Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
ОБРАЗ ТЕЛА 105
СОБЛАЗНЕНИЕ И ОТВЕРЖЕНИЕ Мэри соблазняли и мать, и отец. Ребенок соблазняется, когда родители злоупотребляют своей потребностью в близости и тепле, получая бессознательное сексуальное возбуждение от взаимоотношений с малышом. Соблазняющие родители не сознают сексуальной значимости своих действий, как это бывает, когда они целуют ребенка в губы или когда демонстрируют ему свое обнаженное тело. Такое поведение рационализируется как ласка или широта взглядов (либерализм), но ребенок при этом ощущает в действиях родителей скрытые сексуальные намеки. Другим элементом ситуации соблазнения является то, что ребенок ставиться в подчиненную позицию. Соблазняющее поведение инициируется взрослым, и ребенок не может сопротивляться этому, поскольку не может отвергнуть заигрывания того, от кого он зависит. Ребенок, которого соблазняют, вступает в интимный контакт с одной стороны сексуально возбужденным, а с другой — ограниченным родителем в этом возбуждении. Соблазнение погружает ребенка в серьезную дилемму. Он руководствуется чувством близости, но теряет право на самоутверждение и на попытку удовлетворить собственное влечение к удовольствию. Физически, эффект соблазнения равен катастрофе. Ребенок сексуально возбужден, но, из-за своей сексуальной незрелости, не может полностью разрядить это возбуждение. Он не может сфокусировать сильную возбужденность в недостаточно развитом генитальном аппарате, и в результате возбуждение переживается им, как неприятное телесное ощущение. В то же самое время сексуальная вина усиливает тревожность, связанную с этим возбуждением. У ребенка нет выбора, единственное, что он может сделать — отсечь чувствование собственного тела. Он покидает его.
Соблазняющие родители одновременно отвергают ребенка. Использовать его тело в качестве источника сексуального возбуждения — значит разрушать его чувствование приватной, личной жизни и лишать малыша уважения и любви к его развивающимся личностным потребностям. Ребенок оказывается отвергнутым как независимая лич- ность. Редко кто дает себе отчет в том, что отвергающий родитель тоже соблазняет ребенка. Отвержение часто базируется на страхе родителя, который тот испытывает, когда дело касается интимности. Этот страх порожден сексуальной виной. Такие родители боятся прикоснуться к ребенку и приласкать его, а если все-таки делают это, то их действия бывают неловкими, и ребенок ощущает в них проявление сексуальной тревожности. Он воспринимает ее как экспрессию сдерживаемого сексуального чувства и реагирует на это преувеличенным сексуальным интересом к отвергающему его родителю. Бывает, что малыш боится приближения родителя из-за реакции ненависти, которую тот переживает. Позже ребенок будет ассоциировать ее с собственной сексуальностью. Если родитель не контактирует с собственным телом, то не сознает, насколько он соблазнителен. Ребенок, теснейшим образом связанный с телом, крайне чувствителен ко всем нюансам и легко улавливает скрытый сексуальный интерес. Мать будет соблазнять сына, вовлекая его в кажущуюся невинной близость с ней, а отец взглядом, словом или действием будет выражать сексуальный интерес к дочери. Совершенно очевидно, что такие отношения можно считать инцестуозными. Одна пациентка рассказала мне, что когда ей было шесть лет, ее мать «в интересах полового воспитания» продемонстрировала ей свои гениталии. Девочку оттолкнуло это зрелище, и она убежала из комнаты. Она чувствовала, что ее отталкивает материнское тело, что она испытывает отвращение при мысли о собственном генитальном органе. Ребенка шокирует не столько само по себе действие, сколько нечувствительность родителя, который может сделать подобную вещь. Другой пример нечувствительности матери я получил из рассказа еще одной пациентки. Когда ей исполнилось десять лет, мать заметила, что у дочери начала увеличиваться грудь. «Она подошла, положила руку мне на грудь и сказала скептическим тоном: «О, я вижу ты созреваешь». Я почувствовала себя так, словно меня оттолкнули... будто сбили с ног».
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА ОБРАЗ ТЕЛА 107
Затем эта пациентка добавила: «Прикосновение матери заставило меня сжаться. Я хотела уйти от него. Я чувствовала, что оно сексуально. Ее грудь и тело отталкивали меня. Однажды, когда мне было лет пятнадцать, она вошла в комнату в разорванных трусах. Я наивно сказала: «У тебя дырка на трусах», а она ответила: «У тебя тоже есть одна дырка». Меня затошнило. Она была такой извращенной, грязной и соблазнительной.» В случае Мэри поведение родителей, которые соблазняли и отвергали ее, послужило причиной ее собственного отвержения тела и фемининности. Личность Мэри — куклоподобность, отсутствие зрелой женственности и гомосексуальная пассивность — возникла из-за того, что она подчинилась материнской фаллической агрессивности и отцовскому оральному соблазнению. В результате подчиниться мужчине для нее стало невозможным. «Я могу соблазнить их; это позволяет мне осуществлять контроль. Противоположная ситуация меня пугает». Мэри стала соблазнять для того, чтобы защитить себя. В то же самое время ее ужасали спонтанные сексуальные чувства, делавшие ее женщиной и угрожающие ее матери. В личности Мэри сексуальность была оторвана от генитальности. Чем больше она старалась избежать сексуальности тела, тем больше ее поглощала генитальность. Она заметила: «Я поняла, что все время сознаю свои гениталии. Я чувствую себя «бесчеловечной». Хочу ли я видеть их или стараюсь защититься от них?» Эта обсес-сия, связанная с гениталиями, была одновременно сцеплена и с сексуальным любопытством, и с тревожностью. На обе части вопроса Мэри можно было ответить утвердительно.
