Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЗАДАНИЕ 3. Построение дерева целей




Дерево целей представляет собой упорядоченную иерархию целей, характеризующую их соподчиненность и внутренние взаимо­связи. Процесс конкретизации целей от высших уровней к низшим на­поминает процесс разрастания дерева (только растет оно сверху вниз). Структура целей изображается в виде ветвящегося рисунка, называе­мого «деревом целей».

При построении «дерева целей» исходят из следующих положе­ний:

· все «дерево целей» есть не что иное, как единая, но детализи­рованная цель рассматриваемой системы;

· цель каждого уровня иерархии определяется целями выше­ стоящего уровня;

· по мере перехода от целей к подцелям они приобретают все более конкретный и детальный характер; требуемые для реализации целей ресурсы можно рассматривать лишь на нижних звеньях, «дерева целей»;

· подцели являются средствами к достижению непосредственно связанной с ними вышестоящей цели и в то же время сами выступают как цели по отношению к следующей, более низкой ступени иерархии;

· цель высшего уровня иерархии достигается лишь в результате реализации подцелей, на которые она распадается в «дереве целей».

Принципиальная схема «дерева целей» выглядит следующим образом.

 

 

0-й уровень

 

 

1-й уровень

 

2-й уровень

 

3-й уровень

 

 

 

Рис.3.1. Принципиальная схема «дерева целей»

Возможны различные принципы детализации «дерева целей»:

· предметный принцип(цели разбиваются на подцели той же природы, только более дробные);

· функциональный принцип (выявляются отдельные функции, совокупность которых определяет содержание детализируемой цели);

· принцип детализации по этапам производственного цикла (производство продукта или услуги; реализация);

· принцип детализации по этапам принятия решения,

· принцип детализации по составным элементам процесса производства продукта или услуги (подцели конкретизируются по месту исполнения и находятся на более низком уровне иерархии.

· При построении «дерева целей» необходимо обеспечить:

· конкретность формулировок;

· сопоставимость целей каждого уровня по масштабу и значению;

· измеримость целей;

· конъюнктивность (объединение понятий подцелей полностью определяет понятие соответствующей цели).

Пример: Перед руководителем торгового предприятия одежды ООО «Весна +» стоит проблема увеличения прибыли от реализации товаров. Разработать дерево целей.

  Увеличить прибыль ООО «Весна +»      
           
               
Расширить ассортимент Внедрить методы стимулирования рынка   Провести рекламную компанию
     
               
   
 
     

 

 

       
Провести опрос и анкетирование покупателей   Внедрить в производство новый товар   Провести конкурсы и лотереи   Организовать проведение распродаж и скидок   Оказание дополнительных услуг(   Установить постеры в витринах   разместить Рекламу на телевидение   Осуществить рекламный показ мод
                                         

 

Рис.3.2. Дерево целей «увеличения прибыли ООО «Весна»

 

Вариант 1.

Перед менеджером по работе с персоналом стоит задача: Как в краткосрочной перспективе усовершенствовать процесс мотивации кадрового состава. Составить дерево целей из 3-х уровней.

Вариант 2.

Руководитель компьютерной фирмы поставил задачу перед отделом маркетинга: Стимулировать сбыт продукции в краткосрочной перспективе. Из 4-5 уровней составить дерево целей.

Вариант 3.

Необходимо повысить конкурентоспособность туристской фирмы на рынке. Составить дерево целей из 3-4 уровней.

Вариант 4.

Перед генеральным директором гостиницы стоит задача: как отремонтировать здание при ограниченных средствах в ближайшие три года. Помогите составить дерево целей не менее 4- уровней.

Вариант 5.

Студент хочет открыть малое предприятие по туризму. Составить дерево целей из 6- 7 уровней.

Вариант 6.

Перед студентам ставиться задача увеличить объем продаж предприятия туриндустрии (гостиницы). Составить дерево целей не менее 3-х ровней.

 

Вариант 7.

Перед менеджером по рекламе туристской фирмы стоит задача: Как эффективно провести рекламную кампанию. Составить дерево целей не менее 4-х уровней.

Вариант 8.

Руководитель фирмы поставил задачу перед отделом маркетинга: Стимулировать сбыт продукции в краткосрочной перспективе. Составить дерево целей 5-6 уровней.

Вариант 9.

