Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проведение формирующего эксперимента в условиях ДОУ




народный игра творчество дошкольный

Характеристика ДОУ

Содержание образовательного процесса определяется следующими программами и педагогическими технологиями:

Основная образовательная программа:

• «Программа воспитания и обучения в детском саду»

М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова, 2010г.

Дополнительные образовательные программы:

• Программа «Развитие речи детей дошкольного возраста». О.С.Ушакова

• «Музыкальные шедевры», О.П.Радынова

• «От звука к букве», Е.В. Колесникова

• «Математические ступеньки», Е.В. Колесникова

• «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева

• «Воспитание экологической культуры дошкольников», «Юный эколог», С.И. Николаева

• «Конструирование и ручной труд в детском саду», Л.В.Куцакова

• «Занятия по изодеятельности в детском саду», Т.С. Комарова

• «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», А.В. Алешина

• «Обучение плаванию в детском саду», Т.И. Осокина

• «Здравствуй мир», Л.А. Вахрушева

• «Физическая культура дошкольников», Л.Д.Глазырина

Дополнительные образовательные услуги.

• Кружок для детей старшей группы «Мир детских фантазий».

• Кружок для детей разновозрастной группы «Азбука дорожного движения».

• Кружок по краеведению для детей подготовительной группы «Люблю тебя, мой край родной!».

• «Аэробика» - для детей старшего возраста.

Дополнительная образовательная работа направлена на реализацию приоритетного направления - социально - личностное развитие детей. Проводиться в форме игровых занятий в каждой возрастной группе один раз в неделю во вторую половину дня.

Приоритетным направлением ДОУ является:

Социально-личностное

Цель:

развитие устойчивого интереса к познанию окружающего мира через ознакомление с культурными, историческими ценностями России, родного края, села;

формирование начал экологической культуры, осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы;

воспитание нравственно- патриотических чувств, гражданственности, общечеловеческих качеств;

приобщение к национальным традициям.

Наш детский сад является опорным по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Задачи:

формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских национальных традиций, устного народного творчества, предметов национальной культуры;

восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности, донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры;

 воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.

Ход работы по созданию комплекса народных игр, способствующих развитию творческих способностей старших дошкольников

Этап первый - теоретический - включал в себя:

) анкетирование;

) подбор методической литературы и создание библиотеки по народным играм для всех возрастных групп;

) создание предметно-развивающей среды: открытие музея русского быта и игрушки, оформление уголков старины.

Анкетирование

Одной из наиболее удачных форм работы мы считаем анкетирование воспитателей и родителей. Результаты анкетирования помогли нам составить план работы консультаций, семинаров, практических занятий. В процессе исследования были затронуты самые разные темы. Но прежде всего нас интересовало следующее.

. Считают ли родители нужным воспитание ребенка с привлечением традиций, обычаев и обрядов русского народа? - Из 100 опрошенных 70 ответили положительно.

. Знают ли их дети народные игры? - Из 80 ответов - 30 утвердительных: играм обучают в детском саду.

. Играли ли родители в детстве в народные игры? - Из 95 человек, в том числе бабушек и прабабушек, 60 ответили положительно(играли в деревне или на даче).

. С кем сегодня больше общается ребенок дома (бабушка, дедушка, старший брат или сестра)? - Из 90 человек ответили: 50 - бабушка, 20 - старший брат или сестра.

. Знают ли педагоги народные игры? - Из 25 ответов все утвердительные: от бабушек, старших сестер, братьев или узнали на летних каникулах в деревне.

. Какие игры помнят из своего детства?

. Что способствует организации народной игры в детском саду?

. С какого возраста надо начинать играть в народные игры с детьми? - С точки зрения педагогов - чем раньше, тем лучше. Родители считают, что с 2-3 лет, но обязательно нужно.

. Достаточно ли материала по организации народных игр?

. Нужны ли специальные пособия и атрибуты для народных игр?

. Могут ли быть полезными просмотр видеокассет о быте русского народа, проведение праздников с участием профессиональных коллективов?

Мы составили анкеты специально для родителей, педагогов и даже детей старшего возраста.

Родители сначала отвечали без желания, тема для некоторых была незнакома. Мы предложили им литературу, посоветовали побеседовать с бабушками и дедушками и получили хорошие результаты.

Педагоги отнеслись к опросу с любопытством, ведь всегда детей воспитывали на примерах старшего поколения, положительных героев из книг.

Детям помогали отвечать родители и воспитатели: знания детей об игрушках оказались выше и интереснее, чем у взрослых.

Анкетирование «Что такое народная игра» (для воспитателей)

. Что такое народная игра?

. Что такое народная игрушка?

. Что Вам известно о возникновении народных игр?

. Знакомы ли Вы с классификацией народных игр?

. Как народная игра влияет на нравственное воспитание?

. Познавательны ли народные игры?

. Помогает ли народная игра развивать эмоциональную сферу ребенка?

. С какого возраста можно играть с детьми в народные игры?