Вытесненная сексуальная тревожность редуцировала ее восприятие собственного тела, особенно его нижней части. Однажды во время нашей встречи Мэри сказала: «Я не чувствую ног. Я не чувствую, что у меня есть такая часть тела». Утрата чувствования ног — обычное и базальное отклонение в образе тела, которое свойственно шизоиду. У человеческих фигур, нарисованных этой паци- енткой. часто не было ног или они почти не были прорисованы. Г.Пэнкоу, которая изучала динамику образа тела шизоидов, отмечает «отделение области головы и области ног», что отрицает и отвергает «сексуальность тела».27 Между ногами и сексуальным функционированием существует определенная связь. Генитальность предполагает зрелость (стояние на собственных ногах) и, наоборот, зрелость подразумевает генитальность. Отрывая эго (область головы) от генитальности (область ног), шизоид отвергает свою независимость и зрелость, пребывая в беспомощной инфантильной позиции. Другими словами, отщепляя образ нижней части тела, чтобы избежать сексуального чувствования, шизоид диссоциирует себя с функцией ног, которые представляют независимость и зрелость. Мэри демонстрировала эту шизоидную тенденцию. «Я не позволяю чувствам опуститься ниже талии. Если какое-то чувство возникает в области таза, оно подобно агонии. Я боюсь, что сойду с ума. Мне бы хотелось быть русалкой». У Мэри была фантазия, в которой она лежала в постели с обнаженным отцом. Она старалась избегнуть контакта между нижними частями их тел, «чтобы это было не сексуально». Таким образом, отвержение сексуальности моей пациентки проистекало из страха сексуального взаимодействия с ее отцом. Это вызвало бы ревность и гнев матери, которой Мэри очень боялась. Поскольку она не могла принять себя как женщину, то пыталась идентифицироваться с братом. Девочкой она спрашивала себя: «Откуда они знают, что я — девочка, а не мальчик? Я думала о пенисе и чувствовала его, но у меня его не было. Если бы я была мальчиком, он бы У меня был». Окончательная идентификация этой пациентки была ни мужской, ни женской; она стала «мальчиком без пениса», юной гомосексуалисткой.
Мы проследили, как некоторые переживания и отождествления определили отношение Мэри к собственному телу. Ее подход к нему проявлен и в образе тела, и во внешнем облике, и в ее рисунках. В результате анали- 108 Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА ОБРАЗ ТЕЛА
за, работы с телом и моего принятия Мэри как человеческого существа, образ тела моей клиентки изменился. Однажды она сказала: «Знаете, что я почувствовала сегодня? Я теперь чувствую тело уже не так смутно и расплывчато». «Снятие» чувствования с периферии тела — это механизм шизоидной защиты. Отсутствие заряда на поверхности тела редуцирует сознавание его внешнего очертания и не позволяет точно изобразить фигуру человека. Это снижает барьер против внешних стимулов и делает шизоида крайне чувствительным ко внешним воздействиям. Между образом тела и реальным телом существует функциональная идентичность. Достижение адекватного образа тела требует тотальной мобилизации телесного чувствования. Переживание живого и здорового тела подразумевает, что оно должно функционировать именно таким образом. Помимо снятия психологических блоков, не позволяющих принять свое тело, терапия должна что-то сделать для того, чтобы пациент переживал свое тело «непосредственно». Ему необходимо «встретиться» со своим движением и дыханием, а если эти функции депрессиро-ваны, почувствовать их недостаточность. В своей работе с Мэри я делал заметный акцент на непосредственное дей-ствование. Во время сессий, помимо всего прочего, она стучала ногами, лупила кушетку, потягивалась и дышала. Эффект, который дали все эти действия, можно увидеть из следующего высказывания. «Я купила бикини и, несмотря на свои страхи, надела его на пляже. Я почувствовала себя очень сексуально и женственно. Вы знаете, как я чувствовала свое тело раньше. Теперь же это было удивительное чувство. Я, пожалуй, и не помню, чтобы когда-нибудь так себя чувствовала. Я будто была другим человеком». Рассказывая о случае Мэри, я остановился на развитии и функции образа тела. В главе 13 мы обсудим другой аспект терапии этой же пациентки, который связан с разоблачением ее роли «зацелованной куклы». Шизоидный индивидуум — это человек, чувства которого «заперты», как джин в лампе Алладина. Но шизоид словно не помнит того заклинания, которое может выпустить джина на волю. Если сказку про Алладина и его лампу использовать в качестве метафоры, то лампа будет соответствовать телу, заклинание — словам любви, а поти-рание лампы будет эквивалентом заботы. Когда о теле заботятся, оно зажигается, как лампа, оно начинает излучать своеобразный свет, вокруг него возникает аура сексуального возбуждения. Если тело «светится», глаза человека сияют, и джин секса может совершать свои магические трансформации. На самом деле шизоид вовсе не забыл магическое заклинание: он говорит о любви и занимается сексом, но лампа отсутствует, она треснута или разбита, и ничего не происходит. В отчаянии он обращается к пороку, прибегает к наркотикам или распутству, но ни один из этих отчаянных маневров не может освободить джина любви и секса.
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗРАССУДСТВА
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗРАССУДСТВА
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|