Менеджеру по работе с персоналом необходимо провести аттестацию сотрудников. Составить дерево целей из 3 уровней.

Вариант 10.

Руководителю в рамках уже существующего предприятия оптовой торговли необходимо привлечь еще покупателей. Помогите ему составить дерево целей из 4 уровней.

 

ЗАДАНИЕ 4 Процедура Решение многокритериальной задачи

Основным методом исследования систем является метод моделирования, который позволяет упростить процесс анализа системы и выработать управленческое решение по результатам проведенного анализа.

Под моделью понимается образ реального процесса (объекта) в материальной форме, отражающий существенные свойства моделируемого объекта или процесса и замещающий его в ходе исследования и управления.

Метод моделирования основывается на принципе аналогии, т.е. возможности изучения реального объекта не непосредственно, а через рассмотрение подобного ему и более доступного объекта, т.е. его модели.

Анализ многих практических проблем привел к появлению класса многокритериальных задач. При появлении большого количества критериев решения приобретают некоторые особенности:

- нет статистических данных, позволяющих обосновать соотношение между различными критериями;

- на момент принятия решения отсутствует информация, позволяющая объективно оценить возможные последствия выбора того или иного варианта.

В многокритериальных задачах часть информации отсутствует. Можно определить только основные переменные, установить связь между ними, т.е. построить модель, адекватно отражающую ситуацию. Но зависимости между критериями вообще не могут быть определены на основе объективной информации. Такие проблемы называются слабоструктуризованными.

Существует классификация Г.Саймона, она выделяет:

-хорошо структуризованные (количественно сформулированные)- те, у которых существенные зависимости выявлены и могут быть выражены в числах и символах, получающих, в конце концов, численные оценки (пример - транспортная задача);

- слабоструктуризованные или смешанные - те, которые содержат как качественные, так и количественные элементы, причем качественные доминируют(пример слабоструктуризованной - выбор места работы).

Естественная реакция человека, решающего многокритериальную задачу - устранить многокритериальность. Этот подход реализовали путем объединения многих критериев в один, с помощью, так называемых весов критериев. Весом критерия называют степень его важности и определяют их ЛПР. В процессе решения такой задачи происходит общения ЛПР (лиц, принимающего решение) и компьютера, при этом ЛПР непосредственно назначает веса критериев и корректирует их на основе полученных решений.

Критерий вычисляется по формуле

n

С = ∑ Wi хCi (4.1)

i=1

 

где Сi - частные критерии (i =1…….n),

wi – веса важности (коэффициенты важности) критериев должны удовлетворять условию:

n

0 ≤ ∑ Wi ≤ 1 (4.2)

i=1

 

Идея объединения состоит в том, что ЛПР в качестве эксперта дает оценку каждой альтернативе по каждому критерию (по шкале 1-10), в соответствии ценностью для него рассматриваемого критерия. Затем ЛПР назначает веса критериев, соблюдая условие (4.2), см. пример.

Для эффективного решения любой многокритериальной задачи, находящейся на множестве Э-П (множестве альтернатив несравнимых по существующим критериям) любое решение, может быть представлено, как решение задачи линейного программирования с определением критерия С. Веса можно получить от ЛПР, они назначают первоначальные веса, затем получают расчеты и корректируют веса до получения удовлетворительного результата.

 

Пример

Перед нами стоит задача выбрать офисное помещение для туристической фирмы, есть три варианта свободных помещений в разных районах города. Мы производим оценку этих вариантов по трем критериям: стоимость аренды, удаленность от ближайшей станции метро, размер площади. Оцениваем эти альтернативы (варианты) по всем критериям, применяя десятибалльную шкалу оценок, выступая экспертами, и назначаем веса критериев по степени их важности, соблюдая условие (4.2). Расчет данного примера представлен в таблице. (Цифры - условные)

 

 

Таблица 4.1

 

Номер альтернативы Стоимость Аренды W=0.5 Удаленность от Метро W= 0.3 Площадь офиса   W= 0.2 Значение оптимального Критерия, С  
        4.8
        5.0
        5.2

 

Ответ: оптимальное решение 3 вариант – выбрано по максимальному значению критерия С, определенного по формуле (4.1).

Студентам предлагается придумать пример многокритериальной задачи и решить ее с помощью

вышеописанного метода с применением обобщающего критерия, выбрать оптимальный вариант.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...