. Любят ли дети народные игры и за что?

. Назовите любимые игры детей в своих группах?

. Кто является инициатором проведения народных игр?

. Влияет ли игра на характер детей?

. Сколько времени Вы отводите на народные игры?

.Сколько по времени дети играют в народные игры?

. Как Вы дополняете народные игры?

Анкетирование «Игры моего детства» (для воспитателей)

ФИО

Профессия

Возраст

Образование

. С кем Вы росли в семье (братья, сестры, бабушка, дедушка)?

. Где родились и провели детство?

. О какой игре из своего детства можете рассказать?

. Опишите три игры из своего детства.

. С кем Вы играли, в какие игры и игрушки?

. Назовите свои любимые игры и игрушки?

. До какого возраста Вы играли?

Анкетирование «Любимые игрушки» (для детей)

. Какие игрушки есть у тебя?

. Какие из них любишь больше всего?

. Любишь ли ты игрушки, сделанные руками взрослых?

. Какую игрушку ты мечтаешь получить на день рождения?

. Играют ли с тобой взрослые?

. Какая игра тебе запомнилась?

. Если игрушка сломалась, что ты делаешь?

. Как ты относишься к деревянным игрушкам (матрешки, конструктор)?

Анкетирование «Как мы играем с ребенком» (для родителей)

ФИО

Состав семьи

. Есть ли друзья у Вашего ребенка?

. Как Вы выбираете игры и игрушки для малыша (просто так, с определенной целью, ориентируясь на автора, цену)?

. Покупаете ли ребенку игрушки народных промыслов (матрешка, дудочки, глиняные свистульки)?

. В какие игрушки больше всего любит играть Ваш ребенок?

. С кем он играет дома?

. Убирает ли ребенок игрушки (сам, вместе с Вами)?

. Как часто Вы покупаете игрушки?

. Что делаете, если игрушка сломалась?

. Играете ли Вы с ребенком в подвижные и народные игры («Каравай», «Пузырь»)?

. В какие из настольных игр ребенок играет чаще всего (пирамидки, кубики, пазлы)?

Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры» (для родителей)

. Можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа:

а) как жили наши предки?

б) какими занимались ремеслами?

в) как сеяли хлеб?

г) какую на Руси носили одежду?

. Знаете ли Вы русские праздники?

. Нужно ли ребенку давать толкования старославянских слов?

. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

. Надо ли знать народные сказки, былины?

. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и бабушек? Знает ли об этом малыш?

. Какие народные игры Вам известны?

. Играете ли Вы в них с ребенком?

. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий и др.)?

Анкетирование «Традиции русской народной культуры» (для детей старшего дошкольного возраста)

Место проживания наших предков

. В каких домах раньше жили люди?

. Какой самый главный предмет обихода в русской избе?

. Как служила печь человеку?

. Какие пословицы ты знаешь о русской печи?

. В каких русских сказках упоминается о печи?

. Знаешь ли ты, что такое красный угол, бабий кут, середа?

Труд на Руси

. Как дети помогали родителям?

. Какие хозяйственные работы выполняли женщины, а какие мужчины?

. Чему учили девочек с пяти лет?

. Чем отличалась работа мальчиков от работы девочек?

Русская народная одежда

. Расскажите об одежде русского крестьянина.

. Расскажите об одежде девочки, девушки, женщины.

. Какую женскую и мужскую обувь носили на Руси (туфли, башмаки, чеботы, сапоги, лапти, онучи, валенки)?

. Какие русские уборы носили (тюбетейка, колпак, картуз, кокошник, шапка)?

Русская кухня

.Какой был главный продукт на столе?

. Какие традиционные блюда русской кухни ты знаешь (блины, оладьи, ватрушки, печенье, пряники, дичь, каша)?

. Что пили в жаркую погоду (квас, холодное молоко,березовый сок)?

Обычаи

. Какие народные приметы ты знаешь?

. Какие народные праздники ты знаешь?

. Назови пословицы о труде.

Народные игры

. Знаешь ли ты русские народные игры?

. Назовите игры, в которые ты играешь с детьми в детском саду, на даче, площадке?

. Играешь ли ты в народные игры с родителями, бабушкой и дедушкой?

Старинные игрушки

. Какие виды древнерусского искусства ты знаешь (дымка, городец, хохлома, гжель, резьба по дереву)?

. Расскажи, из чего раньше делали игрушки (глина, дерево, нитки, солома).

. Есть ли такие игрушки у тебя?

. Играешь ли ты в них?

Второй этап - практический.

Данный этап включал в себя:

встречи за круглым столом с родителями, практические занятия, консультации для воспитателей, концерты для родителей и детей, экскурсии в школу, библиотеку;

подготовка комплекса народных игр;

систематическое проведение занятий с использованием народных игр;

лонгитюдное наблюдение за играющими детьми.

Формирующий эксперимент проводился в течение года: с сентября 2010 г. по май 2011 г. включительно. По его завершению была проведена диагностика развития творческих способностей детей старшей группы.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...