Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра в дошкольном возрасте и ее значение для развития ребенка




 

Уже в самом раннем возрасте обнаруживаются творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей.

Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазий, комбинирования. Свобода выдумок, безграничные возможности комбинирования, подчиняющегося интересам, желаниям и воле ребенка, являются источником той глубокой и неиссякаемой радости, которую творческая игра обычно приносит детям. Нет предела для живого детского воображения. Поэтому в игре ребенку все доступно, и он все может [8, с.6].

В игре детей в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведению действительности с самыми вольными нарушениями этой реальности. И чем больше возможности для такой выдумки, творческого преобразования отражаемой действительности, тем радостнее игра, тем больше удовлетворяет она самих играющих.

А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец называют игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста; особенно это относится к ролевой игре, которая возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми.

Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. B игре c особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений c товарищами.

Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому прежде всего ребенку нужно создать условия для спонтанной творческой игры.

Выделим основные задачи, стоящие перед воспитателем¸ организующим творческую игровую деятельность дошкольника:

развитие игры как деятельности;

использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. B игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др.

Игра - это деятельность, в которой нередко дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, ребенок, конечно не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает подготовку к жизни, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычными. В результате в процессе игры он развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что он играет. Игра - практика развития [31, с. 492].

В психолого-педагогической литературе одни исследователи утверждают, что о результате игры не может быть и речи, другие доказывают, что в игре возможен результат. Они считают, что результатом игры является более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в ее процессе товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и творческие способности детей.

В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля.

Важнейший результат игры - глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим ее процессом.

В работе Л.С. Выготского, Д.В. Менджерицкой, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и многих других авторов игра рассматривается как способность к творчеству.

Что же позволяет нам рассматривать игру как творческую деятельность? Для этого проанализируем игровую деятельность дошкольника. В ходе анализа необходимо обратить внимание на игровые условия: игры должны быть содержательными, разнообразными, дополняемые костюмами, поделками, музыкальным сопровождением и пр. Игра должна иметь развивающийся сюжет, понятное ребенку содержание и, конечно, определенные и доведенные до детей правила игры.

А.Н. Леонтьев в своих работах неоднократно подчеркивает неразрывность игрового действия и воображаемой ситуации. Само игровое действие, как утверждает А. Н. Леонтьев, исходит из практического действия - рождается не из воображаемой ситуации, а, напротив, воображаемая ситуация рождается из несовпадения игрового действия с операциональной стороной практического действия. Предметы и действия с ними в игре приобретают особый «личностный смысл», поскольку ребенок опирается на прошлый эмоциональный опыт, на знание из реальной жизни, о реальном назначении предметов. Приобретая все большую обобщенность, развитие игровых действий идет от представлений-действий к представлениям-образам. Так, сначала игровые действия с игрушками носят развернутый характер, повторяясь многократно, они переносятся на предметы-заместители и воображаемые предметы. В старшем дошкольном возрасте игровые действия начинают сокращаться и обобщаться, снижается значение материальной опоры, что способствует переносу их на новые предметы и в новые ситуации [18, c.132]. На особую значимость возникновения воображаемой ситуации для дальнейшего развития игры указывал и Л.С. Выготский, трактовавший это событие как появление «игрового смысла», как фактор перехода к действию в «смысловом поле» [11, c.12].

На разных этапах развития детям свойственны разные игры - в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается [31, c.494].

Игра создает наиболее благоприятные условия для формирования личности и психического развития ребенка дошкольного возраста - подчеркивают в своих исследованиях А.А. Вербицкий и И.В. Дубровина.

В младшем дошкольном возрасте, отмечают они, основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета.

В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры являются отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к другому в соответствии с взятой на себя ролью. Появление сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни.

В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами [28, c.56].

Поэтому данный возрастной период (старший дошкольник) является благоприятным для введения в игровую практику МДОУ народных игр. Их основные отличия следующие:

природосообразность - соответствие игр природным условиям, в которых живут и трудятся разные народы;

присутствие ярко выраженных традиционных видов труда;

наличие старинных обычаев, элементов древних магических обрядов;

действие народной педагогики игры, объединяющей вековой опыт, знания, мысли о применении игры в воспитании, приемы и методы, практику такого применения;

отсутствие характерного для профессионального спорта и азартных игр стремления к выигрышу любой ценой, вместо которого - проявление благородства игроков, взаимопомощи,

самоотверженности, стремления к совершенству и красоте игры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...