Тема: Психологическое воспитание
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 1) Психологическая сущность воспитания; 2) Стратегии психологического воздействия и взаимодействия в воспитании; 3) Принципы воспитания; 4) Психологическое условие эффективности методов воспитания; 5) Психологические условия воздействия коллектива на личность; 6) Психология самовоспитания; 7) Воспитания учащихся с отклонениями в поведении; Воспитание (Бадмаев) – процесс социализации индивида, становление и развитие его как личности на протяжении всей жизнив ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе в специально организованной, целенаправленной деятельности родителей и педагогов. В узком смысле – обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования; Воспитание (Ф.И. Иващенко) – процесс взаимодействия с ребенком, деятельность как индивидуальная так и совместная с ним, направлена на формирование его личности, моральных, эстетических и других качеств, привитие ему желательных форм и способов поведения, содействие максимальной реализации его потенциальных возможностей. Предметом психологии в области воспитания является закономерности и механизмы формирования личности и поведения в процессе обучения и воспитания на разных возрастных этапах. Характерные моменты на современном этапе понимания процесса воспитания: 1) Направленность на развитие личности каждого ученика, опора на индивидуальные особенности; 2) Ориентация не только на прямое воздействие, но и взаимодействие с личностью воспитанника; 3) Активизация внутренних ресурсов самого воспитанника, т.е. идея субъектности;
4) Усиление внимания к созданию необходимых условий для осуществления этих процессов; Стратегии психологического воздействия и взаимодействия. Воспитательное воздействие – метод, который учитель применяет к ребенку, когда пытается изменить, одобрить, повлиять на ребенка. Методы: убеждение, внушение, заражение, подражание. Воспитательное взаимодействие – совместная деятельность взрослого и ребенка в результате которого устанавливается взаимопонимание, осуществляется взаимопомощь, а возможно и взаимоизменение. Стратегии воспитания. 1) Императивная (объектная) стратегия: функции: контроль над поведением, установками человека. главное воздействие – принуждение; 2) Манипулятивная стратегия - основой данного подхода является пессиместический взгляд на природу человека. Человек по своей природе зол, агрессивен, аморален. Э. Шостром выделяет 8 типов манипуляторов: 1) диктатор – преувеличение своей силы; 2) прилипала; 3) калькулятор – хочет знать все про всех, контролирует жизнь других; 4) жертва диктатора – преувеличивает свою зависимость, очень мнительный; 5) судья – излишне критичен, никому не верит; 6) защитник – преувеличивает свою заботу; 7) хулиган – управляет по средствам своей агрессивности, угроз; 8) славный парень – зануда, надоедает своей добротой, моральностью; 3) развивающая стратегия (основана на диалогическом подходе) – основана на вере в конструктивное, активное начало в человеке. Теоретической психологической основой является то, что внешние условия всегда преломляются через внутренний мир человека, не игнорируется активность самого человека. Основной принцип – активность человека развивается только в условиях взаимодействия с другими людьми построенного по принципу диалога; Р. Бернс в своей книге отмечает принципы, которым должен следовать в своей работе учитель:
1) учитель должен демонстрировать полное доверие к детям; 2) должен выступать для учащегося как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратится за помощью; 3) он должен развивать способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его; 4) должен быть активным участником группового взаимодействия; 5) должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать и переживать чувства каждого; 3. Принципы воспитания; Принцип -общее, руководящее положение требующее последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах. Принципы: 1) Включение воспитанника в значимую для него деятельность; 2) Принцип демонстрации личности последствий своего поступка для референтной группы; 3) Принцип смены социальной позиции; 4) Принцип духовного развития личности; 4. Психологическое условие эффективности методов воспитания; Методы воспитания должны соответствовать возрастным особенностям. Необходимо знание того, какой психологический механизм развития личности является ведущим в данном возрасте. Идентификация – осмысленное подражание; Условия эффективности методов воспитания: 1) Знание и понимание психологии ребенка; 2) Включение школьника в деятельность; 3) Установление контакта с воспитанниками и преодоление смысловых барьеров. Контакт – установление таких взаимоотношений, когда возникает взаимопонимание и сотрудничество. Смысловой барьер – отрицательная реакция воспитанника на требование учителя, вызванное тем, что они вкладывают в данное требование разный смысл. Типы смысловых барьеров: 1) Барьер самоутвреждения; 2) Барьер по форме предъявления – связан не с содержанием деятельности, а с ее оформлением; 3) Дифференцированный барьер – по отношению к требованию отдельных учителей; 4) Часто повторяющейся барьер; 5) Барьер связанный с не согласованностью личности и деятельности детей и педагогов; 6) Барьер разнонаправленных требований; 4) Условие. Предупреждение и преодоления аффекта неадекватности. Аффект неадекватности –тяжелое эмоциональное состояние, которое является результатом повышенных притязаний личности не совпадающими с ее реальными возможностями.
Причины возникновения аффекта неадекватности: 1) Незаслуженно высокие оценки со стороны окружающих; 2) Завышенные притязания и самооценка; 3) Доминирование направленности на себя; 5. Психологические условия воздействия коллектива на личность; Условия воздействия коллектива на личность: 1) Признание личностью коллектива своей референтной группы; 2) Уровень притязаний ученика соответствует его реальному положению в группе; 3) Ученики сами выбирают правила поведения являющимися для них обязанностями и правами; 4) Если цели и задачи стоящие перед коллективом близки и доступны детям; 5) Влияет коллектив на личность через общественное мнение, через социально психологический климат в целом, через ценностные ориентации, через взаимопомощь, через взаимную требовательность, через социальные ожидания, через соревнования; 6) Психология самовоспитания. Самовоспитание – сознательная, планомерная деятельность человека направленная на самосовершенствование свойств своей личности, которая соответствует требованиям общества и личной программе. 2 психологических механизма, которые срабатывают при самовоспитании: 1) Интериоризация; 2) Рефлексия; Самовоспитание возникает на основе самосознания, которое включает: 1) самопознание в таких формах как: самоконтроль, самооценка, самоанализ; 2) самоотношение в таких формах как: самочувствие, самоуверенность, чувство достоинства; 3) саморегуляция в таких формах как: сдержанность. Способы воздействия на самого себя в процессе самовоспитания: 1) Самовнушение; 2) Осознанное подражание; 3) Самопознание; 4) Самопохвала; 5) Самообязательства; 6) Самонаграждение; 7) Самонаказание; 8) Самоприказ; 9) Самоотчет; 10) Самоанализ; 3 способа самовоспитания (Ковалев): 1) Самоубеждение; 2) Самовнушение; 3) Упражнение/тренировка; Нравственность – характеристика личности отражающая осознанное соблюдение существующих моральных норм, правил и принципов поведения во взаимодействии с другими людьми; 6 стадий нравственного развития Колберга: Преднравственный уровень с 4-х до 10 лет: стадии1) покорность и наказание;2) личный интерес; Конвенциональный уровень 10-13 лет: 3) одобрение других людей; 4) авторитет, закон и порядок Постконвенциональнй с 13 лет: 5) общественный договор и демократия; 6) универсальные принципы;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|