Проведение формирующего эксперимента в условиях ДОУ
народный игра творчество дошкольный Характеристика ДОУ Содержание образовательного процесса определяется следующими программами и педагогическими технологиями: Основная образовательная программа: • «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова, 2010г. Дополнительные образовательные программы: • Программа «Развитие речи детей дошкольного возраста». О.С.Ушакова • «Музыкальные шедевры», О.П.Радынова • «От звука к букве», Е.В. Колесникова • «Математические ступеньки», Е.В. Колесникова • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева • «Воспитание экологической культуры дошкольников», «Юный эколог», С.И. Николаева • «Конструирование и ручной труд в детском саду», Л.В.Куцакова • «Занятия по изодеятельности в детском саду», Т.С. Комарова • «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», А.В. Алешина • «Обучение плаванию в детском саду», Т.И. Осокина • «Здравствуй мир», Л.А. Вахрушева • «Физическая культура дошкольников», Л.Д.Глазырина Дополнительные образовательные услуги. • Кружок для детей старшей группы «Мир детских фантазий». • Кружок для детей разновозрастной группы «Азбука дорожного движения». • Кружок по краеведению для детей подготовительной группы «Люблю тебя, мой край родной!». • «Аэробика» - для детей старшего возраста. Дополнительная образовательная работа направлена на реализацию приоритетного направления - социально - личностное развитие детей. Проводиться в форме игровых занятий в каждой возрастной группе один раз в неделю во вторую половину дня. Приоритетным направлением ДОУ является:
Социально-личностное Цель: развитие устойчивого интереса к познанию окружающего мира через ознакомление с культурными, историческими ценностями России, родного края, села; формирование начал экологической культуры, осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы; воспитание нравственно- патриотических чувств, гражданственности, общечеловеческих качеств; приобщение к национальным традициям. Наш детский сад является опорным по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Задачи: формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских национальных традиций, устного народного творчества, предметов национальной культуры; восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности, донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры; воспитание чувства патриотизма, любви к Родине. Ход работы по созданию комплекса народных игр, способствующих развитию творческих способностей старших дошкольников Этап первый - теоретический - включал в себя: ) анкетирование; ) подбор методической литературы и создание библиотеки по народным играм для всех возрастных групп; ) создание предметно-развивающей среды: открытие музея русского быта и игрушки, оформление уголков старины. Анкетирование Одной из наиболее удачных форм работы мы считаем анкетирование воспитателей и родителей. Результаты анкетирования помогли нам составить план работы консультаций, семинаров, практических занятий. В процессе исследования были затронуты самые разные темы. Но прежде всего нас интересовало следующее. . Считают ли родители нужным воспитание ребенка с привлечением традиций, обычаев и обрядов русского народа? - Из 100 опрошенных 70 ответили положительно. . Знают ли их дети народные игры? - Из 80 ответов - 30 утвердительных: играм обучают в детском саду.
. Играли ли родители в детстве в народные игры? - Из 95 человек, в том числе бабушек и прабабушек, 60 ответили положительно(играли в деревне или на даче). . С кем сегодня больше общается ребенок дома (бабушка, дедушка, старший брат или сестра)? - Из 90 человек ответили: 50 - бабушка, 20 - старший брат или сестра. . Знают ли педагоги народные игры? - Из 25 ответов все утвердительные: от бабушек, старших сестер, братьев или узнали на летних каникулах в деревне. . Какие игры помнят из своего детства? . Что способствует организации народной игры в детском саду? . С какого возраста надо начинать играть в народные игры с детьми? - С точки зрения педагогов - чем раньше, тем лучше. Родители считают, что с 2-3 лет, но обязательно нужно. . Достаточно ли материала по организации народных игр? . Нужны ли специальные пособия и атрибуты для народных игр? . Могут ли быть полезными просмотр видеокассет о быте русского народа, проведение праздников с участием профессиональных коллективов? Мы составили анкеты специально для родителей, педагогов и даже детей старшего возраста. Родители сначала отвечали без желания, тема для некоторых была незнакома. Мы предложили им литературу, посоветовали побеседовать с бабушками и дедушками и получили хорошие результаты. Педагоги отнеслись к опросу с любопытством, ведь всегда детей воспитывали на примерах старшего поколения, положительных героев из книг. Детям помогали отвечать родители и воспитатели: знания детей об игрушках оказались выше и интереснее, чем у взрослых. Анкетирование «Что такое народная игра» (для воспитателей) . Что такое народная игра? . Что такое народная игрушка? . Что Вам известно о возникновении народных игр? . Знакомы ли Вы с классификацией народных игр? . Как народная игра влияет на нравственное воспитание? . Познавательны ли народные игры? . Помогает ли народная игра развивать эмоциональную сферу ребенка? . С какого возраста можно играть с детьми в народные игры? . Любят ли дети народные игры и за что? . Назовите любимые игры детей в своих группах? . Кто является инициатором проведения народных игр? . Влияет ли игра на характер детей? . Сколько времени Вы отводите на народные игры?
