Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Становление российской гендерной системы




Основные понятия

Гендерная система; тендерный порядок; тендерный режим; государство как субъект гендерной политики; индустриальная мо­билизация; эмансипация женщин; социализация домашнего тру­да; тендерный контракт «работающая мать»; «бесполый сексизм».

Цель лекции

Ввести понятие гендерной системы, тендерного порядка, тен­дерных контрактов. Показать трансформацию первоначальной ген­дерной политики большевистского режима. Дать анализ пост-со­ветского тендерного порядка.

Рекомендации

Особенность этой лекции состоит в сочетании достаточно сложной теоретической части с обилием исторического и друго­го рода эмпирического материала. При объяснении понятия «ген-дерная система» и связанных с ним понятий «гендерный поря­док», «тендерные контракты», «тендерные режимы» лучше всего опираться на работы Р.Коннелла и К.Пэйтман. Следует обратить внимание на характеристики, которые Коннелл дает различным социальным системам и институтам с точки зрения тендерного анализа.

И. Н. Тартаковская. Гендерная социология

Затем этот категориальный аппарат применяется к анализу российской тендерной системы: сначала советской, потом пост­советской. Здесь не обойтись без исторического обзора, с помо­щью которого можно проиллюстрировать различные этапы эво­люции российской гендерной системы. Удобнее всего это делать, выбрав в качестве вех соответствующие законодательные акты. Очень важно показать, что изначальная «эмансипационная про­грамма» большевиков имела утилитарный характер: женщины ос­вобождались с тем, чтобы служить не патриархальной семье, а государству.

Следует остановиться на «контрреформах» 1930-х гг.: запре­те абортов, усложнении процедуры развода, мерах по укреплению семьи и т.п. Охарактеризовать основной смысл предвоенной и пос­левоенной гендерной политики государства. Раскрыть содержа­ние базовых тендерных контрактов для мужчин и женщин.

Важно затем показать, как изменились эти контракты в пост­советское десятилетие, как социально-экономическая трансфор­мация повлияла на нормативные образцы мужественности и жен­ственности. Особенного внимания заслуживают изменение государственной политики, ситуация на рынке труда и медиа-реп­резентации.

ТЕМА 7. ТЕНДЕР И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Основные понятия

Национальная и тендерная идентичность; нация как общее происхождение (Volknation); нация как культурное единство (Kulturnation); нация как общее гражданство (Staatnation); нацио­нальное государство; мультикультурщ>сть; гражданство; демогра­фическая политика; национализм; фундаментализм; ассимиляция; «качество нации»; глобализация.

Цепь лекции

Показать, как тендерные отношения влияют и подвергаются влиянию национальных проектов и процессов. Описать положе­ние женщин и мужчин как членов определенных этничностей. Дать анализ биологического и культурного воспроизводства нацио­нальных и гендерных систем.

Методическое пособие

Рекомендации

Эта лекция носит междисциплинарный характер и требует привлечения материала из этнологии и политологии. Поскольку тема ее касается весьма обширного круга проблем, важно выде­лить определенные фокусы, вокруг которых может быть органи­зован материал. Такими фокусами могут быть три разные трак­товки феномена нации и национальной принадлежности: биологическая, культурная и гражданская. Важно, чтобы слуша­тели усвоили содержание гендерных ролей в рамках каждого из этих представлений, при этом не упуская из виду, что все они, в свою очередь, состоят из различных, часто противоречивых дис­курсов.

Необходимо принимать во внимание, что тема данной лек­ции может восприниматься кем-то из слушателей личностно, по­этому при ее изложении необходимо особенная корректность и де­ликатность. Слушателям не мешает напомнить, что Россия -многонациональная страна, и представление о гендерных режи­мах на примере лишь численно доминирующей национальности неизменно будет односторонним. Особого внимания заслуживает тема вооруженных конфликтов на национальной почве.

Центральным понятием лекции является гендерная и нацио­нальная идентичность. Следует разъяснить слушателям, что такое «политика идентичности». Наиболее выпукло пересечение генде-ра и национальности выглядит на примере тоталитарных и фунда­менталистских политических режимов XX века. Важно четко раз­вести понятия «национальность» и «этничность» и показать их социально-исторический смысл.

ТЕМА 8. СОЦИОЛОГИЯ МАСКУЛИННОСТИ

Основные понятия

Гегемонная маскулинность; несостоявшаяся маскулинность; гетеросексуальность; гомофобия; роль «кормильца»; агрессив­ность; автономия; доминирование; нормативное поведение; реп­резентация маскулинности; мизогиния; исключение другого; тен­дерное напряжение.

И. Н. Тартаковская. Гендерная социология

Цель лекции

Раскрыть содержание понятия «маскулинность». Определить конфигурацию гегемонной маскулинности. Рассмотреть основные сценарии «мужской роли» в пост-советском историческом кон­тексте.

Рекомендация

Прежде всего, следует объяснить слушателям, что маскулин­ность (или мужественность), как и женственность, является куль­турным конструктом, а не биологической данностью. Маскулин­ность и мужественность в сложившейся традиции научного словоупотребления являются синонимами. Следует познакомить их с основными социологическими подходами к определению со­держания маскулинности: эссенциалистским, структурно-функци­ональным и конструктивистским. Обратить внимание на укоре­ненность эссенциалистского подхода в обыденном сознании.

Центральным понятием лекции является «гегемонная мас­кулинность». Раскрывать его лучше всего на примере работ Ро­берта Коннелла. Главная сложность, которая может возникнуть при развитии темы лекции - это множественность понятия мас­кулинность, позволяющая говорить о «маскулинностях» во мно­жественном числе. Важно обратить внимание на то, что гегемон­ная маскулинность иерархически организована и подразумевает подавление «отклоняющихся» маскулинностей - прежде всего, го­мосексуальной.

Применение теоретического материала, содержащегося в лек­ции, к анализу советской и пост-советской реальности затруднено недостатком исследовательского материала. Проще всего поэто­му сосредоточиться на репрезентации маскулинности, которая раз­работана несколько лучше. Это позволит также вовлечь слушате­лей в интерактивную деятельность и даст им возможность самостоятельно приводить примеры для анализа. Следует подчер­кнуть, что «мужская роль», хотя и является доминантной, отяго­щена огромным количеством проблем и ограничений, которые приводят к все возрастающему ролевому напряжению. Этот тезис можно наглядно проиллюстрировать статистическими данными о мужской смертности, алкоголизме, суицидах.

Методическое пособие

ТЕМА 9. ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...