Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обще дидактический этап становления ПП




Тема: Педагогическая психология как предмет изучения.

1) предмет ПП;

2) структура ПП;

3) задачи ПП;

4) основная система понятий используемая в ПП;

5) место ПП в системе наук;

6) проблемы ПП;

7) принципы ПП;

8) методы ПП;

1. Предмет ПП. в современной пед. лит существуют разные ПРЕДМЕТЫ.

Крутецкий В.А. – ПП: изучает закономерности овладения ЗУН, исследует индивидуальное различие в этих процессах, закономерности формирования у школьников творческого мышления, изменения в психике.

Талызина: ПП: изучает процесс учения и его структуру;

Гальперин – ПП: процесс учения и все изменения связанные с учением(теория поэтапного формирования умственных действий);

Петровский – ПП:(предмет)изучение психологических закономерностей обучения и воспитания;

Предметом ПП является: факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в результате чего происходит интеллектуальное и личностное развитие. уточнение предмета ПП: не только исследует механизмы и закономерности процесса образования, но и стремиться интегрировать их в современную образовательную практику.

ПП как прикладная дисциплина ориентирована на психологическое обеспеченье образовательного процесса, что предполагает выявление и конструирование эффективных методов работы психолога и педагога в образовательной практике.

2. структура ПП.

структура по Зимней:

1) психология образовательной деятельности (как единство учебной и педагогической деятельности);

2) психология учебной деятельности и ее субъект(ученик, студент);

3) психология педагогической деятельности и ее субъект (учитель, преподователь);

4) психология учебно-педагогического сотрудничества и общения;

структура по Сталеренко:

1) психология высшей школы (высшего образования);

2) педагогическая психология школьного обучения;

3) психология профессионального образования;

3. задачи ПП.

1) исследование механизмов и обеспеченья условий необходимых для полноценного психического развития обучающихся и формирование их личности на разных возрастных этапах;

2) выявление и проектирование социально-педагогических условий максимально содействующих личностному развитию, самоопределению, саморазвитию субъектов образовательного процесса;

3) создание методического инструментария позволяющего выявить и спрогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития ребенка;

4) изучение психологических особенностей участников образовательного процесса и механизмов их влияния на ребенка;

5) разработка концептуальных подходов к деятельности психологической службы образования;

6) обеспеченье психологической службы эффективными методами работы;

7) создание научно обоснованной и практико-ориентированной системы подготовки психологов образования;

4. система понятий ПП:

учебная деятельность, учение, усвоение, обучение, формирование, научение –акт усвоения социального опыта; развитие, воспитание;

Место ПП в системе наук.

ПП связана с общей психологией, психологией развития, социальной психологией, дифференциальной п, с п. труда, философия, физиологией и гигиеной.

6. проблемы ПП;

1) проблема нахождения и максимально возможное использование каждого синзетивного периода ребенка;

2) проблема связи обучения и психического развития;

3) проблема психологической готовности детей к школе;

4) проблема педагогической запущенности ребенка;

5) проблема обеспеченья индивидуализации и дифференциации обучения;

6) проблема социальной адаптации и реабилитации;

7. принципы ПП;

1) принцип социальной целесообразности – развитие педагогической технологии обусловлено системой социальных ценностей и ожиданий принятых в рамках образовательной системы и в обществе в целом, которые определяют социальную целесообразность тех или иных действий в теории и практики;

2) принцип единства теории и практики;

3) принцип развития – эффективная система образования гармонично сочетает в себе развитие 3-х типов: 1) рост и созревание; 2) формирование; 3) преобразование;

4) принцип детерминации – связь с предыдущими или последующими событиями; 2 вида детерминации: 1) каузальная детерминация – когда событие или прошлый опыт неизбежно приводит к формированию определенного качества человека; 2) целевая детерминация – цели и ценности субъекта направляют и определяют его жизнедеятельность;

5) принцип системности – предмет исследования рассматривается как компонент системы. в ПП целью любой системы является – развитие ее участников осуществляемое на следующих уровнях: 1) индивидуальном (когнитивное, эмоциональное) 2) социальном (формирование коммуникативных навыков); 3) духовном;

метод – способ познания психологической реальности.

требования к методам:

1) научность;

2) валидность и надежность;

3) метод должен способствовать получению однозначной информации;

4) взаимозависимость методов, несмотря на их самостоятельность;

5) репрезентативность;

6) понятность требования предъявляемого испытуемому;

7) исследования не должны быть спонтанными, хаотичными, случайными, необходима исследовательская программа;

Основные методы психолого -педагогического исследования Вспомогательные методы
1) наблюдение: 1) наблюдать и изучать учащихся нужно в естественных условиях; 2) наблюдать следуют исходя из положения целостности человеческой личности; 3) всестороннее познание возможно на строго объективном материале; 4) личность следует рассматривать в тесной связи с условиями ее формирования; 5) необходима рассматривать черты личности в развитии, динамике; 6) ребенка следует изучать в коллективе и как члена коллектива; 7) необходимо наблюдать в различных условиях; 2) эксперимент. часто используется формирующий; 3) анкетирование; 4) анамнез о развитии личности и условий жизни; 5) беседа; 6) биографический метод; 7) изучение документаций; 8) изучение и анализ результатов деятельности; 9) проективные (методика незаконченного предложения); 10) карты психического развития; 11) социометрический метод;

 

Тема: История становления ПП. (можно посмотреть в учебнике Зимней)

1) обще дидактический этап становления ПП;

2) экспериментальный этап развития ПП;

3) теоретический этап развития ПП;

обще дидактический этап становления ПП

1 этап.начало обще дидактического этапа с середины 17 века после выхода книги Коменского «Великая дидактика» и до второй половины 19 века. Этот период представлен следующими учеными: Коменский, Жан-Жак Руссо, Генрих Пестолоци, Иогна Гербарт, Адольф Дистерверг, К.Д. Ушинский «человек как предмет воспитания»,Ф.П. Каптерев (1849-1922) 1895 «дидактические очерки. Теория образования», «педагогическая психология» 1876-77. Каптерев ввел в научный оборот понятие – образование.

2 этап. становления и развития ПП (экспериментальный этап). с конца 19 и до начало 50-х годов 20 века. 1903 работа Торндайка, 1926 «педагогическая психология» Выготского.

педагогические проблемы представлены в работах Нечаева, Бине, Пиаже, Валона, Уотсона, Скинера, Штерн, Выготский, Блонский.

В конце 19 начале 20 века не были найдены пути применения психологического эксперимента в педагогической практике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...