Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Год в Петербурге первый съезд по ПП.




Сближение психологии с педагогической практикой возможно только на пути экспериментального исследования в самом процессе обучения и воспитания.

в 20-30 годы 19 века сложились много педагогических концепций: 1) теория развития ВПФ Выготского; 2) идеи Макаренко А.С.

3 этап развития ПП – теоретический. Были созданы психологические теории обучения. 1954 идея программированного обучения Скинер. 1957 публикации П.Я. Гальперина, 1970 Талызина излагались основные вопросы поэтапного формирования умственных действий. Была создана теория проблемного обучения Матюшкин, Махмутов, Оконь, Кудрявцев. Была создана теория учебной деятельность Д.Б. Эльконина. 1970-1980 Эльконин, Давыдов теория развивающего обучения. Теория дифференцированного обучения. Исследования учебной деятельности Ильясов. Маркова «мотивация учебной деятельности».

Тема: Основные аспекты процесса обучения.

1) процесс обучения и его структура;

2) обучение и развитие;

3) основные психологически ориентированные модели школьного обучения;

Процесс обучения и его структура.

Обучение (Толызина) – деятельность учителя в учебном процессе.

Обучение (Столеренко) – целенаправленный педагогический процесс организации стимулирования активной познавательной деятельности по овладению научными знаниями и навыками, развитие творческих способностей, мировоззрения и нравственно –эстетических взглядов.

обучение (Зимняя) – целенаправленная последовательная передача общественно-исторического социо культурного опыта другому человеку в специально организованных условиях.

Задачи обучения:

1) стимулирование учебно-познавательной активности;

2) организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

3) совершенствование учебных умений и навыков;

4) выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

характеристики процесса обучения:

1) обучение – это общественно исторический процесс, т.к. обществом созданы институты сохранения и передачи знаний (школы, ВУЗы и тд.), содержание учебной информации и способы ее передачи детерминированы потребностями общества и психолого педагогическими концепциями;

2) обучение – социально психологический процесс в котором происходит не только передача информации но и формируется социальные роли, позиции, установки;

3) обучение – это процесс общения, который отличается субъект - субъектными связями и взаимоотношениями;

4) обучение – это важнейший аспект деятельности педагога;

5) обучение – это процесс активности и педагога, и учащегося;

В 90-е годы был сформулирован личностно-деятельностный подход к процессу обучения ( личностный компонент был привнесен из гуманистической психологии). Личностный компонент предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели. Деятельностный компонент педагог и учащийся рассматриваются как субъекты образовательного процесса и овладение учебным материалом осуществляется как деятельность.

Структура процесса обучения:

1) целевой компонент:1 цели – осуществить через обучение связь поколений; 2 – способствовать психическому развитию личности. Цели: перспективные; промежуточные; ближайшие. Исходя из цели можно выделить: теоретическое, практическое и образное обучение.

2) Содержательный компонент;

3) Способы обучения – перевод научно-теоретического уровня знаний в методический;

4) Вариативность обучения;

5) Результаты обучения: положительные и отрицательные;

Обучение (Казанская) – учебная деятельность ученика/студента; деятельность преподавателя; (мотивы, цели, содержание и действие);

2) обучение и развитие;

2 причины интереса к проблеме обучения и развития:

1) практические запросы социально-педагогического плана;

2) теоретический интерес;

1) теории исходящие от признания независимости от обучения (Пиаже, Фрейд);

2) теории отождествляющие эти 2 процесса, сводят развитие к обучению (Торндайк)№

Основные психологически ориентированные модели школьного обучения

модели обучения (по Холодной):

1) свободная модель – в процессе обучения в максимальной степени учитывается инициатива ребенка, жестская система отсутствует, поощряется импровизация, необязательное наличие строгих учебных программ, наличие контроля и оценки не обязательно. Ключевой психологический элемент – свобода индивидуального выбора. (Штайнер);

2) диалогическая модель -в центре внимания – целенаправленное развитие интеллекта учащихся, на 1-й план выход формирование диалогизма как основного определения человеческой мысли, в виде диалога культуры, диалога идей. При таком обучении создаются условия для индивидуального творчества. Вместо учебников используются тексты (первоисточники). Ключевой психологический элемент – диалогичность индивидуального сознания. (Библер, Курганов);

3) личностная модель – основная задача – общее развитие учащихся. Обучение по Занкову. Ключевой психологический элемент – целостной личностный рост.

4) Обогащающая модель -цель – интеллектуальное развитие учащихся за счет актуализации и усложнения ментального (умственного) развития ребенка. Каждый ребенок «заполнен» собственным ментальным опытом и имеет определенный диапазон возможного наращивания своих интеллектуальных сил. Ключевой психологический элемент – индивидуальный и ментальный опыт. (Холодная, Демидова);

5) Развивающая модель – направлена на развитие основ теоретического мышления. Ключевой психологический элемент - способы деятельности. (Эльконин, Давыдов)

6) Структурирующая модель -особое внимание – организации учебной информации, созданию содержательных комплексов или блоков в виде укрупненных дидактических единиц. Совместное изучение родственных разделов, взаимосвязанных действий и операций, усвоения знаний на основе сравнения. Ключевой психологический элемент – организация знаний.

7) Активизирующая модель – направлена на повышение уровня познавательной активности за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций. Учитываются 2 психологических фактора: 1) познавательная мотивация; 2) мыслительная активность в условиях разрешения проблемных ситуаций. Ключевой психологический элемент – познавательный интерес (Матюшкин, Кудрявцев);

8) Формирующая модель – основывается на следующем – влиять на умственное развитие это значит осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения. В процессе обучения ученик должен пройти следующие этапы: мотивация, ориентировочная основа действий, материальное действие, проговаривание в слух, речь про себя, умственное действие. Ключевой психологический элемент – умственное действие. (Гальперин, Талызина).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...