.Сколько по времени дети играют в народные игры? . Как Вы дополняете народные игры? Анкетирование «Игры моего детства» (для воспитателей) ФИО Профессия Возраст Образование . С кем Вы росли в семье (братья, сестры, бабушка, дедушка)? . Где родились и провели детство? . О какой игре из своего детства можете рассказать? . Опишите три игры из своего детства. . С кем Вы играли, в какие игры и игрушки? . Назовите свои любимые игры и игрушки? . До какого возраста Вы играли? Анкетирование «Любимые игрушки» (для детей) . Какие игрушки есть у тебя? . Какие из них любишь больше всего? . Любишь ли ты игрушки, сделанные руками взрослых? . Какую игрушку ты мечтаешь получить на день рождения? . Играют ли с тобой взрослые? . Какая игра тебе запомнилась? . Если игрушка сломалась, что ты делаешь? . Как ты относишься к деревянным игрушкам (матрешки, конструктор)? Анкетирование «Как мы играем с ребенком» (для родителей) ФИО Состав семьи . Есть ли друзья у Вашего ребенка? . Как Вы выбираете игры и игрушки для малыша (просто так, с определенной целью, ориентируясь на автора, цену)? . Покупаете ли ребенку игрушки народных промыслов (матрешка, дудочки, глиняные свистульки)? . В какие игрушки больше всего любит играть Ваш ребенок? . С кем он играет дома? . Убирает ли ребенок игрушки (сам, вместе с Вами)? . Как часто Вы покупаете игрушки? . Что делаете, если игрушка сломалась? . Играете ли Вы с ребенком в подвижные и народные игры («Каравай», «Пузырь»)? . В какие из настольных игр ребенок играет чаще всего (пирамидки, кубики, пазлы)? Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры» (для родителей) . Можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа: а) как жили наши предки? б) какими занимались ремеслами? в) как сеяли хлеб? г) какую на Руси носили одежду? . Знаете ли Вы русские праздники? . Нужно ли ребенку давать толкования старославянских слов? . Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины? . Нужно ли соблюдать обряды, традиции? . Надо ли знать народные сказки, былины?
. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду? . Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и бабушек? Знает ли об этом малыш? . Какие народные игры Вам известны? . Играете ли Вы в них с ребенком? . Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий и др.)? Анкетирование «Традиции русской народной культуры» (для детей старшего дошкольного возраста) Место проживания наших предков . В каких домах раньше жили люди? . Какой самый главный предмет обихода в русской избе? . Как служила печь человеку? . Какие пословицы ты знаешь о русской печи? . В каких русских сказках упоминается о печи? . Знаешь ли ты, что такое красный угол, бабий кут, середа? Труд на Руси . Как дети помогали родителям? . Какие хозяйственные работы выполняли женщины, а какие мужчины? . Чему учили девочек с пяти лет? . Чем отличалась работа мальчиков от работы девочек? Русская народная одежда . Расскажите об одежде русского крестьянина. . Расскажите об одежде девочки, девушки, женщины. . Какую женскую и мужскую обувь носили на Руси (туфли, башмаки, чеботы, сапоги, лапти, онучи, валенки)? . Какие русские уборы носили (тюбетейка, колпак, картуз, кокошник, шапка)? Русская кухня .Какой был главный продукт на столе? . Какие традиционные блюда русской кухни ты знаешь (блины, оладьи, ватрушки, печенье, пряники, дичь, каша)? . Что пили в жаркую погоду (квас, холодное молоко,березовый сок)? Обычаи . Какие народные приметы ты знаешь? . Какие народные праздники ты знаешь? . Назови пословицы о труде. Народные игры . Знаешь ли ты русские народные игры? . Назовите игры, в которые ты играешь с детьми в детском саду, на даче, площадке? . Играешь ли ты в народные игры с родителями, бабушкой и дедушкой? Старинные игрушки . Какие виды древнерусского искусства ты знаешь (дымка, городец, хохлома, гжель, резьба по дереву)? . Расскажи, из чего раньше делали игрушки (глина, дерево, нитки, солома). . Есть ли такие игрушки у тебя? . Играешь ли ты в них? Второй этап - практический. Данный этап включал в себя: встречи за круглым столом с родителями, практические занятия, консультации для воспитателей, концерты для родителей и детей, экскурсии в школу, библиотеку; подготовка комплекса народных игр; систематическое проведение занятий с использованием народных игр; лонгитюдное наблюдение за играющими детьми. Формирующий эксперимент проводился в течение года: с сентября 2010 г. по май 2011 г. включительно. По его завершению была проведена диагностика развития творческих способностей детей старшей группы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|