ЗАДАНИЕ 2. Построение организационной структуры социально-экономической системы
Организационная структура (оргструктура), или структура организационного управления предприятием, представляет собой состав и взаимосвязь структурных управленческих звеньев. Виды организационных структур. Исходными организационными формами управления являются линейная и функциональная, которые соответствуют древовидной иерархической структуре и предельному случаю иерархии со «слабыми» связями (см. Иерархические структуры). В настоящее время в чистом виде эти исходные формы организационных структур не применяются. Однако принципы линейного и функционального управления используются в любой организационной структуре. Линейная структура - исторически самый простой вид организационной структуры предприятия. Такая организационная структура представляет собой древовидную иерархическую структуру, т.е. структуру, в которой любой элемент нижележащего уровня подчинен только одному элементу вышестоящего, что позволяет реализовать в системе управления только отношения «руководство – подчинение». В линейной структуре руководитель выполняет все функции по управлению подразделениями - от управления собственно производственным процессом до управления всеми видами обеспечивающей деятельности (материально-техническое снабжение, распределение финансов, учет труда и заработной платы сотрудников, вплоть до подбора кадров). Поэтому он должен обладать разнообразными знаниями и опытом управления, а структура создает реальные условия для единоначалия, обеспечивает единство распорядительства в системе управления. Такие свойства линейной структуры ориентируют руководителей в основном на решение оперативных задач.
Отношение «руководство - подчинение» строится на основе линейной структуры и в подразделениях функционального управления. Функциональные подразделения обеспечивают единую политику и централизацию управления по основным укрупненным функциям организации производственного процесса (техническая и технологическая подготовка производства, материально-техническое обеспечение процесса производства, финансовое, кадровое и другие виды обеспечения предприятия). В то же время отношения внутри функциональных подразделений также строятся по линейному принципу (заместитель директора по соответствующему виду деятельности - отдел - бюро). В линейно - функциональной структуре принято такое разделение труда, при котором линейные звенья управления наделены принципами единоначалия и выполняют функции распорядительства, а функциональные - оказывают помощь линейным, но свое непосредственное воздействие на нижележащие звенья осуществляют только после согласования технической, экономической и т. п. видов политики и планов (финансовых, кадровых, и т. д.).Другими словами деление между линейными руководителями происходит по функциональному признаку.
Адаптация - в широком смысле способность системы приспосабливаться к изменяющимся условиям среды, помехам, исходящим от среды и оказывающим влияние на систему. Адаптация – это способность системы обнаруживать целенаправленное приспосабливающееся поведение в сложной среде, а также сам процесс такого приспособления. Адаптация проявляется в качестве саморегулирования, самообучения, самоорганизации и совершенствования Среда – это совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы. Управление - в широком смысле функция системы, ориентированная либо на сохранение основного качества, т.е. совокупности свойств, утрата которых ведет к разрушению системы в условиях изменения среды, либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования (гомеостаз) и достижение определенной цели.
Понятие управление не формализовано настолько, чтобы можно было дать его точное и при этом достаточно полное формальное описание. Систему, в которой реализуется функция управления, называют системой управления и выделяют в ней две подсистемы: управляющую (осуществляющую функцию управления) и управляемую (объект управления).
При оценке систем различают качество систем и эффективность реализуемых системами процессов. Соответственно вводят критерии качества и критерии эффективности. Связь входит в любое определение системы и обеспечивает возникновение и сохранение целостных ее свойств. Существует понятие обратной связи, которая может быть: отрицательной - противодействующей тенденциям изменения выходного параметра; положительной - сохраняющей тенденции происходящих в системе изменений того или иного выходного параметра, т.е. направленной на сохранение, стабилизацию требуемого значения параметра (например, в системах организационного управления - количества выпускаемой продукции, качество и т.д.)
Рис.2.1 Схема обратной связи
Обратная связь является основой саморегулирования, развития систем, приспособления их к меняющимся условиям существования.
Студентам дается задание привести пример любой социально-экономической системы, представить в графическом виде организационную структуру (любой социально-экономической системы) предприятия и охарактеризовать основные свойства этой системы (организованность, сложность, адаптируемость). Определить в приведенном примере системы, какой ее элемент является блоком обратной связи, охарактеризовать ее, и объяснить, как она работает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|