Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Народная игра как условие творческого развития старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения: теоретические аспекты




Введение

 

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Развитие творческих способностей в игровой деятельности - актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.

Детское творчество - это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

В настоящее время актуальным является проблема приобщения молодого поколения к национальной культуре, что трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки; пусть это будут и народные игры, в которые радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Дошкольный возраст - это особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в игре ребенок познает окружающий мир и общается со сверстниками. Народные игры являются одним из средств полноценного развития ребенка, формирования позитивных отношений дошкольника со сверстниками.

Народные игры для дошкольников - это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Народные игры могут подарить дошкольникам встречи с чудными мелодиями, исполненными подлинно родным языком; они приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании маленького человека любовь к доброте. Народные игры для дошкольников выдержали испытание временем, отшлифовались годами и представляют для педагогов истинную педагогическую кладезь.

Народные игры для дошкольников в естественной форме ненавязчиво учит ребенка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным. Народные игры для дошкольников были непременным элементом обрядовых праздников.

Народное творчество и народные игры на протяжении веков является сокровищницей национальных традиций, основным компонентом сохранения национального своеобразия художественной культуры. Оно стало основой для развития многих жанров профессионального искусства, ему принадлежит огромная роль в процессе эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования верных морально-этических ориентиров, заложенных в народном творчестве как наиболее емкой и образной форме выражения национального характера каждого народа.

К сожалению, многие народные игры для дошкольников сегодня почти исчезли из детства. Мы считаем, что именно в процессе приобщения к народным традициям и народному творчеству средствами народных игр возможно повысить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Особенно это касается старших дошкольников, стоящих на пороге новой, школьной, жизни. Этот возраст многие ученые определяют как самый податливый для педагогического воздействия: у ребенка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия, «впитывания» чрезвычайно высока.

Л.С. Выготский выделяет как один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии творческих способностей и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Объектом исследования был определен процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте, а предметом исследования - роль народных игр в ходе развития творческих способностей старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Целью данной учебно-исследовательской работы является выявление и обоснование эффективности использования народных игр в процессе развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ).

В ходе работы была выдвинута гипотеза: народная игра является эффективным средством развития творческих способностей старших дошкольников при условиях систематичности и комплексности применения в процессе игровой деятельности старших дошкольников.

Для доказательства выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

) раскрыть особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

) проанализировать педагогическую значимость народной игры и ее роль в процессе развития творческих способностей старших дошкольников;

) провести экспериментальную работу по развитию творческих способностей у старших дошкольников в процессе специально организованной игровой деятельности детей в условиях ДОУ;

) подвести итоги экспериментального исследования и выработать методические рекомендации.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение); эмпирические (беседа, анализ продуктов творческой деятельности дошкольников, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент); статистические методы исследования.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют философские и психолого-педагогические концепции развития личности, основные положения о роли деятельности в воспитании творческой личности. Необходимость обращения к народной культуре в процессе воспитания обосновывается в трудах И.А. Ильина, Л.Н. Толстого,К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и др. К вопросам развития творческих способностей в детском возрасте обращались Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Лук, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др. Теория игры показана в работах Г. Спенсера, А. Адлера, Д.Н. Узнадзе П.П. Блонского и др. Игра как ведущая деятельность дошкольника анализируется в трудах А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Н. Рубинштейна, А.П. Усовой и др.

Экспериментальная база исследования - ДОУ детский сад № 33 с. Пышлицы. В эксперименте принимали участие 27 детей старшей дошкольной группы.

Практическая значимость работы заключается в том, что данные исследования, методические рекомендации, выработанные по итогам эксперимента, могут быть использованы воспитателями ДОУ и родителями для работы с детьми дошкольного возраста.

Основные этапы исследовательской деятельности:

Работа проходила в три этапа. На первом этапе исследования проводился теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, помимо этого осуществлялся анализ программно-методической деятельности ДОУ детский сад № 33 с. Пышлицы, где непосредственно работает автор исследования. На втором этапе был проведен педагогический эксперимент, показавший эффективность использования народных игр в процессе развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. На третьем этапе были подведены итоги исследования и оформлены в виде выпускной квалификационной работы.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


 

Глава 1. Народная игра как условие творческого развития старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения: теоретические аспекты

Творчество как феномен человеческой деятельности

 

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

В принципе можно предположить, что творческие способности в определенной мере присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Многое зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому. Творческие способности не создаются, а высвобождаются. Существует много талантов, от крупных и ярких до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса, алгоритм его протекания одинаков для всех [25,с.137].

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Творческие способности определяется как новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Понятию «творческие способности» также можно дать и более широкое определение.

Философы определяют творческие способности, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.

«Развитие творческих способностей, - писал Л. С. Рубинштейн, - совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня» [27,с.65].

Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности [34, с.363].

По сути дела, творчество - это способность создавать любую принципиально новую возможность.

В «Педагогике» В. А. Сластенина под творческими способностями понимаются способности, отражающие глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения [28, с.189].

К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованиям сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать не стандартные решения, создавать продукты, характеризующихся новизной.

Психологи утверждают, что развитие творческих способностей связаны с развитием воображения, фантазии. Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления творчества отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели, творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности [28, с. 148].

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Когда творчество направлено на поиск нового, оригинального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой многоуровневую систему. В этой системе выделяются специфические мотивы, цели, способы действия, фиксируются особенности их динамики [24, с.139].

Очевидно, что понятие «творчество» тесным образом связано с понятием «творческая деятельность».

Творческая деятельность - нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность [29, с.405].

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действия, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческому или комбинирующему поведению. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспосабливаться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.

Известно из научных исследований, что способности человека к различным видам деятельности индивидуальны. Уровень их развития и скорость усвоения отличается у отдельных детей. Эта закономерность проявляется и в творческих способностях. Практических опыт показывает, что исходные предпосылки для развития способностей являются врожденными, но можно стимулировать развитие некоторых из них с помощью специальных методов и условий обучения. Развитие способностей осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности [18, с. 8].

Л.С. Выготский определяет творчество как ту деятельность, «которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [9, с. 6].

Однако особенности этой деятельности трактуются и понимаются учеными и специалистами разнообразно. И если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

В данной работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.

Проанализируем компоненты творческих способностей, ведь они представляют собой сплав многих качеств, и вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [Цит. по: 18, с.45].

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

Гибкость мышления.

Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

Лёгкость генерирования идей.

Творческое воображение.

Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [16, с. 73].

Кандидаты психологических наук В. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.

. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

. Умение видеть целое раньше частей.

. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях [13, с.55-56].

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

. Способность рисковать.

. Дивергентное мышление.

. Гибкость в мышлении и действиях.

. Скорость мышления.

. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

. Богатое воображение.

. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

. Высокие эстетические ценности.

. Развитая интуиция [Цит. по: 18, с.36].

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...