Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Психологическое воспитание




1) Психологическая сущность воспитания;

2) Стратегии психологического воздействия и взаимодействия в воспитании;

3) Принципы воспитания;

4) Психологическое условие эффективности методов воспитания;

5) Психологические условия воздействия коллектива на личность;

6) Психология самовоспитания;

7) Воспитания учащихся с отклонениями в поведении;

Воспитание (Бадмаев) – процесс социализации индивида, становление и развитие его как личности на протяжении всей жизнив ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе в специально организованной, целенаправленной деятельности родителей и педагогов. В узком смысле – обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования;

Воспитание (Ф.И. Иващенко) – процесс взаимодействия с ребенком, деятельность как индивидуальная так и совместная с ним, направлена на формирование его личности, моральных, эстетических и других качеств, привитие ему желательных форм и способов поведения, содействие максимальной реализации его потенциальных возможностей.

Предметом психологии в области воспитания является закономерности и механизмы формирования личности и поведения в процессе обучения и воспитания на разных возрастных этапах.

Характерные моменты на современном этапе понимания процесса воспитания:

1) Направленность на развитие личности каждого ученика, опора на индивидуальные особенности;

2) Ориентация не только на прямое воздействие, но и взаимодействие с личностью воспитанника;

3) Активизация внутренних ресурсов самого воспитанника, т.е. идея субъектности;

4) Усиление внимания к созданию необходимых условий для осуществления этих процессов;

Стратегии психологического воздействия и взаимодействия.

Воспитательное воздействие – метод, который учитель применяет к ребенку, когда пытается изменить, одобрить, повлиять на ребенка. Методы: убеждение, внушение, заражение, подражание.

Воспитательное взаимодействие – совместная деятельность взрослого и ребенка в результате которого устанавливается взаимопонимание, осуществляется взаимопомощь, а возможно и взаимоизменение.

Стратегии воспитания.

1) Императивная (объектная) стратегия: функции: контроль над поведением, установками человека. главное воздействие – принуждение;

2) Манипулятивная стратегия - основой данного подхода является пессиместический взгляд на природу человека. Человек по своей природе зол, агрессивен, аморален.

Э. Шостром выделяет 8 типов манипуляторов:

1) диктатор – преувеличение своей силы;

2) прилипала;

3) калькулятор – хочет знать все про всех, контролирует жизнь других;

4) жертва диктатора – преувеличивает свою зависимость, очень мнительный;

5) судья – излишне критичен, никому не верит;

6) защитник – преувеличивает свою заботу;

7) хулиган – управляет по средствам своей агрессивности, угроз;

8) славный парень – зануда, надоедает своей добротой, моральностью;

3) развивающая стратегия (основана на диалогическом подходе) – основана на вере в конструктивное, активное начало в человеке. Теоретической психологической основой является то, что внешние условия всегда преломляются через внутренний мир человека, не игнорируется активность самого человека. Основной принцип – активность человека развивается только в условиях взаимодействия с другими людьми построенного по принципу диалога;

Р. Бернс в своей книге отмечает принципы, которым должен следовать в своей работе учитель:

1) учитель должен демонстрировать полное доверие к детям;

2) должен выступать для учащегося как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратится за помощью;

3) он должен развивать способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

4) должен быть активным участником группового взаимодействия;

5) должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать и переживать чувства каждого;

3. Принципы воспитания;

Принцип -общее, руководящее положение требующее последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

Принципы:

1) Включение воспитанника в значимую для него деятельность;

2) Принцип демонстрации личности последствий своего поступка для референтной группы;

3) Принцип смены социальной позиции;

4) Принцип духовного развития личности;

4. Психологическое условие эффективности методов воспитания;

Методы воспитания должны соответствовать возрастным особенностям. Необходимо знание того, какой психологический механизм развития личности является ведущим в данном возрасте. Идентификация – осмысленное подражание;

Условия эффективности методов воспитания:

1) Знание и понимание психологии ребенка;

2) Включение школьника в деятельность;

3) Установление контакта с воспитанниками и преодоление смысловых барьеров. Контакт – установление таких взаимоотношений, когда возникает взаимопонимание и сотрудничество. Смысловой барьер – отрицательная реакция воспитанника на требование учителя, вызванное тем, что они вкладывают в данное требование разный смысл.

Типы смысловых барьеров:

1) Барьер самоутвреждения;

2) Барьер по форме предъявления – связан не с содержанием деятельности, а с ее оформлением;

3) Дифференцированный барьер – по отношению к требованию отдельных учителей;

4) Часто повторяющейся барьер;

5) Барьер связанный с не согласованностью личности и деятельности детей и педагогов;

6) Барьер разнонаправленных требований;

4) Условие. Предупреждение и преодоления аффекта неадекватности. Аффект неадекватности –тяжелое эмоциональное состояние, которое является результатом повышенных притязаний личности не совпадающими с ее реальными возможностями.

Причины возникновения аффекта неадекватности:

1) Незаслуженно высокие оценки со стороны окружающих;

2) Завышенные притязания и самооценка;

3) Доминирование направленности на себя;

5. Психологические условия воздействия коллектива на личность;

Условия воздействия коллектива на личность:

1) Признание личностью коллектива своей референтной группы;

2) Уровень притязаний ученика соответствует его реальному положению в группе;

3) Ученики сами выбирают правила поведения являющимися для них обязанностями и правами;

4) Если цели и задачи стоящие перед коллективом близки и доступны детям;

5) Влияет коллектив на личность через общественное мнение, через социально психологический климат в целом, через ценностные ориентации, через взаимопомощь, через взаимную требовательность, через социальные ожидания, через соревнования;

6) Психология самовоспитания.

Самовоспитание – сознательная, планомерная деятельность человека направленная на самосовершенствование свойств своей личности, которая соответствует требованиям общества и личной программе.

2 психологических механизма, которые срабатывают при самовоспитании:

1) Интериоризация;

2) Рефлексия;

Самовоспитание возникает на основе самосознания, которое включает: 1) самопознание в таких формах как: самоконтроль, самооценка, самоанализ; 2) самоотношение в таких формах как: самочувствие, самоуверенность, чувство достоинства; 3) саморегуляция в таких формах как: сдержанность.

Способы воздействия на самого себя в процессе самовоспитания:

1) Самовнушение;

2) Осознанное подражание;

3) Самопознание;

4) Самопохвала;

5) Самообязательства;

6) Самонаграждение;

7) Самонаказание;

8) Самоприказ;

9) Самоотчет;

10) Самоанализ;

3 способа самовоспитания (Ковалев):

1) Самоубеждение;

2) Самовнушение;

3) Упражнение/тренировка;

Нравственность – характеристика личности отражающая осознанное соблюдение существующих моральных норм, правил и принципов поведения во взаимодействии с другими людьми;

6 стадий нравственного развития Колберга:

Преднравственный уровень с 4-х до 10 лет: стадии1) покорность и наказание;2) личный интерес;

Конвенциональный уровень 10-13 лет: 3) одобрение других людей; 4) авторитет, закон и порядок

Постконвенциональнй с 13 лет: 5) общественный договор и демократия; 6) универсальные принципы;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...