Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
I ПСИХОЛОГИЯ БЕЗРАССУДСТВА 121
Кошмар Билла стал первым прорывом чувств. Он понял, что странная фигура в его сновидении — отец, и что ребенком он преклонялся перед ним. По мере того, как он подрастал, это преклонение скрывала позиция надменности, означавшая, что «ничего не происходит», что он ни наказан, ни отброшен. Однако, глубоко лежащее бессознательное чувство обреченности перенеслось на ситуацию работы. Психология безрассудства требовала бросить вызов авторитетам, чтобы посмотреть, нанесут ли они ответный удар. В то же самое время, он очень боялся потерять работу. Билл отдавал свою жизнь, вырабатывая технику выживания на краю пропасти. Психология безрассудства порождается конфликтными позициями: либо внешней покорностью, за которой скрыто внутреннее неповиновение, либо внешним бунтом, прикрывающим внутреннюю пассивность. Покор ность или подчинение означает, что человек занимает позицию «аутсайдера», что он принадлежит к меньшинству, что он несовершеннолетний, что его лишили или отвергли. Это влечет за собой отказ от права на личностную завершенность и удовлетворение, другими словами, отказ от права на удовольствие и наслаждение. Внутреннее неповиновение требует, чтобы безрассудный человек бросал вызов окружающим его обстоятельствам. Непокорность вызывает провоцирующее поведение, приводящее к состоянию обреченности, которого он боится. Выживание требует, чтобы провокация не превышала определенного лимита, — тогда остается возможность ускользнуть от обреченности. Билл был «бирюком». Внешнее его предъявление — бунт. Он бросал вызов во всех ситуациях, но это не приносило успеха, потому что его внутренняя пассивность все сводила на нет. До тех пор, пока Билл принимал одиночество как неизбежность своего существования, он вынужден был отказываться от стремления к удовольствию и тратить всю свою энергию на то, чтобы усилить способность находиться в одиночестве.
Через некоторое время после ночного кошмара Билл рассказал о другом сновидении. Он находился в комнате, где был еще один человек. Оба они были обнажены. Билл и второй человек, который, как казалось Биллу, тоже был он сам, свесившись за окно, смотрели на улицу. Затем Билл подошел ко второму персонажу своего сновидения сзади и ввел свой пенис в его анальное отверстие. Он сказал: «Я ничего не чувствовал. Я лишь удивился, на что это может быть похоже». Когда я предположил, что другие люди являются для Билла предметами его страстного стремления к контакту, что он испытывает потребность дать им что-то, мой пациент разразился мучительными рыданиями. Этот человек подавлял пассивную сторону своей личности, которая содержала чувства, потому что в ней заключалось гомосексуальное подчинение. Страх провала тоже был связан со страхом гомосексуального подчинения. Чувствам необходимо было прорваться, чтобы Биллу удалось преодолеть свои затруднения, поскольку неспособность функционировать на службе вызывалась страхом подчиниться нанимателю. Алкоголизм, наркотическая зависимость, правонарушения и распутство тоже представляют собой самодеструктивное поведение, показывающее, насколько человек нашей культуры изолирован, каким отделенным и обездоленным существом он себя чувствует. Реальна его депрессия или воображаема, не имеет значения, но, когда человек действительно переживает безнадежность, защитная стратегия сходит на нет, если опасность миновала. Шизоид же, живет в постоянном чрезвычайном положении. Специфическая судьба, которой он боится, детерминируется его поведением, поскольку оно одновременно бросает вызов и пытается приучить себя к тому, что за этим последует. Когда человек действует, форсируя руку судьбы, он может затем сказать: «Смотри, я в полном порядке. Ты ненавидела меня. Ты отвергала меня. Ты разрушала меня». Так он объясняет свою изолированность, ник-
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА ПСИХОЛОГИЯ БЕЗРАССУДСТВА 123
чемность и пустоту. И еще он доказывает себе и миру, что способен подняться выше обреченности на гибель. Следующий случай, который мне хочется привести здесь, иллюстрирует комплекс сил, прикрытых самодеструктивным поведением, которое состояло в неразборчивых половых взаимодействиях, происходящих вслед за крепкой вечерней выпивкой. Пенни (так я буду называть эту пациентку) часто оканчивала день в постели с каким-нибудь мужчиной, которого встретила в баре, где она коротала вечера. Проснувшись следующим утром, она не могла вспомнить, что с ней было прошлым вечером. Конечно, такое времяпрепровождение не проходило бесследно: Пенни несколько раз беременела и была вынуждена делать «подпольные» аборты, которых очень боялась. Единственное объяснение, которое она могла дать своему поведению, заключалось в том, что ей невыносимо вечерами оставаться дома в одиночестве. Но это была всего лишь рационализация. Когда я впервые встретился с Пенни, ей было двадцать, но она уже несколько лет вела такой образ жизни. Она была одной из безрассудных молодых людей, отрезанных от общества и ведущих неопределенный образ жизни. Когда я попросил Пенни описать ее состояние, она сказала, что совсем недавно написала о нем. Вот ее запись: «Слушайте. Бросьте и оставьте меня одну. Я оставлена не в спокойствии и мире, Меня бросили в бесконечное блуждание По неопределенности, Где я знаю, что не люблю и не любима, Но понимаю, Что оставлена одна, Что я потерялась Среди безжизненных каменных обломков, Серых и холодных, И меня разъедает пена Моего безумия». Пенни спросила меня: «Что со мной произошло? Почему я провела годы, скрученная то одним узлом, то другим? Может ли что-нибудь прорваться через тысячи дней и ночей, чтобы я смогла понять, что я есть? И как это сделать? Я не уверена, что это можно сделать, но я должна постараться и использовать ваши способности, знания и ваше, я надеюсь, хорошее отношение ко мне. Иначе то, что сейчас уже непереносимо, скоро станет совсем невозможным, это должно иметь какой-то конец.»
Пенни приехала в Нью-Йорк из городка на Среднем Западе и устроилась на работу секретарем. Она была неглупа и чувствительна, что делало ее поведение все более иррациональным. Но эта иррациональность была скорее видимой, чем действительно присутствующей. Если пребывание в одиночестве угрожало ее рассудку, то у нее не было иной альтернативы, кроме как во что бы то ни стало найти себе приятеля. Почему Пенни так страшно было остаться одной? Быть одной значит не любить и не быть любимой, и «безрассудная сексуальность» кажется предпочтительнее, чем такая участь. Каждая попытка Пенни найти утраченную любовь заставляла ее чувствовать себя еще более отвергнутой. Чувство безнадежности не позволяло ей отказаться от какого бы то ни было предложения. Каждый раз ей казалось, что именно это предложение может восполнить ее утрату. Когда я впервые увидел Пенни, ее внешний вид был типично шизоидным: глаза — лишенными выражения и пустыми, кожа — бледной и пастозной, тело — замороженным и ригидным. Дыхание было очень поверхностным. Когда она попыталась вздохнуть поглубже, ее охватила паника. В течение минуты она не могла отдышаться, а потом начала плакать. Пенни поняла насколько была испугана и увидела, что контакта с собственным телом у нее нет. Я отметил, что ей необходимо преодолеть страдание, и что это можно сделать, приняв свое тело и идентифицировавшись с ним. Для Пенни мои слова обрели смысл, когда она поняла, что стыдится своего тела, и что 124
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|