Самодеструктивное поведение
Многие люди, понимая, что какие-то их действия наносят им вред, продолжают снова и снова поступать точно так же. Временами возникает впечатление, что такой человек, а шизоид — особенно, находится во власти дьявола, который заставляет его совершать опасные для жизни или угрожающие рассудку поступки. Даже в относительно легких случаях личность проявляет самодеструктивные тенденции, которые зачастую бывает трудно преодолеть в процессе терапии. Было бы вполне резонно полагать, что, осознав самодеструктивность каких-то действий или паттернов поведения, человек изменит их. Терапевты, склонные делать подобные предположения, бывают очень удивлены и обескуражены, когда пациент, положительно относившийся к анализу, вдруг отказывается работать. Эта ситуация, известная как негативная реакция на терапию, натолкнула Фрейда на мысль о «навязчивом повторении», то есть потребности опять и опять воспроизводить болезненное травмирующее переживание. Иллюстрацией этому служит человек, который, страдая от внутреннего чувства отверженности, все же продолжает входить в ситуации, где его отвергают, причем надо отметить, что довольно часто он заранее ощущает, что будет отвергнут. Идея о навязчивом повторении легла в основу фрейдовской концепции «инстинкта смерти». Все пациенты с которыми я работал, действительно проявляли самодеструктивные тенденции. Именно по- этому они обратились к терапевту. Но ни в одном случае я не обнаружил подтверждений фрейдовской концепции. Желание умереть выражали многие, но ведь желание — не инстинкт. Самодеструктивное поведение в ряде случаев можно радикально изменить. Тот факт, что человек склоняется к саморазрушению, указывает на присутствие силы, расточающей жизненную энергию организма. Эта «антижизненная» сила действует в шизоидной личности, но представляет собой результат шизоидного разлома, а не его причину. Поскольку все аспекты личности шизоида подвергаются диссоциации, его существование раскалывается на жизнь и смерть.
Наглядный пример тенденции к саморазрушению — употребление транквилизирующих и седативных п репаратов. Лечащий врач одной из моих пациенток предупредил, что такие препараты наносят ущерб ее здоровью. Они «воруют» энергию человека, удерживают его в анемичном с остоянии и вызывают постоянную вялос ть и усталость. Эта женщина сказала: «Я знаю, что принимая пилюлю, я каждый раз немного умираю». Она неоднократно пыталась обойтись без этих средств. Каждая попытка отказаться от них улучшала ее общее состояние, пациентка чувствовала себя живее и начинала позитивнее относиться к жизни. Однако, как ни странно, она опять возвращалась к приему лекарств как раз тогда, когда начинала себя хорошо чувствовать. И каждый раз, начав вновь принимать препараты, чтобы обуздать тревожность и обеспечить себе сон, она теряла все позитивные чувства. Как и у всякого шизоидного индивидуума, ее тревожность усиливалась, когда дела шли хорошо и самочувствие улучшалось. Хорошие чувства, по ее словам, приводили ее к сознаванию страдания и обреченности. В конце концов тревожность становилась невыносимой. «Я не хочу чувствовать себя так хорошо, потому что потом мне придется расплачиваться за это», — сказала она. Пилюли снижали тревогу, позволяя забыться. С точки зрения нормального человека, ассоциирование хороших чувств с тре- 112 Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА ПСИХОЛОГИЯ БЕЗРАССУДСТВА
вожностью кажется странным, и надо столкнуться с этим множество раз, чтобы перестать этому удивляться.
Я лечил женщину, страдавшую алкоголизмом. Пока шла очередная сессия, она позитивно откликалась на терапию, легко и открыто обсуждая со мной свои проблемы. В конце каждой встречи она сообщала, что чувствует себя значительно лучше, но, вернувшись домой после лечения, не могла справиться с настойчивым желанием выпить спиртного. Другой пациент, значительно продвинувшийся в процессе терапии, вдруг пережил сильный страх смерти. Раньше его отчаянная борьба за выживание исключала возможность подобной тревожности. Он начал сознательно бояться момента умирания, поскольку почувствовал, что ему есть для чего жить. Подобная тревожность порождается страхом; пациент боится наказания за положительные чувства. Если тревожность становится слишком сильной, у человека не остается выбора и ему приходится разрушить хорошие чувства. Трево жность, связанная с позитивным и живым чувствованием, возникает из глубинного чувства обреченности. Обычно индивидуум не сознает, что это ощуще-ние порождает он сам, хотя его бессознательное отчаяние иногда может неожиданно «вспыхнуть» в сознании. Такие чувства быстро вытесняются в интересах выживания, и человек продолжает свою тщетную борьбу. Когда в процессе терапии паттерн самодеструктивного поведения проанализирован, пациент признает, что он заранее предполагал провал. На каком-то уровне сознания он знает, что не может быть успешным, даже не должен быть успешным. Почему же успешность так пугает, почему успех вызывает такой страх? Пугающий успех — это сексуальное обладание родителем, но для того, чтобы пациент пришел к такому инсайту, необходима очень долгая аналитическая работа. Во-первых, он не сознает, что охватывающее его ощущение обреченности — это ужас перед совершением инцеста, опасность нарушить строжайшее табу и страх перед жуткими ответными действиями, которые неизбежно последуют за этим. Защищаясь от этого ужаса, шизоид жертвует правом наслаждаться собственным телом и переживать тепло человеческого контакта. Он чувствует, что исключен из человеческого общества, потому что неспособен разделить удовольствие от эротического влечения и удовлетворить его. Он пребывает в «психологическом изгнании», и барьером, который отгораживает его, является чувство вины, причем вины не по поводу полового акта (который искушенный человек может рационализировать), а по поводу переживания удовольствия от эротической близости. Половой акт, оторванный от чувства, не вызывает эдипова конфликта, поскольку в этом случае тело действует чисто механически. Удовольствие требует, сняв ограничения и вытеснение, принять инцес-туозное влечение. Если эти сексуальные чувства приняты, они интегрируются в личности, и человек обретает способность переносить их на других людей, вступая с ними в зрелые отношения.
Обреченность, «стоящая над душой» шизоидного индивидуума, — это ужас покинутого, оставленного существа или существа, которому суждено быть разрушенным за то, что оно нарушило табу. Чтобы избежать обреченности, шизоид вытесняет свои сексуальные чувства и покидает тело. Теперь, будучи взрослым человеком, он обнаруживает, что нормальный путь человеческих взаимоотношений блокировало вытеснение. Итак, защита изолирует его, отторгает от человеческого общества и повергает в обреченность и страх. Дилемма шизоида состоит в том, что он не может продвинуться к удовлетворяющим взаимоотношениям из-за ужаса и не может больше оставаться таким, какой он есть, одиноким и изолированным. Но эдипов конфликт не может оставаться неподвижным пока существует вытеснение, поскольку оно никогда не бывает полным. Сексуальные чувства постоянно стремятся разбить его и вырваться наружу, а страх перед грядущим наказанием никогда не исчезает. Шизоид борется с чувством неизбежной обреченности, которая грозит
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|