Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗРАССУДСТВА
ее беспорядочная половая активность была безнадежной попыткой хоть как-то войти с ним в контакт. Безрассудные люди, такие, как Пенни, часто прибегают к половым взаимодействиям, пытаясь обрести чувствование собственного тела. Эта компульсивная активность порой создает впечатление, что они гиперсексуальны. На самом деле их можно скорее назвать недостаточно сексуальными, поскольку их действия порождаются потребностью в эротическом стимулировании, а не чувством сексуальной заряженности или возбуждения. Половая активность такого рода никогда не приводит к оргастическому удовлетворению или завершенности, оставляя человека опустошенным и разочарованным. Несколько позже, в ходе терапии, Пенни сказала о «возбуждении разочарования». Она имела в виду, что сердцевину каждого приключения составляет надежда, что именно оно станет зна-чимым, а также страх того, что оно может окончиться катастрофой. Такая смесь надежды и страха лежит в основе психологии безрассудства. Она ослепляет человека, не позволяя увидеть реальность и повергает его в ситуации, которые только разрушают личность. Пенни не принимала себя как женщину. Она заметила: «Я могу существовать как женщина, но я сомневаюсь, что смогла бы наслаждаться этим». Если нет удовольствия, принятие означает подчинение судьбе. Для Пенни такой судьбой являлась униженность, деградация и, в конце концов, отверженность и уничтожение. Она подчинялась судьбе, потому что чувствовала ущербность и развращенность своего существа. Учитывая то, как она жила и что делала, она чувствовала, что никто не может уважать ее, и меньше всего она сама. Вот ее слова: «Я чувствую себя как товар, которым уже попользовались, как треснутая фарфоровая чашка». Затем она ухватила смысл своей оговорки и воскликнула: «Что я говорю!»
Человек не выбирает свою судьбу; он только реализует ее. Он связан своей судьбой до тех пор, пока принимает ценности, которые ее определяют. Если ты женщина, значит ты неполноценна, и тогда дело Пенни проиграно. Но она была слишком умной, чтобы согласиться с такой оценкой. Она чувствовала на себе не клеймо женственности, а клеймо женской сексуальности. Замужество и материнство — это добродетели, но сексуальное удовольствие — это грех для девушки. Пенни не сознавала, что думает именно так, она рассматривала себя с точки зрения современной искушенности, которая принимает секс. Однако, ее распутство сообщало о сексуальной вине. Эта комбинация искушенности и вины вызывала безрассудное сексуальное поведение моей пациентки. Истинные чувства Пенни проявились, когда я спросил ее о мастурбации. Она не могла даже произнести этого слова. Даже мысль об этом вызывала у нее отвращение. Дальнейший анализ ее чувств показал, что она воспринимает свою вагину как нечто грязное и «неприкасаемое». Она отвергала нижнюю половину тела, а временами и все тело целиком как источник удовольствия. Стыдясь своего тела и боясь его ощущений. Пенни не могла оставаться сама с собой наедине. Она не могла повернуться к себе, то есть к собственному телу, чтобы почувствовать комфорт и уверенность. В своем безрассудстве она пускалась в сексуальные переживания, которые усиливали ее вину и стыд. . Удовлетворение при мастурбировании является индикатором того, что человек может «сделать это для себя». Если такая способность отсутствует, человек переживает состояние безнадежности, у него возникает необходимость найти кого-то, кто сделает это для него. Поскольку у нищего нет выбора, он часто прибегает к безрассудным действиям. Потребность Билла штурмовать скалы была не менее отчаянным маневром, чем сексуальное распутство Пенни. Опасность должна была обеспечивать возбуждение, которое никогда не удавалось добыть через самопереживание своего тела. Проблема состоит не в мастурбировании per se, а в сексуальной вине и отвержении тела. Неспособность мастурбировать, получая удовлетворение, является важным симптомом этой вины.
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА I ПСИХОЛОГИЯ БЕЗРАССУДСТВА 127
Техника выживания Пенни состояла в том, что она погружалась в виноватость, пока не начинала чувствовать ужас, что «это никогда не произойдет». Такое поведение сулило некое странное спасение. Человек учится тому, что может выжить с помощью порока или развращенности. Не в его власти отстранить своими прегрешениями смерть. Бояться сексуальности — это нечто меньшее, что позволяет, несмотря на мучительность переживания, сохранить рассудок. Тот, кто утратил контакт с собственным телом, сталкивается с угрозой шизофрении. Отчаянный маневр — это крайний способ сохранить контакт. Распутство Пении предоставило ей возможность переместить чувство стыда с тела на действие. Вызов, который Билл бросал высоте, помещал его страх тела на отвесную стену. Стыд и страх можно вытерпеть, если проецировать их на внешние события. Отчаянный маневр — это способ сохранить рассудок, перемещая ужас на актуальные ситуации. Ум может быть наполнен специфическими страхами; он чувствует, что уязвим перед неизвестностью. Если такой маневр не удается, последнее безрассудное движение, направленное на то, чтобы избежать обреченности, — суицид. Секс и смерть неизбежно вплетены в расщепление личности. Страх секса — это страх смерти. Когда человек борется за выживание, все, что угрожает потерей самоконтроля, смертельно опасно. Сексуальные чувства представляются именно такой опасностью. Еще одна моя пациентка отчетливо выразила это. Она сказала: «Я борюсь за выживание. Если отпущу себя, что-нибудь овладеет мной и выгонит на край пропасти». Билл пытался увериться, что его не могут поставить на край скалы. Пенни беспрестанно уклонялась от глубокой «кончины». В каждом случае побуждающей силой была сексуальность. Но этот демон неизменно поднимал голову, что видно из следующего замечания: «Я чувствую сильные сексуальные чувства и боюсь умереть». Эти слова, принадлежащие замужней женщине, выража-
ют не страх сексуальной активности, они сообщают только о страхе сексуального чувства. В этом смысле распутство Пенни усиливало ее сексуальное чувствование, удерживая ее, таким образом, от большего ужаса. Как правило, этот ужас все же выплывает на поверхность. Вот что она говорит об этом: «Со мной происходит что-то, что ужасает меня. Когда я просыпаюсь, но еще перед тем, как полностью очнуться ото сна, я сознаю, что мое сердце сильно и громко бьется, и что я не могу дышать. Я понимаю, что если сию минуту не вздохну, то умру. Голова разрывается, и грудь будто вот-вот лопнет. Это похоже на описание сердечного приступа, которое я как-то читала». Позже Пенни пересказала сновидение, которое объясняло ее ужас: «Я была в спальне и смотрела через какое-то препятствие в другую комнату, в которой видела саму себя. Мне было очень страшно, и я проснулась с бьющимся сердцем. Открыв глаза, я подумала о своем сне и поняла, что препятствием были мои родители, которые в постели занимались сексом. Это заставляло меня почувствовать ужас.» Почему это видение ужаснуло ребенка? Почему ему так трудно принять мысль о половом взаимодействии родителей? Если физическая близость в детском уме ассоциирована со страхом и стыдом, половой акт будет рассматриваться как нападение на эго и тело. Ребенок видит это как вторжение в личную жизнь, удар по личности. На более глубоком уровне реакция ребенка на то, что он видит сексуальную близость, отражает бессознательные чувства родителей по поводу полового акта. Ужас Пенни указывает на сознательную или бессознательную боязнь матери. Описывая мать, Пенни отметила, что та была физически непривлекательна, индифферентна, и что она была женщиной, которая не получала удовольствия от своего тела. Отец, как она сказала, был бесстрастным и неспособным выразить привязанность. Секс для такого человека — только потреб-
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|