Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самодеструктивное поведение




Многие люди, понимая, что какие-то их действия наносят им вред, продолжают снова и снова поступать точ­но так же. Временами возникает впечатление, что такой че­ловек, а шизоид — особенно, находится во власти дьявола, который заставляет его совершать опасные для жизни или угрожающие рассудку поступки. Даже в относительно лег­ких случаях личность проявляет самодеструктивные тенден­ции, которые зачастую бывает трудно преодолеть в процес­се терапии.

Было бы вполне резонно полагать, что, осознав самодеструктивность каких-то действий или паттернов по­ведения, человек изменит их. Терапевты, склонные делать подобные предположения, бывают очень удивлены и обес­куражены, когда пациент, положительно относившийся к анализу, вдруг отказывается работать. Эта ситуация, изве­стная как негативная реакция на терапию, натолкнула Фрейда на мысль о «навязчивом повторении», то есть по­требности опять и опять воспроизводить болезненное травмирующее переживание. Иллюстрацией этому служит человек, который, страдая от внутреннего чувства отвер­женности, все же продолжает входить в ситуации, где его отвергают, причем надо отметить, что довольно часто он заранее ощущает, что будет отвергнут. Идея о навязчивом повторении легла в основу фрейдовской концепции «ин­стинкта смерти».

Все пациенты с которыми я работал, действитель­но проявляли самодеструктивные тенденции. Именно по-


этому они обратились к терапевту. Но ни в одном случае я не обнаружил подтверждений фрейдовской концепции. Желание умереть выражали многие, но ведь желание — не инстинкт. Самодеструктивное поведение в ряде случа­ев можно радикально изменить. Тот факт, что человек склоняется к саморазрушению, указывает на присутствие силы, расточающей жизненную энергию организма. Эта «антижизненная» сила действует в шизоидной личности, но представляет собой результат шизоидного разлома, а не его причину. Поскольку все аспекты личности шизоида подвергаются диссоциации, его существование раскалыва­ется на жизнь и смерть.

Наглядный пример тенденции к саморазруше­нию — употребление транквилизирующих и седативных п репаратов. Лечащий врач одной из моих пациенток пре­дупредил, что такие препараты наносят ущерб ее здоро­вью. Они «воруют» энергию человека, удерживают его в анемичном с остоянии и вызывают постоянную вялос ть и усталость. Эта женщина сказала: «Я знаю, что принимая пилюлю, я каждый раз немного умираю». Она неоднок­ратно пыталась обойтись без этих средств. Каждая по­пытка отказаться от них улучшала ее общее состояние, пациентка чувствовала себя живее и начинала позитив­нее относиться к жизни. Однако, как ни странно, она опять возвращалась к приему лекарств как раз тогда, ког­да начинала себя хорошо чувствовать. И каждый раз, на­чав вновь принимать препараты, чтобы обуздать тревож­ность и обеспечить себе сон, она теряла все позитивные чувства.

Как и у всякого шизоидного индивидуума, ее тре­вожность усиливалась, когда дела шли хорошо и самочув­ствие улучшалось. Хорошие чувства, по ее словам, приво­дили ее к сознаванию страдания и обреченности. В кон­це концов тревожность становилась невыносимой. «Я не хочу чувствовать себя так хорошо, потому что потом мне придется расплачиваться за это», — сказала она. Пилюли снижали тревогу, позволяя забыться. С точки зрения нор­мального человека, ассоциирование хороших чувств с тре-


112


Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


ПСИХОЛОГИЯ БЕЗРАССУДСТВА



 


вожностью кажется странным, и надо столкнуться с этим множество раз, чтобы перестать этому удивляться.

Я лечил женщину, страдавшую алкоголизмом. Пока шла очередная сессия, она позитивно откликалась на те­рапию, легко и открыто обсуждая со мной свои пробле­мы. В конце каждой встречи она сообщала, что чувствует себя значительно лучше, но, вернувшись домой после ле­чения, не могла справиться с настойчивым желанием вы­пить спиртного. Другой пациент, значительно продвинув­шийся в процессе терапии, вдруг пережил сильный страх смерти. Раньше его отчаянная борьба за выживание ис­ключала возможность подобной тревожности. Он начал сознательно бояться момента умирания, поскольку почув­ствовал, что ему есть для чего жить. Подобная тревож­ность порождается страхом; пациент боится наказания за положительные чувства. Если тревожность становится слишком сильной, у человека не остается выбора и ему приходится разрушить хорошие чувства.

Трево жность, связанная с позитивным и живым чувствованием, возникает из глубинного чувства обречен­ности. Обычно индивидуум не сознает, что это ощуще-ние порождает он сам, хотя его бессознательное отчая­ние иногда может неожиданно «вспыхнуть» в сознании. Такие чувства быстро вытесняются в интересах выжива­ния, и человек продолжает свою тщетную борьбу. Когда в процессе терапии паттерн самодеструктивного поведе­ния проанализирован, пациент признает, что он заранее предполагал провал. На каком-то уровне сознания он знает, что не может быть успешным, даже не должен быть успешным.

Почему же успешность так пугает, почему успех вызывает такой страх? Пугающий успех — это сексуальное обладание родителем, но для того, чтобы пациент при­шел к такому инсайту, необходима очень долгая аналити­ческая работа. Во-первых, он не сознает, что охватываю­щее его ощущение обреченности — это ужас перед совер­шением инцеста, опасность нарушить строжайшее табу и страх перед жуткими ответными действиями, которые


неизбежно последуют за этим. Защищаясь от этого ужаса, шизоид жертвует правом наслаждаться собственным телом и переживать тепло человеческого контакта. Он чувству­ет, что исключен из человеческого общества, потому что неспособен разделить удовольствие от эротического вле­чения и удовлетворить его. Он пребывает в «психологи­ческом изгнании», и барьером, который отгораживает его, является чувство вины, причем вины не по поводу поло­вого акта (который искушенный человек может рациона­лизировать), а по поводу переживания удовольствия от эротической близости. Половой акт, оторванный от чув­ства, не вызывает эдипова конфликта, поскольку в этом случае тело действует чисто механически. Удовольствие требует, сняв ограничения и вытеснение, принять инцес-туозное влечение. Если эти сексуальные чувства приняты, они интегрируются в личности, и человек обретает спо­собность переносить их на других людей, вступая с ними в зрелые отношения.

Обреченность, «стоящая над душой» шизоидного индивидуума, — это ужас покинутого, оставленного суще­ства или существа, которому суждено быть разрушенным за то, что оно нарушило табу. Чтобы избежать обречен­ности, шизоид вытесняет свои сексуальные чувства и по­кидает тело. Теперь, будучи взрослым человеком, он об­наруживает, что нормальный путь человеческих взаимо­отношений блокировало вытеснение. Итак, защита изо­лирует его, отторгает от человеческого общества и по­вергает в обреченность и страх. Дилемма шизоида со­стоит в том, что он не может продвинуться к удовлетво­ряющим взаимоотношениям из-за ужаса и не может боль­ше оставаться таким, какой он есть, одиноким и изоли­рованным.

Но эдипов конфликт не может оставаться непод­вижным пока существует вытеснение, поскольку оно ни­когда не бывает полным. Сексуальные чувства постоянно стремятся разбить его и вырваться наружу, а страх перед грядущим наказанием никогда не исчезает. Шизоид борет­ся с чувством неизбежной обреченности, которая грозит



Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...