви).

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно- натуральных измерителях.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Базисные темпы роста выпуска и реализации продукции определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные – к предыдущему.

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ПО АССОРТИМЕНТУИ НОМЕНКЛАТУРЕ ПРОДУКЦИИ

Необходимым элементом аналитической работы в организации будет анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Оценка выполнения плана по номенклатуре базируется на сопоставлении планового и фактического выпуска товаров по основным видам, включенным в номенклатуру.

Оценку выполнения плана по ассортименту можно проводить разными способами. В наибольшей степени простым будет способ наименьшего процента. При его применении определяется процент выполнения плана только по тем позициям ассортимента, по кᴏᴛᴏᴩым фактическое количество меньше запланированного. В наибольшей степени распространенным способом оценки будет исчисление среднего процента. Суть ϶ᴛᴏго способа состоит по сути в том, что в выполнение плана по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана.


где П асс – выполнение плана по ассортименту, %;

Vф i – фактический объем производства товаров i-ого вида в пределах плана, тыс.руб.;

Vпл i – плановый объем производства товаров i- ого вида.

Объем производства товаров, выпущенные сверх плана или не предусмотренных планом в расчет выполнения плана не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам товаров.

При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту могут быть использованы компьютерные варианты расчетов, в кᴏᴛᴏᴩых демонстрируется фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, неϲʙᴏевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...