Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: оценка, ее значение в учебном процессе.




1) Педагогическая оценка и ее функции;

2) Виды педагогических оценок;

3) Типы оценок в ситуации опроса;

4) Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка;

Воспитательное воздействие педагога посредством оценки. Умственное развитие ребенка осуществляется не только через предмет, но и по средствам оценки.

Педагогическая оценка может быть рассмотрена с 2-х сторон (по Ананьеву):

1) Ориентирующий;

2) Стимулирующий;

Функции педагогической оценки:

1) Ориентирующая;

2) Стимулирующая -;

3) Социальная (применительно к результаты);

4) Развивающая;

5) Регулирующая функция;

6) Санкционирующая;

7) Организующая;

8) Воспитывающая;

Стимулы:

Материальные, моральные, социально педагогические.

Немов выделяет виды педагогических оценок:

1) Предметные педагогические оценки – касается деятельности ученика, но не личности;

2) Персональные педагогические оценки;

3) Материальные педагогические оценки;

4) Моральные педагогические оценки (похвала) или порицание;

5) Результативные педагогические оценки (относятся к конечному результату);

6) Процессуальные педагогические оценки (относятся к процессу);

7) Количественные педагогические оценки (соотносятся с объемом выполненной работы);

8) Качественные педагогические оценки;

Типы оценок в ситуации опроса (Ананьев):

Порциальная педагогическая оценка – выступают в форме отдельных оценочных обращений и относятся не к системе знаний и не к предмету в целом, а к определенному частичному умению или навыку.

1) Двойственные оценки (амбивалентные) – состоят из следующих: а) отсутствие оценки; б) опосредованная оценка; в) неопределенная оценка; отсутствие оценки и опосредованная оценка Ананьев называет исходными. Неопределенная оценка является переходом к определенным оценкам.

2) Отрицательные оценки – замечание (отмечает не знания и умения, а поведение) становится отрицательным тогда, когда ряд замечаний подает на одного и того же человека, отрицание (слова, фразы указывающие на неправильность ответа и стимулирующие перестройку хода решения), слова отрицания – нет, не знаешь, не то. Порицание (формы наказания, насмешка, сарказм, нотации, упреки, угрозы)

3) Положительные оценки – согласие (слова, фразы указывающие на правильность ответа, стимулирующие движения, мысли в том же направлении), внимание, одобрение, ободрение, признание (выделение тех или иных достоинств)

Эмпирические правила оценивания:

1) Безусловная объективность оценки;

2) Учет личности ее возможностей;

3) Оценка затрагивающая отрицательные личностные качества не должна даваться публично;

4) Необходимо разъяснить свой подход к оцениванию ученика;

5) Оценивание необходимо осуществлять систематически;

6) Любое сомнение трактуется в пользу ученика;

7) Надо помнить о стимулирующей функции педагогической оценки;

Нормы оценки:

1) Групповые – оценивание идет в узком интервале времени;

2) Индивидуальные – достижения ученика сопоставляется с предыдущими результатами;

В младенческом и раннем детском возрасте используется эмоционально - экспрессивная оценка.

В старшем дошкольном возрасте добавляются оценки связанные с поведением и демонстрация умений и навыков.

МШВ на первый план выходят оценки связанные с ЗУН и соблюдением правил поведения.

Подростковый возраст на первый план выходят социально – психологические оценки.

В старшем школьном возрасте возникает роль оценок, которые дают взрослые люди, более существенными становятся оценки личностного плана, оценки которые дают взрослые люди преломляются через самооценку, собственное восприятие становится более существенным чем оценки получаемые со стороны

Тема:

1) Общая характеристика обучаемости

2) Показатели умственного развития и обучаемости

3) Причины не успеваемости школьников

4) Типы неуспевающих школьников

Обучаемость (Выготский) – зона ближайшего развития;

Обучаемость (Ананьев) – восприимчивость к усвоению знаний;

Обучаемость (Менчинская) – восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности;

Обучаемость (Калмыкова) – совокупность интеллектуальных свойств человека от которых зависит продуктивность учебной деятельности;

Под продуктивностью понимается: качество, темп работы, объем единицы времени.

Обученность (Маркова) – совокупность всех характеристик психического развития, которые являются результатом предыдущего обучения;

Обучаемость (Маркова) – восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного развития;

Индивидуальные различия обучаемых по Клаусу
Параметр сравнения Позитивный тип Негативный тип
скорость Быстро, легко, прочно, легко переучивается, гибкий Медленно, с трудом, поверхностность, ригидность
тщательность Аккуратно, добросовестно, основательно. Халатно, небрежно, поверхностно.
мотивация Активно, увлеченно, усердно, охотно. Под давлением, пассивно, безучастно, не охотно.
Регуляция действия Самостоятельно, планомерно, независимо, целенаправленно, постоянно. Бесцельно, без плана, периодически, неустойчиво.
Когнитивная организация Осознанно, с пониманием, рационально, экономно. Механически, не понимая, случайно, методом проб и ошибок, не рационально.
Общая оценка Хорошо. Плохо.

 

2 обучаемость и умственное развитие.

Умственное развитие – совокупность изменений качественного и количественного характера происходящих в умственной деятельности с изменением возраста и обогащением опыта человека.

Показатели умственного развития:

1) Запас знаний и степень их систематизации;

2) Использование рациональных приемов умственной деятельности;

3) Наличие правильно организованной структуры учебной деятельности с компонентами: постановка задачи, выбор средств решения, самоконтроля и самооценки;

4) Общее развитие учащихся: 3 линии развития: 1) развитие деятельности наблюдения; 2) мышления; 3) практические действия;

5) Качество умственной деятельности;

Показатели обучаемости:

1)темп обучения;

Гибкость переключения на новые работы;

Прочность усвоения

экономичность

способность к обчениею;

выносливость;

активность;

показатели обучаемости (Маркова):

1) Активность ориентировки в новых условиях;

2) Инициатива в выборе не обязательных решений;

3) Настойчивость в достижении поставленной цели;

4) Помехоустойчивость;

5) Восприимчивость, готовность к помощи другого человека;

3) Причины не успеваемости

Успеваемость – оценка учебных достижений выраженная в системе отметок.

Причины неуспеваемости (Гильбух):

1) Педагогические: а) поведение педагогов, родителей – нет индивидуального подхода, невнимание, не любовь; б) поведение учеников – пропуски занятий, не желание учится;

2) Психологические: не сформированность мотивационной, эмоционально-познавательной сферы, не высокие способности, низкие задатки;

3) Психофизиологические причины: функциональная слабость ВНД;

4) Социально-экономические

4 типы неуспевающих школьников

2 типа:

1) Педагогически запущенные – низкое качество интеллектуальной деятельности с сочетанием положительного отношения к школе;

2) С пониженной обучаемостью;

Мурчковский в основе деления на типы: мотивация и уровень умственного развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...